Нет одиночеству: где встретят свою любовь знаки зодиака
19:30
Хабаровский край присоединился к Всероссийской акции "Дорога к обелиску"
19:00
В реках Хабаровского края возможен подъем уровня воды до неблагоприятных отметок
18:30
Самолёты из Хабаровска в Красноярск будут летать чаще
18:00
Юную хабаровчанку рекомендовали к поступлению в ГИТИС по итогам образовательного проекта МТС
17:30
​Продукция с брендом "Сделано в Хабаровском крае" получит региональную поддержку и продвижение
17:00
Комсомольские нефтепереработчики присоединились ко Дню донора
16:54
Жителей Хабаровского края приглашают на "Библионочь-2024"
16:30
В Хабаровском крае продолжается рейд по выявлению мигрантов, не вставших на учет
16:00
Сергей Кравчук: Мы обновляем оборудование на складе резерва, чтобы эффективно защитить хабаровчан в случае паводка
15:30
Аферисты заставили взять кредит и выманили у семьи из Хабаровска почти 8 млн рублей
15:00
Премиум-аккаунт и скидки: новые бонусы для пользователей тарифа "Игровой" от "Ростелекома"
14:45
Галина Кононенко: Первомай отметим полезными делами
14:41
Остросюжетный исторический детектив "Операция “Карпаты”" выйдет на Wink.ru 25 апреля
14:30
Массового первомайского шествия в Хабаровске не будет
14:30
​Продукция с брендом "Сделано в Хабаровском крае" получит региональную поддержку и продвижение 17:00
Военнослужащий из Хабаровского края, проявил мужество и героизм в ходе СВО 13:00
Военнослужащий ВВО проявил мужество и героизм в ходе проведения СВО 18 апреля, 16:00
Банк "Открытие": в топ-20 популярных подержанных авто впервые вошли "китайцы" 18 апреля, 15:15
Кредитный рейтинг банка "Открытие" "Эксперт РА" подтвердил на уровне ruAA 18 апреля, 11:20
Экспорт грузовиков, легковушек и запчастей из Японии в Россию стремительно падает 18 апреля, 09:10
В Хабаровске откроется "самый восточный" филиал компании “ПромМаш Тест Инжиниринг” 17 апреля, 15:10
В Хабаровске открыли мемориальные доски погибшим военнослужащим Росгвардии 17 апреля, 11:30
Михаил Дегтярев обсудил с главами районов подготовку к предстоящим выборам в краевой парламент 16 апреля, 14:00
Военнослужащий УЦ ВВО из Хабаровского края проявил мужество и героизм в ходе СВО 16 апреля, 13:00
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 12:15
Жара на улице и в доме, электросамокаты против пешеходов, пирожное со сложной судьбой 15 апреля, 18:30
Военнослужащий ВВО из Хабаровского края спас боевых товарищей в ходе проведения СВО 15 апреля, 15:00
Партию новых истребителей Су-35С ОАК передала Минобороны России 12 апреля, 16:00
Военнослужащую танкового батальона УЦ ВВО из Хабаровского края наградили медалью 12 апреля, 13:00

Профессионализм как точка опоры - директор Хабаровского педагогического колледжа

Геннадий Гостев рассказал об истории образовательной организации, ведущих направлениях работы, планах и перспективах ее развития
Геннадий Гостев фото предоставлено КГБ ПОУ ХПК
Геннадий Гостев
Фото: фото предоставлено КГБ ПОУ ХПК

Постоянное стремление и желание развивать ресурсную базу Хабаровского педагогического колледжа, повышать качество образования сделало учреждение форпостом развития педагогического образования в крае. Директор колледжа Геннадий Гостев рассказал корр. ИА AmurMedia об истории учебного заведения, современных стандартах подготовки учителей, инновационном проекте – "Педкластер 27", а также о планах развития учреждения.

— Геннадий Михайлович, насколько известно, педагогический колледж был основан даже раньше, чем пединститут – без малого сто лет назад. Наверняка, за это время с учебным заведением чего только не происходило?

— Вы правы, Хабаровский педагогический колледж – одно из старейших учебных заведений не только краевой столицы, но и всего Дальнего Востока. Мы прошли долгий путь с момента основания до сегодняшнего дня. С 1922 по 1937 год учебное заведение носило название "Педагогический техникум" и располагалось на пл. Ленина, где сейчас находится бизнес-центр Сбербанка России. С 1937 по 1993 год было переименовано в "Педагогическое училище", которое тоже может похвастаться богатой историей – его несколько раз закрывали, переносили в Биробиджан и снова возвращали в Хабаровск. В июне 1993 года приказом министерства образования и науки Хабаровского края мы были одними из первых реорганизованы в новый тип образовательного учреждения – педагогический колледж. Именно с нас и началась эта тенденция реорганизации учреждений среднего педагогического образования в дальневосточном регионе.

Директор колледжа Геннадий Гостев

Директор колледжа Геннадий Гостев. Фото: фото предоставлено КГБ ПОУ ХПК

— Как проходила подготовка педагогических кадров?

Хабаровский педколледж с самого своего основания был центром подготовки педагогических кадров для Дальнего Востока. Педуниверситет, как вы верно отметили, возник позже. Основной задачей нашего учреждения была подготовка учителей начальных классов – это традиционно наша специальность. Мы готовили учителей младших классов, а также воспитателей для дошкольных учреждений, а с 1957 года начали подготовку и учителей музыки. С 1996 года по заявке министерства образования и науки края была введена новая специальность "Иностранный язык", а с 1999 по 2001 год колледж готовил специалистов по 13 направлениям, среди которых был дизайн, гостиничный сервис, реклама, правоведение. Впоследствии, однако, мы проанализировали ситуацию и вернулись к изначальной идее педагогического колледжа – подготовка педагогов для системы общего образования Хабаровского края. Именно поэтому были "свернуты" непрофильные направления и оставлена подготовка только по педагогическим специальностям. Правда, мы все-таки сохранили одну непедагогическую специальность – гостиничный сервис, поскольку за это время удалось сформировать хорошую ресурсную базу – имеется учебная гостиница, заключен договор сотрудничества со Школой внешних связей г. Пекина. Кроме того, это направление в крае мы открыли первыми. Гостиничный сервис – востребованная специальность, и было принято единогласное решение – сохранить ее. Немного позднее мы открыли направление подготовки "Коррекционная педагогика в начальном образовании", возродили музыкальное отделение, которое в свое время было закрыто по решению министерства.

— Особой вехой в истории колледжа вы отметили реорганизацию учебного заведения в 1993 году. Изменилось ли что-то кардинально, кроме названия?

— Ни в коем случае нельзя преуменьшать роль данного события в истории нашего учебного заведения, ведь после реорганизации в педагогический колледж мы перешли от простого функционирования к реализации стратегии многоуровневого развития нашей образовательной организации.

Заседание

Заседание. Фото: фото предоставлено КГБ ПОУ ХПК

— Что это за стратегия? На чем она основана?

В основе стратегии развития колледжа – три направления: первое из которых предполагает интеллектуальное развитие коллектива, а именно подготовка собственных научных кадров. В высшей школе преподаватель обязан заниматься научными исследованиями — это аксиома, но для училищ и техникумов это было явление совершенно новое. Поэтому мы поставили себе целью научную подготовку кадров из наиболее инициативных преподавателей, нацеленных на профессиональный рост. Для этого в колледже были созданы все необходимые условия. На сегодняшний день наши преподаватели активно участвуют в конференциях различного уровня, сформировано и плодотворно работает аспирантско-соискательское объединение, создаются временные научные коллективы и методические объединения. Успешность реализации этого направления подтверждается достижениями наших педагогов. Так, к настоящему моменту 10 наших преподавателей уже защитились, двое – на финишной прямой, а трое еще продолжают обучение в аспирантуре. Второе направление – развитие материально-технической базы, которая была очень слабой, и мы поставили себе задачу модернизировать кабинеты, открыть лаборатории: ведь без ресурсной базы не возможен переход на новый уровень обучения с использованием современных технологий, который и является третьим направлением программы развития.

— Вы отметили, что в педколледже достаточно широко развита научная база и оказывается помощь в получении преподавателями ученых степеней. Как вам удается реализовать это?

Естественно, если говорить о развитии научного потенциала, то во многом его создают именно преподаватели, которые изъявили желание обучаться в аспирантуре или стать соискателями ученой степени. Мы создаем для них все условия – это и доплата за научную деятельность, помощь в сборе фактического материала для проведения экспериментальной работы, предоставление ресурсной базы колледжа. Темы научных исследований обычно связаны с профессиональным образованием и соприкасаются с проблемами колледжа. Стали активно развивать в колледже новую форму организации научной деятельности – СНО (студенческие научные общества). Мы впервые в 1993 году ввели новую должность – заместитель директора по научно-методической работе, это было наше "ноу-хау". Сейчас же вы можете встретить подобное в любом учебном заведении, но зародилось все именно здесь. Эту идею я привез из Санкт-Петербурга, и мы разработали положение о научно-методической деятельности преподавателей и студентов, ввели должность и прописали обязанности. В последующем это помогло в научно-методическом обеспечении подготовки специалистов колледжа. Теперь преподаватели, которые приходят к нам, активно включаются в научную работу, и сейчас не приходится заставлять людей повышать свой научно-методический уровень через "не могу" – все естественно, как дыхание, поскольку современные педагоги понимают, что только профессионализм может стать их точкой опоры и условием дальнейшего карьерного роста. Развитию этого направления очень помогло создание лаборатории "Начальное образование", в которую мы вложили серьезные деньги, — она на сегодня является ведущей в своем сегменте: лучше нет ни в Комсомольске-на-Амуре, ни в Хабаровске. Возможности лаборатории позволяют проводить различные мероприятия не только для студентов колледжа, но и вузов в рамках сетевого взаимодействия.

Коллектив педколледжа

Коллектив педколледжа. Фото: фото предоставлено КГБ ПОУ ХПК

— Общепринято, что учреждения среднего профессионального образования дают практические навыки, а потому наука не первое, что приходит в голову, когда речь идет о колледже. Является ли она показателем вашей эффективности?

Конечно, без науки мы сегодня не сможем качественно подготовить учителя начальных классов, дошкольного работника, учителя иностранных языков. Она позволяет осмыслить, кого мы готовим, как и для чего. Да и практика без науки – это незавершенный процесс, однако и теория без практики – это лишь мертвое знание. Чем отличается студент колледжа от студента вуза? У выпускника вуза где-то 80% времени занимала теоретическая подготовка и лишь 20% — практическая. У нас, к счастью, она сразу была определена в соотношении 50 на 50. Проблему недостаточности теоретической базы мы впоследствии решили, увеличив срок обучения на 1 год, что дало возможность качественнее подготовить наших выпускников. И я могу вам сказать, что мне за них не стыдно как в школах, так и в высших учебных заведениях – они очень достойно себя реализуют.

Я и на собственном опыте прочувствовал разницу между выпускником вуза и профессионального учебного заведения. Проработав 13 лет директором школы, я могу сравнить разные подходы к обучению студентов. Выпускник колледжа, завершив обучение, пришел в школу и может преподавать. У выпускника вуза есть проблема – теоретически они подготовлены достаточно глубоко, но практических навыков не хватает. Именно поэтому сейчас в вузах и пересматривают процентное соотношение теории и практики в обучении.

— Вы говорите о необходимости повышения профессиональной компетентности преподавателей, но что касается студентов — они тоже развиваются или останавливаются на получении диплома?

— С 1993 года мы стали активно развивать систему непрерывного образования "колледж-вуз", так называемую "непрерывку", выражаясь словами наших студентов. Благодаря этой системе, студент Хабаровского педагогического колледжа, получив специальность, имел возможность продолжать обучение со второго-третьего курса вуза. У нас были заключены договоры с 8-ю высшими учебными заведениями Хабаровского края, то есть мы создали условия для непрерывного интеллектуального роста студента. Это те изменения, которые принципиально отличают колледж от училища. Можно сказать, что мы перешли на качественно новый этап и движемся в этом направлении почти четверть века. А вот с введением ЕГЭ в отлаженном процессе возникли проблемы: на какой-то период система непрерывного обучения “просела”. Изменения в учебных планах привели к тому, что стало невозможно, как раньше, принимать наших студентов на второй – третий курс высших учебных заведений. Однако и здесь мы нашли выход — ребята сдают ЕГЭ и поступают на первый курс, но потом, если студент хорошо подготовлен (а среди наших таких немало), он может досдать разницу в предметах и перевестись на третий курс. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, могу с уверенностью сказать, что колледж со своей стороны делает все возможное, чтобы наши студенты, выпускники продолжали свое образование. В прошлом году на базе нашего колледжа был открыт консультационный пункт для студентов выпускных групп, желающих продолжить свое обучение в Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете г. Комсомольска-на-Амуре, где студенты получают информацию и техническую помощь по всем интересующим их вопросам.

Коллектив педколледжа

Коллектив педколледжа. Фото: фото предоставлено КГБ ПОУ ХПК

— Можно сказать, что студенты идут к вам целенаправленно, с тем, чтобы позднее поступать в высшие учебные заведения?

— Да, когда активно функционировала система непрерывного образования, так и было. Сама доктрина национального образования предполагает, что педагог, как правило, должен иметь высшее образование. Поэтому и мы настраиваем студентов на то, что по окончании обучения они должны поступать в вузы, причем не важно по какой форме – очной или заочной. Часть ребят, конечно, остается на уровне среднего профобразования, но самые активные и инициативные студенты продолжают обучение. Что интересно, даже сейчас у меня много сотрудников, которые вернулись к нам после завершения образования по системе колледж-вуз.

Еще одним важным звеном в плане укрепления связи между колледжем и высшими учебными заведениями стал переход на качественно новый формат обучения, максимально приближенный к вузовскому. Если раньше основой обучения у нас был комбинированный урок, который длился 45 минут, то после реорганизации мы перешли на лекционно-семинарскую форму занятий. Не все преподаватели встретили эти нововведения "на ура", но у нас появилась возможность обучать студентов в новых условиях и помочь им легче адаптироваться к требованиям высшей школе. Конечно, поначалу это трудно давалось как преподавателям, так и студентам, но подобные изменения положительно повлияли на развитие научного потенциала.

— В педагогическом колледже большой конкурс на место?

— У нас всегда был очень высокий конкурс. Правда, в начале сложных 2000-х ситуация изменилась не в лучшую для нас сторону, но сейчас все восстанавливается – что не может не радовать! Последние три-четыре года конкурс стабильно 1,5-2 человека на место.

— В Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре есть педагогические университеты, есть педагогический колледж, а главное, есть конечный потребитель — школы, куда и пойдут ваши выпускники. Наверняка, взаимоотношения профильных образовательных учреждений любого уровня должны быть отлажены, как часовой механизм?

— Вы совершенно правы. Вызовы современного общества диктуют новые требования к стандартам подготовки педагогов. Со временем возникла потребность в создании единого образовательного пространства, поскольку только объединив усилия, возможно подготовить высококвалифицированного специалиста для системы образования Хабаровского края. По инициативе нашего колледжа было предложено создать педагогический кластер, куда вошли ведущие организации педагогической и непедагогической направленности. Однако на пути к реализации проекта мне пришлось решить множество организационных вопросов: одни только согласования заняли много времени – с каждым шла индивидуальная работа. Но, несмотря ни на что, в ноябре прошлого года Министром образования и науки Хабаровского края было подписано Распоряжение о создании педагогического образовательного кластера. В 2016 году проект получил название "Педкластер 27".

— То, что объединение назревало, очевидно, но что оно дало непосредственно самим участникам?

— Большая практическая ценность проекта "Педкластер 27" заключается в том, что мы объединили интеллектуальные, технологические и ресурсные возможности ведущих образовательных учреждений города и края в целях подготовки педагогических кадров. Так, например, сегодня КЦО имеет самую современную материально-техническую, ресурсную базу, туда приходят молодые специалисты, там постоянно ведется обучение, в котором задействованы как учащиеся, так и преподаватели и методисты центра. КЦО берет на себя инициативу в проведении очень многих знаковых мероприятий в Хабаровском крае. Мы в свою очередь заключили с ними договор и в рамках сетевого кластерного взаимодействия создали на их базе кафедру, обеспечивающую методическое сопровождение подготовки учителей начальных классов. Это помогло решить целый ряд вопросов – от прохождения практики студентами до проведения совместных научно-практических конференций, семинаров, методических совещаний. Мы объединяем наши возможности с одной целью – обеспечить край конкурентоспособными и квалифицированным специалистами.

Как объяснил директор педагогического колледжа, все усилия по развитию образования в крае не пропадут, а связи со временем станут только прочнее. Кроме того, успешная реализация социально значимого образовательного проекта "Педкластер 27" в 2015 – 2016 году дала основания продлить его на 2017 – 2018 год.

1482494740