Художница Марина Фандеева, ставшая известной не только в Хабаровске, но и в других городах и частях света благодаря своей любви к иллюстрации, рассказала журналисту ИА AmurMedia о своей деятельности, спонтанных путешествиях, отношении к красивым городам и о том, почему в дальневосточной столице так сложно продвинуть сумасшедшую идею.
Беседа с Мариной Фандеевой. Фото: Алексей Тимиргалеев
Я выросла в семье инженеров, мои родители и мой брат имеют техническое образование. Поэтому им было непонятно моё увлечение творчеством и все мои сумасшедшие идеи, но они всегда поддерживали меня, говорили – "непонятно, зачем тебе это, но так и быть, поможем сделать". При этом, дома правило было таким – в комнате должен быть порядок. Если мои рисунки валялись, где попало, мама их просто брала и выкидывала. Это дало мне очень чёткое понимание места моего искусства в жизни – если тебе что-то нужно и интересно, делай это и не смотри на других. То, что важно для тебя, для других может не иметь абсолютно никакой ценности. Заметив мою тягу к рисованию, родители отдали меня в художественную школу. Мне очень нравилось туда ходить, но, когда я закончила её и пришло время выбирать ВУЗ, я испугалась связывать свою жизнь с рисованием. Казалось, нужно найти "нормальную" профессию.
Беседа с Мариной Фандеевой. Фото: Алексей Тимиргалеев
Подумав, Марина решила, что ей нужно получить образование, как у людей, и выбрала для этого специальность психолога. Тогда девушка еще не догадывалась о том, что разнообразный и красивый мир иллюстрации все-таки затянет ее с головой.
Тогда я окончательно ушла от рисования, поступила в ДВГУПС на специальность "Психология". Уже заканчивая университет, стала понимать — работа производственного психолога мне не подходит.
Я впечатлительный человек и не смогла бы отстраняться от проблем клиентов, это всё привело бы к профессиональному выгоранию.
Нужно было срочно решать, куда дальше идти работать, и я решила, что у меня получится работать дизайнером. Приблизительно за 1,5 месяца научилась владеть графическими редакторами. Отправила резюме в разные фирмы, и мне очень повезло – я устроилась туда, где занимались детской канцелярией. Там я делала обложки для тетрадей. Это была интересная работа, но через некоторое время стало скучно. С опытом пришло понимание, что дизайн это всё-таки не мое. Больше всего мне нравится именно иллюстрация.
Беседа с Мариной Фандеевой. Фото: Алексей Тимиргалеев
В свободное от работы время я пробовала для себя разные экстремальные увлечения. Прыгала с веревкой с крыш, играла в пейнтбол. Однажды решила, что стоит попробовать себя в парашютном спорте. И первый же прыжок закончился очень серьезной травмой. Полгода я не могла ходить и у меня появилось очень много свободного времени.
Иллюстрации . Фото: Архив Марины Фандеевой
За это время я заново научилась рисовать и выработала свой стиль. Тогда в гости пришел мой друг, который увидел все эти наброски и удивился тому, что у меня так хорошо получается. Сказал, что я должна выложить их в Интернет. Ушёл, вернулся ночью со сканером и полночи сканировал мои рисунки. Я не ожидала никакой реакции в Интернете, знала, что рисую для себя. А если ожиданий нет, то и не будет разочарований.
Иллюстрации . Фото: Архив Марины Фандеевой
Но мои картинки стали лайкать, репостить, их выкладывали в группы связанные с творчеством. Мне поступали заказы: придумать оформление для стаканчика с кофе, нарисовать вывеску.… Всё по мелочи сначала. Но тогда стало понятно, что можно в этом направлении развиваться.
Иллюстрации . Фото: Архив Марины Фандеевой
С тех пор прошло около трех лет и хобби Марины стало превращаться в образ жизни. Беседа с Мариной Фандеевой. Фото: Алексей Тимиргалеев
Моя первая выставка прошла во Владивостоке. Одна организация сама предложила устроить такое мероприятие. Они все подготовили, распечатали, повесили. От меня требовалось только приехать. Это было очень волнующе и приятно. Первый раз я испытала столько эмоций. Познакомилась с многими творческими людьми Владивостока и до сих пор поддерживаю с ними дружеские отношения. После этого прошло много выставок во многих городах и не только в России, но такие яркие впечатления, как от первой, больше не возникали.
Иллюстрации . Фото: Архив Марины Фандеевой
Как призналась девушка, она, вероятно и хотела бы выставить работы в Хабаровске, но заниматься подготовкой ей просто некогда. Пока она принимает заказы и работает над рисунками для различных компаний, а также иллюстрирует книги.
Я работаю над заказами для рекламы, для различных изданий. Вот сейчас выполняю заказ для "Билайна" — серия смешных и ярких иллюстраций, в моем стиле, но со спецификой компании.
