Накануне в Хабаровске открылась ещё одна школа классического балета, которая так и называется "Русский балет". Это Санкт-Петербургская франшиза. Появилась она у нас благодаря маме троих детей, предпринимательнице по духу Алене Скворцовой. Корреспондент ИА AmurMediа встретился с основательницей новой школы и узнал подробности начинания.
Небольшой двухэтажный особнячок на Тимирязева, 5 еще тих. Во дворе на асфальте в солнечные дни греется старый пес, доживающий свои дни, охраняя небольшую огороженную забором территорию. Первый этаж здания сейчас в стадии завершения ремонта. Все грязные работы уже закончены. Остались монтажные: макет балерины прикрепить на стену, зеркала повесить, станок установить, камеру для трансляции занятий в балетном классе и еще целую кучу всяких мелочей, без которых не может быть создано волшебной атмосферы классического танца и искусства балета.
Стол администратора уже готов, однако еще не оборудован телефонией, компьютером. Раздевалка для балерин ещё пахнет свежей краской и ждет, когда в нее поселятся скамеечки для юных танцовщиц, вешалки для одежды и полочки. В небольшом, но уютном холле-балконе на втором этаже совсем скоро появится монитор для родителей, которые в ожидании своих детишек смогут смотреть весь ход занятий.
Во всем ощущается волнение и трепет, легкость и какая-то светлая радость. Как будто всему, что будет участвовать в процессе обучения детей, передается частичка духа балета…
Евгений Скворцов. Фото: Алексей Тимиргалеев
Посреди всего этого почти готового действа два человека: один медленно, с чувством, с толком что-то мастерит на полу, другой сосредоточенно оглядывает каждый сантиметр помещения… Первый – это Евгений Скворцов, второй человек — это, собственно, сама Алена Скворцова. Он руководит всеми строительными, монтажными, в общем внутренними работами по обустройству школы. PR и реклама, найм сотрудников, дизайн помещения, подбор оборудования – это компетенция Алены. Получается семейный подряд, семейное дело.
Глядя на эту картину, ну, как тут ни задать вопрос: "Кто в вашей семье профессионально относится к сфере преподавания, культуры?".
— Никто, — ответила Алена Юрьевна. – Наша семья – исключение из правила. Мой муж – кадровый офицер. Сейчас в отставке. У меня специальность по диплому – менеджер организаций. Это можно считать профессиональной принадлежностью к организации школы?
Из дальнейшей беседы становится ясно, что поводом для создания "своего дела" послужили не профессиональные умения и навыки супругов, а обычная родительская потребность разносторонне и качественно воспитывать детей, прививать им хороший вкус, развивать чувство прекрасного.
У супругов Скворцовых трое детей: двое старших сыновей (9 и 10 лет) и дочь (3 года). Именно благодаря младшей – Владе – родилось семейное дело под названием "Детская хореографическая школа "Русский балет". Это с ней мама ездила с района ул. Флегонтова на занятия в балетную школу в центр города (ближе ничего подобного не нашлось). Путь этот, возможно, по километражу не долог. Но в часы пик в Хабаровске этот путь становится просто огромным. Чтобы отвезти малышку на занятия, маме надо было выехать со своей работы, заехать за дочерью и отвезти ее на занятие. (Прим. Надо сказать, что с последнего места работы Алена уволилась всего как 30 марта. До этого момента она совмещала три требующие много времени и сил совершенно разные задачи — работу, обязанности мамы троих детей и организацию нового предприятия.)
В школе "Русского балета". Фото: Алексей Тимиргалеев
— Дети в большой семье рано становятся самостоятельными, — говорит Алена Юрьевна. –Хорошо, что подходящая секция – карате – оказалась поблизости от дома. Мальчики ходят на тренировки вместе и без сопровождения. С дочкой так не получилось. Да и ей всего 3 года! Вопрос был только в том, рано мы ее отдадим в какую-нибудь школу, студию, секцию или поздно… Я сама в детстве занималась хореографией. Отдала ей 5 лет. Поняла, что это очень полезно для воспитания, по крайней мере, девочек. И осанку красивую формирует, и гибкость, и пластику в движениях, и чувство ритма, воспитывает умение видеть и слышать красоту. Пребывание на сцене (во время выступлений) избавляет от страха публичности, прибавляет уверенности в себе. Общаясь друг с другом во время занятий, дети становятся общительнее, у них формируется хороший круг новых знакомых. В занятиях в такого рода секциях и школах очень много пользы.
