ФТАР единогласно выдвинула Дегтярева на пост президента Олимпийского комитета России
10:51
Первую ледовую переправу открыли в Хабаровском крае
10:24
По просьбе жителей в Корфовском городском поселении благоустроили сквер "Гранит"
10:15
Инфляция в Хабаровском крае в октябре ускорилась
10:06
Пока вы спали: срочное заявление Путина, сбежала икона Америки, третья мировая началась?
10:00
За сдачу в аренду чужую квартиру комсомольчанку отправили на исправительные работы
09:39
Вкус как в детстве и даже лучше: как быстро и просто приготовить пшенную кашу
09:30
​Сборная Хабаровского края и ДНР вместе поборются за звание сильнейшей в финале Кубка ДФО по настольному теннису
09:25
Сможете по одному кадру вспомнить советских актеров, которые сыграли пап в кино? – ТЕСТ
09:00
22 ноября в календаре: дeнь cынoвeй, пcиxoлoгa и Матрёны зимние
09:00
Утро в Хабаровске: -5°С, небольшой снег, магнитосфера слабовозмущенная
07:37
Итоги дня: змеи на полках, пожар в малосемейке, пряники для воинов и минус 200 тысяч
21 ноября, 21:00
Гороскоп на 22 ноября: Львы катаются на "американских горках", а Девы "чешут" языком
21 ноября, 20:00
В чем встречать Новый год 2025: какие цвета должны быть в образе
21 ноября, 19:30
Хабаровский край продолжает оказывать всестороннюю помощь бойцам на СВО
21 ноября, 19:00
Строительные предприятия Хабаровского края активно присоединяются к Хартии техсуверенитета 21 ноября, 16:00
Песков заявил, что прямая линия Путина пройдет в декабре 21 ноября, 14:17
Юрий Трутнев проверил, как восстанавливают подшефные Дальнему Востоку территории ДНР 21 ноября, 12:27
Ягодное растениеводство намерены развивать в Хабаровском крае 20 ноября, 17:00
Нам важен каждый: Ozon проводит акцию "Бесценный рубль" в поддержку благотворительных фондов 20 ноября, 12:55
Новый резидент ТОР "Хабаровск" будет выпускать металлоизделия для промышленности и медицины 19 ноября, 14:00
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 09:20
Игорь Шутенков вступил в должность мэра Улан-Удэ 18 ноября, 17:25
Дмитрий Демешин: Наша общая цель – улучшить позиции края в Нацрейтинге 18 ноября, 12:23
Инженерно-технологический центр коллективного пользования появится в Комсомольске-на-Амуре 18 ноября, 10:28
Нового главу Эльбана выбрали в Хабаровском крае 18 ноября, 08:26
Доходы бюджета Иркутска на 2025 год превысят 34 млрд рублей 15 ноября, 16:20
Дмитрий Демешин: Лес должен осваиваться продуманно и эффективно 15 ноября, 16:00
Морской терминал "Порт Эльга" в Хабаровском крае принял первое судно 15 ноября, 13:45
Дмитрий Демешин дал ряд поручений по реализации мастер-планов Хабаровска и Комсомольска 14 ноября, 14:29

Говорухин: Приход в край "Леруа Мерлен" чреват социальным взрывом и оттоком населения

В Хабаровске, по данным эксперта, ритейлер намерен занять более 50% рынка, а в Комсомольске эта цифра увеличится до 80-90%
17 апреля 2017, 14:55 Бизнес
Говорухин: Приход "Леруа Мерлен" в Хабаровский край вызовет взрыв и подтолкнет к отъезду Евгений Никитенко, ИА AmurMedia
Говорухин: Приход "Леруа Мерлен" в Хабаровский край вызовет взрыв и подтолкнет к отъезду
Фото: Евгений Никитенко, ИА AmurMedia

Эксперты неоднозначно оценивают приход в Хабаровский край ритейлера федерального уровня "Леруа Мерлен". К каким негативным социально-экономическим последствиям может привести вхождение гиперконкурента в тихие местные бизнес-заводи, сообщил в интервью корр. ИА AmurMedia член Общественной палаты Хабаровского края, доктор социологических наук, профессор АмГПГУ Григорий Говорухин.

— Григорий Эдуардович, в апреле в Хабаровске ожидается открытие первого на Дальнем Востоке гипермаркета "Леруа Мерлен". Как вы оцениваете приход ритейлера федерального уровня в Хабаровский край и шире — в ДФО?

— Об открытии в Хабаровске "Леруа Мерлен" я, как и все, конечно, давно знаю. Если мне не изменяет память, оно намечено на 20 апреля, а вот о том, что появилась информация, что "Леруа Мерлен" активно интересуется площадью и землей в Комсомольске-на-Амуре, я думаю, знают немногие. Если рассматривать этот факт с точки зрения предпринимательства, то все выглядит обычно: один предприниматель борется с другим предпринимателем, и в этом нет ничего ужасного.