При этом, параллельно веду несколько творческих проектов, самый крупный из которых "Рисоваши" в Instagram. У меня нет сейчас времени организовывать выставку, или, может быть, нет желания.
Я представляю, как должно проходить такое мероприятие и какие работы там должны выставляться. Уровень должен быть выше прежнего. Но это все требует очень много времени. Сейчас не получится сделать.
Иллюстрации . Фото: Архив Марины Фандеевой
Марина никогда не жила амбициями и уверенностью в том, что она гениальный иллюстратор. Успех к ней всегда приходил урывками даже после каких-то перерывов в выполнении коммерческих заказов.
Иногда я рисую, и понимаю, что мне больше не нравится, как это выглядит. Не хочется больше рисовать в этом направлении. Тогда я прекращаю и пробую что-то другое – меняю технику или материалы, рисую скетчи или персонажей. А через какое-то время возвращаюсь к прежней идее, и обнаруживаю, что стало получаться намного лучше. Стало получаться то, что никогда до этого не получалось. Рост навыков идет какими-то скачками, сама не понимаю, как это происходит.
Беседа с Мариной Фандеевой. Фото: Алексей Тимиргалеев
Волшебство и красота всегда сопровождали Марину. Даже путешествия, как что-то сказочное, ворвались в жизнь иллюстратора внезапно или даже спонтанно. Решение отправиться куда-то, объяснила художница, пришло во время посиделок за чаем с друзьями. Так началось одно из путешествий по России. Иллюстрации . Фото: Архив Марины Фандеевой
Два моих друга, фотографы Василий Ус и Сергей Колобов, которые известны также как организаторы и создатели сайта #захлебушком, абсолютно не привязаны к месту, как и я. Они тоже фрилансеры, любящие путешествия, так что мысль вместе куда-то отправиться возникла сама собой. Помню, мы сидели на кухне, и Колобов произнес: "У меня есть знакомая в Новосибирске". С этого и приняли решение провести там мой семинар по иллюстрированию – поехали в Иркутск, на Байкал, в Новосибирск, Санкт-Петербург. До этого было еще одно большое путешествие. Самое запоминающееся из всех. Тогда мы ездили только с Васей. Всюду, куда бы мы ни приехали, происходили странные и захватывающие события. В Москве с момента нашего приезда начались сильные заморозки, у меня не было теплой одежды, было очень холодно и не уютно, в тот приезд Москва мне очень не понравилась. Оттуда мы поехали в Воронеж, затем Краснодар. После, переехали в Сочи – в это время там проводилась Олимпиада, и город просто гудел, и тогда мы поехали в Крым. Въезжали в Украину, за время нашего пребывания там произошла смена власти, и когда мы выезжали из Симферополя – это была уже российская территория. Дальше была Одесса, несмотря на проблемы в русско-украинских отношениях, нам там очень понравилось, и люди к нам очень хорошо относились. Но ехать оттуда в Киев мы побоялись. Все таки политическая ситуация была очень серьезная. Тогда мы отправились в Беларусь и оттуда в Россию. Ну, а третье наше большое путешествие по странам Азии закончилось тем, что теперь мы живем на Пхукете.
Иллюстрации . Фото: Архив Марины Фандеевой
Несмотря на то, что Марина называет Пхукет очень специфическим местом, того комфорта и уюта, который там есть, не хватит на долгое время. Райский уголок, привычное место отдыха российских туристов, куда она отправилась из Хабаровска – лишь временное пристанище, рабочий пункт или, если угодно, точка, где можно обдумать дальнейшие действия.
Я не знаю сколько времени мы там еще пробудем. Там очень не хватает города. А Пхукет – это большая деревня с морем и пальмами. Всё началось с того, что Вася уехал в Непал, покорять горы. А я работала в Хабаровске и не могла никуда отправиться, выполняя заказ. Местом встречи выбрали Пхукет. Оттуда вместе мы отправились путешествовать дальше и посетили еще несколько стран, но в итоге решили вернуться, сняли дом и уже полгода живем там. Сейчас перевалочным пунктом во всех путешествиях является Хабаровск – все мои глобальные проекты и поездки начинались здесь, тут мои родители, много друзей, сюда я постоянно возвращаюсь и буду возвращаться.
Иллюстрации . Фото: Архив Марины Фандеевой
Возможно через какое-то время мы вернемся жить в Роcсию, потому что Россия клёвая благодаря безуминке, позволяющей делать какие-то безбашенные, необычные вещи. Наверное, потому что здесь они еще кого-то удивляют.
Пока в предпочтениях художницы всего несколько городов, куда она отправлялась за сказкой и работой, и хотела бы побывать еще раз. Но атмосферой Марину больше всего поразила Одесса. Иллюстрации . Фото: Архив Марины Фандеевой
Когда мы посещали этот город, туда можно было ехать жить. Сейчас не знаю, можно ли. Но это такой город, который вмещает в себе Питер и Владивосток. Там море, там все очень душевно и колоритно – люди подходят на улицах, общаются. Потом оказывается, что вы уже давно друзья "ВКонтакте", дальше вы вместе снимаете клип, а после выясняется, что вы еще и родственники. Абсурдно и всё очень просто. И так происходит на каждом углу, который, как и все остальные, живописен до безобразия.