— Получается, вас не устраивали пробки на дорогах и трудности в связи с этим посещения школы. Но обычно родители просто меняют ребенку увлечения…
— Влада у нас родилась потому, что мы очень с мужем хотели девочку. Это желанный ребенок, желанная дочка. Поэтому мы, как любящие родители, не хотели отказываться от того пути воспитания дочери, который выбрали. Балет выбрали не только мы, но и Влада. Ей очень нравятся эти занятия. И я стала искать решение проблемы: как сохранить занятия балетом и исключить пробки. Если выбирать между вертолетом и школой, школа поблизости от дома дешевле и функциональнее. И нашла предложение от Санкт-Петербургской школы "Русский балет".
Возможно, не будь в истории жизни Алены Скворцовой прежде предпринимательского опыта, она бы действительно сменила бы школу на студию или секцию, вместо балета выбрала бы гимнастику или народные танцы. Но он у нее был.
Алена Скворцова с дочерью. Фото: Алексей Тимиргалеев
Алене Скворцовой 29 лет. Детская хореографическая школа "Русский балет" — это ее третий предпринимательский опыт. Первый – детское кафе в г. Бикин Хабаровского края. Работала над его открытием Алена, будучи в положении. Открылось кафе сразу после рождения дочери. Оно живо и по сей день, но им уже владеют друзья Алены и Евгения. Второй предпринимательский опыт – парикмахерская в Хабаровске. Алена о нем говорить не любит. Считает его неудачным. Место нахождения парикмахерской, время ее открытия (очередная волна кризиса) привели к скорому закрытию. Когда Алена заговорила о третьем предприятии, муж встретил идею осторожно. Но, увидев у жены не только эмоции, но и достаточно глубокую проработку экономической составляющей, поддержал ее в третий раз. К слову сказать, в семье у Скворцовых принято поддерживать друг друга в хороших начинаниях.
Поэтому страха и сильных переживаний по поводу того, стоит или нет, у Алены не было. Она внимательно изучила предложение, посчитала, основываясь на своем предыдущем опыте, предполагаемую окупаемость. Подумала о плохом варианте (что будет, если пойдет все не так гладко и быстро, как она рассчитывала). И приступила к организации.
В школе "Русского балета". Фото: Алексей Тимиргалеев
Стартовые расходы (покупка франшизы, ремонт помещения, приобретение оборудования) составили полмиллиона рублей. При стоимости месячного посещения школы в 4000 рублей (это средняя цена по городу за 10 занятий в месяц) окупаемость должна была наступить на третий месяц. Однако, в связи с тем, что открытие состоится накануне летнего сезона (когда по традиции в образовательной и воспитательной отраслях наступает затишье), Алена планирует достигнуть намеченного рубежа к новому году. Это так называемый пессимистический сценарий.
Однако, сдаваться сезонному спаду Алена не собирается. Параллельно с детскими группами Алена Скворцова планирует организовать взрослые группы, летом для младших школьников тематическую площадку.
— Что является самым трудным в организации школы?
— Пожалуй, персонал. Я нарисовала себе портрет хореографа, каким он должен быть… Это должна быть девушка, молодая женщина, очень мягкая, нежная, ласковая. К ней должны дети тянуться, хотеть с ней заниматься… Но, оказывается, найти таких сложно. Ведь кроме природной мягкости нужно еще и знать все тонкости преподавательского мастерства, танца. Да, я еще не всех хореографов набрала, я еще в поиске.
В школе "Русского балета". Фото: Алексей Тимиргалеев
— Согласна, мы очень далеко находимся от обеих столиц, балет у нас не так популярен. Поэтому и преподавателей сложно найти…
— Вы меня не так поняли. Я не ищу готовых преподавателей классического балета. Я знаю, какова ситуация у нас с балетом. Если бы я надеялась найти готовых педагогов, то не покупала бы франшизу. Франшиза предполагает дообучение хореографов. В рамках договора мы получили не только обучающие материалы и программу обучения, которые основываются на методике Агрипины Вагановой. Также предполагаются вебинары с Санкт-Петербургскими преподавателями, запись и разбор уроков. В дальнейшем планируются выездные стажировки в Санкт-Петербург. То есть предполагается постоянная учеба для педагогов школы и постоянное совершенствование в мастерстве преподавания балета. Кроме того, наши хореографы будут проходить аттестацию на знание методики.
Кстати, о том, какой должна быть хореограф… Совершенно неожиданно появился в поле моего зрения молодой человек, специальность у него – гимнастика. Веду с ним переговоры, так что, возможно, у нас педагоги будут не только девушки, но и молодой человек.
А.Я. Ваганова (1879 — 1951 гг.) — первый профессор хореографии, педагог Ленинградского государственного хореографического училища, носящего сейчас ее имя (ныне Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой). Система Вагановой – закономерное продолжение и развитие традиций французской, итальянской и русской школ балета. Причем, русской школы в прямом понимании этого значения еще не существовало, несмотря на значительные успехи некоторых отечественных педагогов. Создание этой школы стало уделом жизни А. Я. Вагановой. Л. Д. Блок писала: "По окончании артистической карьеры она взялась за преподавание и оказалась одаренной исключительными педагогическими способностями".
В школе "Русского балета". Фото: Алексей Тимиргалеев
— Что интересного ожидает девочек в вашей школе?
— Например, у каждой юной балерины будет свой дневник, называется он "Холодное сердце". В каждой группе будет свое украшение для шишки (форма укладки волос на время занятия).
— Программа занятий на год уже готова? Какие мероприятия ожидают хабаровчан с вашим участием в ближайшее время?
— Об этом пока рано говорить. Это ведь школа. И набор будет происходить среди абсолютных новичков. Им учиться еще надо будет, прежде чем они смогут что-то показать публике. В этом году план действий таков: апрель-май – набор в группы, начало занятий. Далее лето – площадка, работа со взрослыми, индивидуальные занятия с желающими. Осень – открытие школы, добор в группы, начало учебного процесса, активное освещение работы школы в соцсетях (у нас во всех соцсетях есть одноименные группы – Русский балет), подготовка и празднование Нового года, подготовка к первому отчетному выступлению. Между этими основными вехами, конечно, мы постараемся выступить во всех городских мероприятиях с концертными программами. В следующем году планируется выезд в лагерь, возможно уже участие в фестивале.
23 апреля прошел день открытых дверей в школе "Русский балет" (по сути, это ее день рождения). В этот день все желающие смогли не только посмотреть школу изнутри, оценить красоту и качество оборудования и интерьера, но и поучаствовали в бесплатном уроке (последнее относится к детям, родители, как и говорилось ранее, смогут за всем этим понаблюдать), пообщались с хореографами, задали вопросы по методикам преподавания, а некоторые также записались в эту школу.
Запись в школу осуществляется с 2 лет. Верхняя возрастная планка для танцовщиц – 10 лет. В каждой группе будет не больше 15 девочек.
Занятие в школе "Русского балета". Фото: Алексей Тимиргалеев
Всего, по расчетам А.Ю. Скворцовой, ее школа может вместить в себя до 250 детей. Учитывая, что район Флегонтова очень большой, такое количество детей набрать вполне возможно. Тем более, что расположен он между Южным парком и центром, что делает его более привлекательным и для родителей Южного микрорайона. В апреле-мае Алена планирует набрать 2-3 группы.
К конкурентам Алена относится доброжелательно. Считает, что детишек в Хабаровске хватит на всех. Ну, а чья школа окажется профессионально сильнее – покажет время.
Ну, что ж, хорошее начало. ИА AmurMediа желает новому предприятию, благодаря которому в нашей жизни прибавится красоты, успехов.