— Вы, кстати, первый, кто об этом сказал, о таких планах по расширению поля деятельности "Леруа Мерлен" точно не извещала. Но, с другой стороны, ничего сверхъестественного в этом нет, желание занять лучшие позиции, конкуренция в бизнесе — дело привычное и понятное.

— Да, но если обратить внимание на социальный аспект этого продвижения, то новость получает совсем иное звучание.

— Что вы имеете в виду?

— Начну, может быть, немного издалека. Вообще, какова основная задача, которая стоит перед властью в вопросе развития Дальнего Востока, который, напомню, определен как приоритетный вектор развития России в XXI веке? Перед властью и федеральной, и краевой поставлена задача привлечения сюда дополнительных рабочих сил, с одной стороны, а с другой — удержание тех, кто здесь еще остался. То есть самое главное, чтобы здесь были люди.

Теперь вернемся к Комсомольску и посмотрим, как приход "Леруа Мерлен" или иных игроков такого уровня может отразиться на социально-экономической ситуации.

Любой крупный игрок, который сюда приходит, так или иначе меняет конфигурацию поля. Но игрок, который заточен на города-миллионники, войдя в город куда меньшего масштаба, подвергает риску не просто изменить конфигурацию рынка, а взорвать его.

Ведь что получается? В современных городах-миллионниках бизнес научился действовать в соответствии с выработанной годами конкуренции этикой: не выжигать вокруг себя поле, давая заработать и другим. И в мегаполисах такая возможность есть, так как там масштаб иной, там есть куда разбежаться: один крупный ритейлер в одном конце города, второй — в другом, а между ними магазины формата "у дома". Это — естественная среда выживания торгового бизнеса, к которой жители миллионников быстро привыкли: хочешь закупать товар тележками — едешь в гипермаркет, который к тому же еще и дискаунтер, то есть работает в самом низком ценовом сегменте, а если покупаешь по мелочи — то идешь в небольшой магазин рядом с домом.

— Хотя Хабаровск не мегаполис, но как рядовая горожанка свидетельствую: это действительно очень удобно для горожан.

— Да, конечно. Но эта стратегия удобна и применима именно в городах-миллионниках, а с 2013 года стратегия "Леруа Мерлен" поменялась: компания решила входить в малые и средние города. Поначалу они, правда, провозгласили, что это будут города только в ЦФО, но как мы видим, в итоге добрались и до Хабаровска.

Что из этого следует? Хочу напомнить, что территория в малых городах организована таким образом, чтобы все было очень близко, можно сказать, в шаговой доступности. И в результате пространство города во всех смыслах, то есть и социальное пространство, и урбаническое пространство, конфигурируется вокруг определенных знаковых реперных точек. Таковыми точками могут являться места массовой работы жителей, крупные социальные объекты, навроде Домов культуры и центральных площадей и, безусловно, крупные торговые центры — гипермаркеты. В строгом смысле слова именно интерес самого покупателя и приводит к тому, что такой формат торговли вообще появляется, и, казалось бы, никаких минусов в этом нет. Однако есть два важных "но".

Первое "но". Большие сети приходят и говорят, мне для работы, скажем, нужно не больше 100 человек, именно столько требуется для обслуживания гипермаркета на 8 тысяч кв. метров. 8 тысяч – это новый, после изменения стратегии, формат торговли того же "Леруа Мерлен", которая в городах-миллионниках обычно работает на 10-12 тысячах кв. метров площади.

Кто эти 100 человек? Это, как правило, грузчики, водители, кладовщики, то есть низкий сегмент рабочих специальностей. Топовый персонал, который и будет, собственно, на местах управлять, это 10 человек из 100. То есть такова потребность в кадрах крупного ритейлера.

А между тем, по подсчетам самого "Леруа Мерлен", местный рынок стройматериалов с его приходом в Хабаровск просядет более, чем на 50%.

На 58%, по-моему. То есть пострадают и "Свиф", и "Баярд", и другие местные игроки. Мало того, этот новичок обязательно зайдет и на другие рынки — не строительные, поскольку ему надо будет выжить и закрепиться. А дальше все покатится, как снежный ком. Поэтому и в самом Хабаровске, где численность населения порядка 650 тысяч человек, приход "Леруа Мерлен" будет означать социальный взрыв, так как пойдет волна увольнений в сфере бизнеса.

Таким образом, принятыми на работу будут 100 человек, а уволено 1000, приняты будут специалисты первого звена, то есть неквалифицированные сотрудники, а под увольнение попадут работники всех звеньев, в том числе и высокооплачиваемые сотрудники компаний, чья деятельность будет прекращена.

