Сломанные двери, разбитые окна, сорванные почтовые ящики — самые безобидные последствия решения поселить выпускников детских домов в одном жилмассиве "Твердохлебово" в пригороде Хабаровска. При этом жители "несиротского происхождения", не знакомые с тонкостями социальной адаптации бывших детдомовцев, считают, что от этих детей просто избавились и говорят об этом открытым текстом "Заселили и забыли", сообщает корр ИА AmurMedia в репортаже из ЖК "Твердохлебово".
Новые кирпичные пятиэтажки видны при въезде в Мирное. В жилом комплексе "Твердохлебово" около 400 квартир передано сиротам. Краевые власти, конечно же, довольны, вроде бы и сиротская очередь сокращается, и бюджет экономится, потому что построить дом дешевле, чем купить новые квартиры. Однако никто не подумал о последствиях, заселив несколько домов одними выпускниками детдомов. Жильцы долго ждали, когда сдадут первую очередь ЖК "Твердохлебово", а жить здесь многим уже и не хочется. Новостройки в Мирном в народе уже прозвали "сиротским гетто". Ведь за несколько месяцев детдомовцы буквально разгромили подъезды и собственные квартиры, а массовые почти ежевечерние гулянья и громкие "пацанские разборки" уже стали неотъемлемой частью морально-психологического климата в квартале. "Мы не хотим жить в гетто", — говорят жильцы "Твердохлебово" и мирненцы, живущие по соседству.
Но утром на здешних улицах тихо и безлюдно. Заходим в продуктовый магазин, расположенный в квартале. Симпатичная девушка за прилавком, представившись Юлией, охотно рассказывает о нравах, царящих на этом социальном островке.
— Благополучных среди детдомовцев практически нет, — говорит Юлия. — Они не работают, пьянствуют целыми днями. В магазин приходят попрошайничать: дайте одну сигаретку, одну шоколадку и так далее. Взрослые, а ведут себя как недоразвитые дети. Смешно слушать, когда молодой здоровый парень жалуется, мол, выпустили из детского дома и бросили. Его вырастили, выучили, дали квартиру — иди работай.
Юлия призналась, что сама одно время жила на квартире, которую снимала у выпускницы детдома. Снимала недорого и нелегально. Ведь ни сдавать, ни тем более продавать эти квартиры, пока не пройдет срок специализированного найма, сироты не имеют права.
Другая работница подтвердила, что получив жилье, детдомовцы заселяются по 3-5 человек в одну квартиру, а свое жилье сдают в аренду. На эти деньги и живут, нигде не работают, устраивают гулянки. Во время нашего разговора в магазин заходит неопрятно одетый парень. Он здоровается с Юлией, как с хорошей знакомой, и покупает бутылку пива и шоколадный батончик.
— Вот тоже из этих, — указывает на него девушка. — Кто еще с утра берет пиво?
Парень улыбается, ни сколько не обижаясь, и охотно соглашается пройтись с журналистом до своего дома.
Рустаму 25 лет, в "Твердохлебово" живет с 2015 года. Он закончил училище, потом служил в армии. После службы и получил квартиру в новостройке.
— Я сам с Аяно-Майского района, — рассказывает Рустам. — Там жил в приюте, потом меня перевели в хабаровский детский дом № 4. Когда я поселился здесь, то сразу встретил много знакомых, как будто это не мы вышли из детдома, а детдом переехал в Мирное.
Сам свою жизнь Рустам считает вполне благополучной: он работает, а выпивает только на свои деньги.
— Юля в магазине зовет меня "бич-алкаш", — ухмыляется Рустам. — Это потому, что видит меня только в рабочей одежде. У меня есть работа и жилье, значит, все хорошо. Если честно, хотелось бы общаться и с другими людьми, не только со своими детдомовскими, которых знаешь уже много лет. Но здесь таких практически нет.
Рустам махнул рукой в сторону балкона с разбитым стеклом — там живет его знакомая Лена. По словам парня, у Лены четверо детей, и все от разных отцов. Она никогда не работала, живет на детские пособия и отчисления от материнского капитала.
— Лена уже много лет общается с одними и теми же людьми, — поясняет Рустам. — В детском доме вместе жили, теперь здесь. Я понимаю, почему она пьет — она другого ничего не видела и не знает. Были бы разные люди вокруг, может быть, и ей захотелось жить иначе. А здесь все одинаковые, у всех одно и тоже.
Внешне дома выглядят неплохо — типичные новостройки. Во дворах чисто, дворник уже успел пройтись, есть детские площадки. Но бросается в глаза обилие разбитых окон на первых этажах и облупленная штукатурка в подъездах. Но, справедливости ради, в городе немало куда более неприглядных домов и подъездов.
— Дома очень хорошие, — соглашается Юлия. — Квартиры удобной планировки. Но внутри уже все поломано и разбито. У детдомовских почему-то нет чувства собственности, они считают, что "все вокруг колхозное, все вокруг ничье".
Юля вспомнила, как отказала в магазине отпускать товар в долг неработающей местной девушке, поинтересовалась, почему та не работает. "Мне предложили работу, но аж на Энергомаше, — ответила Юлии "должница". — Я что должна каждый день в город ездить, да еще и с пересадкой?
![Битье стекол — самый простой способ выплескнуть эмоции](https://primamediamts.servicecdn.ru/f/big/1365/1364019.jpg)
Битье стекол — самый простой способ выплескнуть эмоции. Фото: ИА AmurMedia
— Моему возмущению не было предела, — делится Юлия. — Большинство жителей Мирного так и работают. А эти словно с другой планеты. Никакого сочувствия к ним нет: наглые, невоспитанные иждивенцы. Еще детей у каждой по 3-4, кого они воспитают? Детей жалко, а их самих нет.
При этом, и Юля, и другие жители Мирного отмечали, что не все детдомовцы ассоциальные.
— "Твердохлебово" — это наглядный результат неправильного расселения сирот — добавляет работающий на строительстве оставшихся домов Владимир. — Мы, конечно же, не против сирот, мы даже за них. Однако, чтобы детдомовцы побыстрее усвоили "правила взрослой жизни", их нельзя селить вместе, создавая социальные гетто.