Еще мне нравится Владивосток – там нет того, что есть в Хабаровске. У нас люди очень спокойные и довольно закрытые, все проекты осуществляются не спеша, тяжело начинать новое. А во Владивостоке все проще намного – люди отзывчивее, открыты для знакомств, общения, невероятных проектов. Портовый город, и это откладывает свой отпечаток на все аспекты жизни.
По мнению Марины Фандеевой, Хабаровск – город в котором тяжело организовать новые творческие проекты.
Года 1,5 назад у меня была идея расписать какую-нибудь стену в Хабаровске, создать большую волшебную иллюстрацию, затратив на это недели две времени, полноценный арт-объект. Но, как выяснилось, легче купить участок, построить там здание, подготовить стену, разрисовать и продать к чертям это здание, чтобы потом тебе за это ничего не было. Вот пример из того же Владивостока – его администрация идет на встречу художникам, ведь они стремятся сделать город привлекательнее, красивее и интереснее, поэтому там все разрисовано и радует жителей и гостей. Еще пример: город Джорджтаун, на острове Пенанг, в Малайзии. Это место, которое поражает своей многонациональностью и разнообразием различных культур. Там пересекаются арабские, индийские, китайские и армянские улицы. Рядом стоят мечети, синагоги и пагоды. Там все стены старого города разрисованы, много арт-объектов и инсталляций. Это город, вдохновляющий на творчество.
Сейчас Марина Фандеева продумывает новую серию #рисоваш в дуэте с известной фотохудожницей Диной Беленко.
Я вместе с Диной сделаю серию изображений на её фотографиях, проект называется "Малые домовые народности". То есть я нарисую домовых из разных стран, шалящих на кухнях. Они будут современные, но с определяющей этнической спецификой. Первым я нарисовала Кабутерманнекина – в голландском фольклоре трудолюбивый мельничный дух, обитавший на мельницах и помогавший семьям в домашнем хозяйстве.
Всего планируется создать 6-10 очень качественных иллюстраций. Мы хотим сделать из этого большой проект в Интернете и разместить его на сайтах, посвященных творчеству. Сейчас, рисоваши – это картинки, соединяющие в себе иллюстрацию и фотографию – привычная реальность, но дополненная сказкой и фантазией. Им уже почти два года, и никогда бы у меня не было такого проекта, если бы не мои самые прекрасные и безумные подписчики, которым так нравятся мои рисунки.
Иллюстрации . Фото: Архив Марины Фандеевой
Иногда сказочница Марина пишет собственные сказки, наполняя их красивыми изображениями. Для них когда-то она даже открыла отдельную страницу с названием "Пуговичные сказки".
Раньше я успевала писать еще и сказки. Но с моим стилем и ритмом жизни этот проект пока приостановлен. Не хватает времени на обновление контента группы. Я обязательно продолжу позже, но сейчас для меня самое главное — иллюстрация. Когда я работаю – рисую, когда отдыхаю – рисую, когда встречаюсь с друзьями, то рисую вместе с ними. И это скорее способ восприятия мира, чем какая-то деятельность. Конечно, есть ещё много всяких увлечений, которые могут быть проектами, работой, но иллюстрация основное. Нельзя сказать, что иллюстратор мое призвание или роль в этом мире, скорее… Слово сказочник воспринимается странно, конечно, но я сказочница.
Беседа с Мариной Фандеевой. Фото: Алексей Тимиргалеев
Мне нравится менять смысл привычных, обыденных вещей, выставлять явления в другом свете, добавлять в нашу жизнь что-то невероятное, фантастическое. Это главный смысл всей моей работы.
Когда я устаю от работы, или, когда у меня заканчиваются идеи я смотрю мультфильмы, очень много читаю. Недавно прочитала "Книжного вора" Маркуса Зузака. Это история маленькой девочки, выросшей в Берлине во время войны. Очень страшная история, написанная в стиле сказки. Прочитайте книгу. Когда я её читала плакала и смеялась, эмоции были очень сильными.
Иллюстрации . Фото: Архив Марины Фандеевой
Я не считаю, что своими работами могу изменить жизнь, или повлиять на кого-то. Но в своих картинках я представляю, как могло быть красиво в этом мире. Что есть в привычных и обыденных вещах красота и смысл, который мы в спешке не замечаем. Не нужно придумывать что-то невероятное и фантастическое, чтобы уйти от "суровой реальности". Наша жизнь и так полна чудесами и волшебством. Стоит только приглядеться.
Иллюстрации . Фото: Архив Марины Фандеевой
Текст: Александра Мельник
Фото: Алексей Тимиргалеев
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: