Крайне усеченным составом, свидетельствующим о неуважении, встретила Ванинская конкурсная комиссия кандидатов в главы Ванино. На собеседовании со мной присутствовали шестеро из восьми членов комиссии, а другого кандидата слушали уже пятеро, сообщил корр. ИА AmurMedia не попавший в финал участник выборной гонки Александр Березовский.
— Я шел первым и ожидал, что меня, мое видение развития Ванино выслушает комиссия в полном составе, то есть 8 человек. Как же я удивился, когда увидел, что членов комиссии всего шестеро, а двое отсутствовали. Что с ними случилось, я не знаю, вопросов по этому поводу задавать не стал, — сообщил кандидат Александр Березовский.
Стоит подчеркнуть, букве закона никто не изменил — в Ванино согласно положению о порядке проведения конкурса заседание конкурсной комиссии является правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии. То есть 6 человек явно больше половины, но и явно меньше полноценных 8.
— Речь и не идет о нарушении закона, речь идет об открытом проявлении неуважения к кандидатам и к самой процедуре выборов. Ведь другого кандидата, который шел после меня, заслушивали уже не шесть, а всего пять членов комиссии! То есть один человек просто ушел в ходе заседания! Почему? Я делаю вывод, потому что победитель был предрешен заранее, оставалась только пустяшная формальная процедура, ну и зачем членам комиссии из-за нас напрягаться?! — говорит Александр Березовский.
К слову сказать, этот кандидат не единожды принимал участие в выборах, причем в прямых, и — выигрывал.
— С заменой прямых всеобщих выборов на конкурс качество выборов резко упало. Все решается кулуарно. И мне вообще-то трудно себе представить, что, к примеру, на прямых выборах члены избиркома могут вот так спокойно позволить себе взять и не прийти или удалиться в разгар рабочего дня, как позволили себе это вчера члены Ванинской конкурсной комиссии. Ведь членов комиссии извещают заранее о дне заседания, и даже если с человеком вдруг что-то произошло, за столько-то времени можно было проработать какой-то запасной вариант, — резонно критикует Александр Березовский.
Секретарь крайизбиркома Оярс Машков, за плечами которого опыт множества избирательных кампаний, признается, что ситуация в Ванино сложилась непростая.
— Понятно, что максимально качественное, достоверное и объективное собеседование будет, когда присутствовать будут все члены конкурсной комиссии. Понятно, что кандидаты могут задаваться вопросом, а может, их не оценили по достоинству из-за того, что отсутствовали члены комиссии, — говорит Оярс Машков. — С другой стороны, юридической, нарушения закона действительно не было. Очевидно, законодатель не считает, что социальные правила и нормы поведения нуждаются в закреплении в законе. Но в продолжении темы, конечно, нужно выяснить у членов комиссии, почему на заседании присутствовали не все члены комиссии, и уже по результатам и можно строить догадки, а был ли сговор по интересам.
Однако поговорить с членами Ванинской конкурсной комиссии — задача архисложная. Сотрудники администраций поселка и района хором уверяли корреспондента агентства, что имена членов конкурсной комиссии и официальный телефон комиссии им неизвестны. Единственный контакт, который указали, это рабочий телефон председателя конкурсной комиссии Марины Чихман, работающей в районной администрации. Однако за три дня безуспешных попыток поговорить с Мариной Чихман удалось лишь раз, и только минуту. Пообещав два дня назад сообщить информацию о кандидатах, ФИО и должности, госпожа Чихман затем напрочь исчезла из зоны видимости. Попытки связаться с председателем конкурсной комиссии через секретаря разбивались о монотонное "Марины Владимировны нет, когда будет, неизвестно", "Марина Владимировна просила передать, что не может вам дать свой сотовый, это ее личный телефон" или "Марины Владимировны сегодня уже не будет".
Не удалось связаться с Мариной Чихман и ее коллегами по конкурсной комиссии и сегодня.
Стоит также отметить, что до сих пор на сайте администрации Ванино не появилась информация о результатах конкурса, хотя многие ванинцы еще вчера были о них осведомлены. Опять промахнулся законодатель, оставив на совести муниципалитетов обязанность выводить в публичное пространство эти сведения, касающиеся всех. Воспользовавшись этим упущением, и ванинские депутаты не стали уточнять сроки в положении о порядке проведения конкурса.
— С такой неправильной организацией работы в районах действительно приходится сталкиваться, — признал Оярс Машков. — Но, к сожалению, сейчас нет никаких механизмов, строго регламентирующих деятельность и обязанности конкурсных комиссий.
Пока радикально решить проблему неполного состава комиссий и сокрытия публичной информации, по его словам, можно лишь в судебном порядке.