— Картинка получается апокалиптическая, а что тогда, по вашим прогнозам, ждет Комсомольск-на-Амуре?

— А в Комсомольске-на-Амуре доля рынка "Леруа Мерлен" составит 80-90%, соответственно, и увольнения будут значительнее По моим оценкам, всего более тысячи человек пойдут на улицу искать работу. Часть из них сможет трудоустроиться по профилю, часть — переориентируется на какие-то другие сферы, а вот оставшаяся часть просто соберет чемоданы и уедет.

— Вот так легко соберутся и уедут в никуда только из-за того, что придет "Леруа Мерлен"?

— Дело в том, что, по моим исследованиям, сейчас порядка 80% населения Дальнего Востока в целом и Хабаровского края в частности находится в состоянии латентной миграции. Но кто-то хочет и уже готов уехать, причем у него есть деньги и жилье на новом месте, а другой хочет, но не готов. Его в Хабаровске или в Комсомольске держит машина, квартира, худо-бедно какая-то работа. При этом особенно остро с такими "шатающимися" гражданами дело обстоит в Комсомольске, где после развала промышленности в 90-е годы немалая часть населения ушла в малый и средний бизнес, причем не в качестве владельцев предприятий, а в качестве тех же наемных работников. Поэтому, если мы сейчас, условно говоря, качнем шар и собьем этих людей, выбьем у них почву из-под ног, то они из латентных мигрантов превратятся в реальных. Они просто продадут все и уедут, потому что здесь им терять уже нечего.

Так кому это нужно? Что даст Комсомольску, учитывая такие последствия, приход "Леруа Мерлен"? Тем более, что в случае с "Леруа Мерлен" может быть и продолжение.

— Какое?

Следующим в Хабаровский край может зайти "Ашан", потому что и "Леруа Мерлен" и "Ашан" принадлежат одной финансовой группе из Франции.

А оборот у "Ашана", сами понимаете, просто колоссальный! Если он зайдет в Хабаровск, то все продуктовые магазины накроются медным тазом. Причем "Ашан" как гигант, располагающий мощной сетью гипермаркетов по стране, может позволить себе в отдельно взятом подразделении опустить и держать цены на уровне абсолютно нерентабельном для местных торговых сетей, отчего все потенциальные конкуренты просто загнутся. Не только в Хабаровске — вообще на всем Дальнем Востоке ни одно торговое предприятие не сможет выдержать такую конкуренцию. А как только соперники сломаются и уйдут с рынка, цены опять поднимутся.

Приход такого игрока вдобавок ко всему обязательно поменяет структуру и текстуру самого города. Скажем, сейчас вся торговая инфаструктура Хабаровска ориентирована на центры навроде того же "Самбери" или "Баярда". На пути к этим объектам быстро появляется другой сопутствующий бизнес, допустим, небольшие кафе, где люди могут поесть-попить, развлечься, или узкоспециализированные магазины.

Когда на рынок заходит такой игрок, как "Леруа Мерлен" или "Ашан", то, понятно, этот старый трафик будет закрыт, а вместо него откроется другой. И это тоже может привести к тому, что какая-то часть городских районов потеряет свою привлекательность. И все только потому, что, образно говоря, огромный кит приплыл в маленькую ванну.

— Если продолжить вашу метафору, чтобы кит не разбил ванночку, в Европе, насколько я знаю, вводят различные ограничения для крупных игроков.

— Вот именно. То есть в самой Европе уже достаточно давно поняли вред от таких необдуманных действий: там не допускается вхождение такого калибра игроков в средние и малые города. У них, конечно, средние и малые города меньше Хабаровска и Комсомольска, но все равно. Получается в Европе поняли социальные и экономические риски, связанные с подобным захватом территорий, а мы — нет.

— Как вам кажется, "Леруа Мерлен" Хабаровском не ограничится, двинется дальше по Дальнему Востоку?

— Убежден, что на Хабаровске они не остановятся. Как это прописано в стратегии самой сети "Леруа Мерлен", с 2013 и по 2018 год количество "занятых" городов должно составлять около 140, и на сегодня уже открыты такого рода магазины в Сибири, в городах, где около 720 тысяч жителей.

Последствия могут оказаться очень серьезными, учитывая специфику нашего региона, о которой я уже говорил.

У нас в отличие от соседних сибирских регионов уже сформирована первая большая волна жителей, которые готовы уехать. И меня беспокоит, не то, что западные сети пришли и взбудоражили местный бизнес, а то, что сама ситуация нестабильна, и люди только ждут, что их подтолкнут к выезду.

