Клад
Фото: Балашов Антон, PrimaMedia

Городские легенды: Сундук с золотом, зарытый в центре Хабаровска

Годы японской оккупации Дальнего Востока оставили следы в городе (ФОТО)

Японская оккупация обрушилась на Дальний Восток как цунами — сменялась власть, гибли люди, рушились судьбы. Немало легенд разбавило тогда историю битвы, а одна из них до сих пор гуляет в беседах хабаровчан — миф о сундуке с золотом, зарытом во одном из дворов краевой столицы, который расскажет ИА AmurMedia.

Японцы задумали наступление на Хабаровск еще в апреле 1918 года, когда высадили свой десант на территории Владивостока. Тем временем в Забайкалье началось второе наступление японцев и казачьих отрядов Семенова с большей численностью и хорошим оружием. В конце июля войска Красной Армии на время полностью очистили территории Забайкалья от оккупантов.

Хабаровск в 1918-1920 годы

Хабаровск в 1918-1920 годы. Фото: Архив музея

Уже 9 августа главнокомандующим всеми войсками интервентов на Дальнем Востоке назначили японского генерала Отани. Он отдал приказ генералу Оой принять на себя командование войсками и побыстрее занять Уссурийскую и Амурскую железные дороги. Первым делом японские солдаты отправили свой бронепоезд к ст. Уссури, но встретив сильный артиллерийский огонь со стороны бронепоезда, управляемого революционными матросами, временно отступили. С 22 по 23 августа шли сложные бои между красногвардейцами, 12-й японской дивизией и также войсками чехов, англичан, американцев, французов. Красная Армия вынуждена отойти на станцию Уссури (26 августа), а затем и в Хабаровск. Японские, а также поддерживаемые ими белогвардейские войска начинают массированное наступление по 3-м направлениям: на Хабаровск, Читу, а также из Прибайкалья на восток. 5 сентября японцы захватили Хабаровск. Японцам были переданы вся база Амурской флотилии в Хабаровске, ее корабли. Во главе города был поставлен атаман Калмыков. В городе начались казни несогласных с оккупацией, демонстративные расстрелы и т. д.

С первых дней появления иностранных империалистов на Дальнем Востоке партия подняла на борьбу против них трудящихся края. И 28 августа 1918 года в Хабаровске, еще не занятом интервентами, состоялся созванный по инициативе Дальневосточного комитета партии пятый Дальневосточный съезд трудящихся, который дал следующую оценку начавшейся интервенции империалистов:

Войска Японии, Соединенных Штатов Америки, Англии и Франции вторглись в пределы Дальнего Востока. Они разрушают наши села и города, убивают наших жен и дочерей, расстреливают каждого, кто не подчиняется их распоряжениям... Они вмешиваются в наши внутренние дела, уничтожая нами избранные Советы, и навязывают нам продажных авантюристов и царских палачей в лице временного сибирского правительства и Хорвата.

Японские оккупанты в частности стреляли в мирных жителей, разбивали окна квартир, врывались в дома. Поэтому съезд призвал к открытому сопротивлению интервентам, к вооруженной борьбе, к партизанской войне. Когда 4 сентября 1918 года войска американо-японских интервентов и банды атамана Калмыкова заняли Хабаровск, партийная организация Приамурья ушла в подполье.

Хабаровск в 1918-1920 годы

Хабаровск в 1918-1920 годы. Фото: Архив музея

Тогда и начался настоящий кавардак на территории Хабаровска — власть менялась, одни перебегали от своих войск к другим, ситуацией начали управлять партизаны, росло число шпионов и подставных офицеров.

Допрос 13 августа 1946 года в МГБ СССР бывшего верховного главнокомандующего всеми вооруженными Силами Российской Восточной окраины генерал-лейтенанта Г.М. Семенова:

— ... к декабрю 1917 года на ст. Даурия мною был сформирован монголо-бурятский полк, который после пополнения за счет офицеров, бежавших из своих частей, казаков и монголов, развернулся в "Особый манчжурский отряд". Во главе этого отряда я выступил против партизан села Лазо, затем вел военные действия против частей Красной Армии... Я посылал в районы Забайкалья карательные отряды для расправы с населением…В январе 1920 года Колчак своим указом назначил меня главнокомандующим вооруженными силами Российской восточной окраины и присвоил звание генерал-лейтенанта. Таким образом я стал руководителем всех белогвардейских вооруженных сил на Дальнем Востоке

Кто финансировал и руководил осуществлением ваших приказов, планов борьбы против Советской власти?

В период I9I8-I920 гг. я получал денежные субсидии, оружие и обмундирование от японского правительства. Я имел дело с генеральным консулом Японии Сако в городе Харбине, начальником Харбинской военной миссии подполковником Куросава, представителем японского генерального штаба майором Куроки. От них мне было известно решение японского правительства об оказании мне всемерной поддержки и о твердом намерении премьер-министра графа Тэручи и военного министра Танако путем военного прямого вмешательства со стороны Японии добиться благоприятного для меня исхода в борьбе с большевиками в 1918-1920 гг. В 1918 году японцы начали переговоры с Колчаком, обещая поддержать нас силой своей экспедиционной армии. Цель Японии — любыми путями добиться отторжения от России территорий Приморья.

- На каких условиях вы сговорились с японцами о захвате советского Приморья?

Японские условия были следующие: Япония обязалась предоставить мне необходимый денежный заем и нужное количество, оружия и амуниции. Я же должен был, после того как стану главой Дальневосточного правительства, ликвидировать всякие пограничные формальности между Приморьем и Корейским генерал-губернаторством. Наряду с этим я был обязан заявить о своем согласии предоставить Японии полную свободу переселения японцев и корейцев на территорию Сахалина и Приморья.

Толчком к широкому развитию партизанского движения послужили победы Красной Армии и кровавые расправы интервентов и белогвардейцев в Сибири над мирным населением.

"Уже в январе-феврале 1920 года вокруг городов Приамурья и Приморья стояли значительные силы партизан. Во избежание столкновения с хорошо вооруженными войсками интервентов под лозунгом создания земской демократической власти большевикам удалось организовать в городах политические перевороты. Союзное командование интервентов, состоящих из американских, английских, французских, итальянских, польских и румынских войск заявило о своем нейтралитете и о намерении вывода своих войск. Японцы, составлявшие большую долю в этих силах, несколько позже также объявили о нейтралитете. В конце января партизанские отряды стали входить в города Приамурья и Приморья: 26 января — в Никольск-Уссурийск, 31 января — Владивосток, 5 февраля — Благовещенск, 16 февраля — в Хабаровск. Власть в Приморье перешла к Временному правительству — Приморской Земской Управе, контролируемому большевиками. Это правительство ставило своей задачей ликвидацию интервенции и соединение Дальнего Востока с Россией", — писала военно-патриотическая газета "Аргументы времени".

В городе гремели выстрелы — следы от некоторых виднеются на хабаровских старых домах. Например, на стене дома на ул. Фрунзе, 126.

1 / 3

Также от рук японских недоброжелателей пострадали другие дома — это были многоэтажные деревянные строения на ул. Комсомольской, большую часть которых бессердечно сожгли. Бесчинство чужих и своих длилось с 1918 по 1920 годы. Как вспоминал на допросе 1946 года хабаровчанин А.К. Бербат:

5 апреля 1920 года во время японского выступления в квартиру рабочего, проживавшего на улице Комсомольской, дом 4, ворвались пятеро японских солдат и на глазах у отца изнасиловали двух дочерей... Когда выступили японцы, мы вместе с жителем города Хабаровска Давидюк бежали вдоль дома по улице Волочаевской, 92 или 94, где размещалось японское консульство. Сотрудник японского консульства, видя убегающий в панике народ, приговаривал: "...Нициво-нициво, не боись — это нас солдати так играют!". Во время этого выступления японцы сожгли дом инвалидов на Казачьей горе вместе с 30 его обитателями.

События 4 и 5 апреля 1920 года врезались тогда горожанам глубоко в память — проходили они накануне Пасхи, а погибших было так много, что их тела оставались лежать на улицах Хабаровска и после православного праздника — их не успевали захоронить. В городах Дальнего Востока было убито и ранено более 5000 человек, а японцы потеряли 17 тысяч своих.

Примечательно то, что несмотря на ад на земле, люди не забывали о пороках и стремились обогатиться. Дальний Восток тогда поймал сибирские денежные знаки "сибирки", выпущенные адмиралом Колчаком. А его последователь Семенов ввел разноцветные купюры, получившие прозвища "голубки" и "воробьи". Гражданская война привнесла свою лепту в виде невероятных денежных знаков, купюр разного качества и происхождения, заставлявших сходить людей с ума и разбойничать.

Деньги 1918-1920 годов

Деньги 1918-1920 годов. Фото: Скриншот

В период с 1918 по 1919 год в Хабаровске ходили боны торгового дома "Кунст и Альберс". Потом появились авансовые карточки для товариществ Хабаровского кооперативного банка и Амурского областного кредитного союза. Были даже денежные знаки на игральных картах в виде дам разных мастей от Хабаровского общества потребителей "Единение" и "Театра миниатюр" им. М.Н. Нининой-Петиной. Поток купюр разнообразили плоды фальшивомонетчиков — они выпускали царские кредитки и, не стесняясь, наносили на них надписи: "А чем наши хуже ваших".

Деньги 1918-1920 годов

Деньги 1918-1920 годов. Фото: Скриншот

Из Российского запаса золота, вывезенного армией Колчака из Казани в Омск, Япония получила 2672 пуда. По приказу японского генерала Отаки 2 октября 1918 года майор Хасабе изъял в Зейском казачестве 56 пудов и 3 фунта золота.

К слову, казачий есаул Семенов присвоил тогда себе 721 ящик с золотого Колчака. Куда делись эти монеты — не известно.

Одни из купюр 1918-1920 годов

Одни из купюр 1918-1920 годов. Фото: Архив музея

До сих пор ходит легенда, что в окрестностях хабаровской улицы Комсомольской зарыт сундук. Якобы зарыл его какой-то китаец или японец. Исторические данные этого не подтверждают — вполне возможно, что клад закопал кто-то из русских.

Карта

Карта. Фото: Скриншот

Предположительно, тайник находится неподалеку от дома на ул. Комсомольской, 54. Сохранился ли клад до наших дней — неизвестно. Но жители этого района припоминают историю о каком-то человеке, который ночью в 1919 году закопал сундук с монетами. Кто-то из них даже пытался найти его, но поиски заканчивались безрезультатно.

Текст: Александра Мельник

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

"Городские легенды"