Именно поэтому приход крупных игроков федерального уровня надо очень хорошо просчитывать, осознавать, какие будут последствия при принятии решений о каких-то крупных стратегических объектах на территории города, края. То есть до этого надо приглашать людей, которые взвешивали бы риски. Естественно, эти риски могут быть где-то нивелированы какими-то плюсами, то есть нужен банальный экономический расчет: если уедет ограниченное количество людей, насколько это будет критично/некритично.

В связи с этим у меня вопрос к правительству Хабаровского края: вы в самом деле заинтересованы в том, чтобы поддержать свое население? Речь уже не идет о поддержке малого или среднего бизнеса. Что это вообще: попытка просто призвать сюда крупного держателя денег? Причем, что интересно, тех держателей, которые имеют отношение к государствам, объявившим санкции нашему государству.

— Вы полагаете, что никто в правительстве таких расчетов не делал и анализом последствий не занимался?

— Боюсь, что это сделано на основе сиюминутных импульсивных вещей: какой крупный игрок, давайте мы его сюда запустим, потому что это просто крупный игрок. А дальше-то что? А дальше могут быть такие последствия, о которых говорил. Конечно, это прогнозные выводы, но вероятность такого развития событий высока.

— Григорий Эдуардович, а что, по вашему мнению, сейчас можно сделать, чтобы избежать тех возможных негативных последствий, о которых вы рассказали?

— По большему счету противопоставить реально что-либо желанию "Леруа Мерлен" расширить свой бизнес за счет Дальнего Востока невозможно.

Но если вдруг некие чиновники, должностные лица все-таки активно пытаются продавить инициативу вхождения этих ритейлеров в Хабаровский край, то, возможно, такими публикациями и можно заставить их задуматься, одернуть их: а вы все просчитали, все последствия вами изучены?

Дальний Восток и Комсомольск в фокусе президентского внимания, и цель была не запустить сюда какой-нибудь ТОСЭР, а привлечь людей. А если мы, запуская гипербизнес, людей отталкиваем, а не привлекаем, то спрашивается, а достигается ли декларируемая цель? И останетесь ли вы в своих креслах сидеть, если отток, причем по вашей же вине, увеличится? Это первое, что мы можем сделать.

Второе — это возможность сказать тому же самому бизнесу: а так ли вы работаете? Пока не поздно, меняйте свою деятельность таким образом, чтобы стать социально полезными для населения. Думаю, эта угроза в определенной степени заставит дальневосточный бизнес иначе посмотреть на свою работу.

— С этим точно будут сложности. От нашего бизнеса как-то не остается впечатления, что он готов биться до последнего, что просто так он ничего не отдаст.

— Правильно, вот я и говорю: Хабаровск потеряли, а вот у других городов, которые не захватили, в том числе Комсомольск, надежда еще есть. Поэтому там бизнес еще может за себя по крайней мере попробовать побороться. Можно ведь попробовать иным способом заинтересовать людей, чтобы они покупали ваши товары. Или сделать свой бизнес более социальным, например, проводить социальные флешмобы, для того чтобы мобилизовать людей, или организовывать праздники. В любом случае бизнес не должен быть таким инертным, не может быть таким беззубым! Нельзя, чтобы ждали покорно, как кто-то придет и убьет их дело.

По большому счету мои слова обращены к тем, кто еще не столкнулся с гиперигроками напрямую.

Это настоящая экспансия, это торговая война, а ее можно вести разными способами. Можно, к примеру, туземцам бусики предлагать и захватывать их территории.

И мне происходящее как раз-таки и напоминает такого рода войну.

— Наверное, нельзя скидывать со счетов и такой момент, от усилий бизнеса не особо зависящий: покупателю по большему счету все равно, кто именно зайдет в его город, если у этого кого-то в магазинах цены будут ниже. И, думаю, ни для кого не секрет, что большинство хаборовчан просто с нетерпением ждут, когда "Леруа Мерлен" наконец-то откроется. Это ведь первый по-настоящему западный формат, который пришел в регион из Москвы и Питера. Это, если хотите, Событие, которых дальневосточникам явно не хватает.

— Да, к сожалению, в ваших словах есть немалая доля правды. Людей не слишком интересует, что предлагаемый сегмент не самого высокого качества, так как сегмент принципиально недорогой, главное, что цены-то действительно ниже. Поэтому многим и кажется, что в этой схватке наш местный бизнес обречен, но я все равно убежден, что на Дальнем Востоке есть активные, предприимчивые бизнесмены, которые смогут за себя постоять даже в борьбе с таким гиперконкурентом.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Мэрия Хабаровска: виновником провала на ул. Пионерской названа компания "Леруа Мерлен"

Набор персонала в "Леруа Мерлен" выходит на финишную прямую

116497
77
30