Эксклюзивный репортаж от AmurMedia — мы расскажем как выглядит сердце теплохода, как происходит починка корпуса, а главное как выглядит святая святых — место где суда готовят к плаванию — хабаровская РЭБ флота. Руководство Хабаровского техникума водного транспорта пригласило корр. нашего информационного агентства посмотреть, как студенты учебного заведения готовятся к плавательной практике, в частности, мы увидели, как ребята помогают готовить суда к навигации по главной водной артерии края – реке Амур.
Один из студентов ХТВТ готовит судно к навигации. Фото: Алексей Тимиргалеев
Корреспондента ИА AmurMedia Евгения Никитенко вместе с представителем учебного заведения Евгением Агеевым пропустили на закрытую территорию хабаровской ремонтно-эксплуатационной базы флота.
Первое что, бросается в глаза при посещении базы – просто огромное количество металла, кранов и всевозможных корабельных механизмов, окружающее вас со всех сторон. Число кораблей "на слипе" навскидку исчисляется никак не единицами – по самым скромным прикидкам, на базе стояло порядка пары десятков судов.
Здесь необходимо объяснить, что собой представляет подготовка судна к навигации, и зачем вообще теплоходы "ставят на слип".
Существуют четко установленные нормы, согласно которым все водные суда должны с определенной периодичностью "слиповаться" или "доковаться", если максимально упрощать – то они проходят своеобразное техобслуживание. Так речные суда уходят на ремонт каждые четыре года (в некоторых случаях 5 лет), а морские, согласно морскому регистру – каждые два года, что понятно – морская вода сказывается на материалах, из которых изготовлен корпус судна, куда сильнее, чем пресная. Что же происходит с речными судами, когда они встают на "слип" в хабаровском РЭБ флота?
Производится замена движущего рулевого комплекса, протачиваются валы, винты, втулки, делаются замеры толщины металла на корпусе судна.
Что касается последнего пункта, то это весьма интересный момент, а толщина корпуса для теплохода параметр критически важный. Итак, после замеров, там где металл тоньше предельно допустимых норм, проводится следующая манипуляция: из корпуса вырезается целый лист металла, взамен приваривается новый, а по итогу все окрашивается специальными лакокрасочными материалами, которые в ближайшие четыре-пять лет будут защищать корпус от коррозии. На словах звучит просто, но есть несколько важных нюансов, связанных с процессом проверки качества ремонта корпуса. Там, где приваривается новый лист, по периметру специалист проводит контур меловым раствором, а с внутренней стороны корпуса на шов льют керосин – если на меловой полосе появляются желто-оранжевые потеки – лист приварен некачественно, шов "распарывается" и вся работа переделывается заново.
Конечно, в корпусных работах студенты ХТВТ участия не принимают – слишком большая ответственность, чтобы перекладывать ее на студента, к тому же, для подобных манипуляций требуется отдельная квалификация, поэтому в основном приглашают заводских специалистов, а ребята в занимаются подготовкой двигателей, помещений и "внутренностей" теплохода к навигации.
Мы побывали на двух судах – "Капитан Залога" и РТ— 656. На "Капитане Залога" нам встретились студенты, которые производили окраску провизионных – специальных помещений, где хранятся продукты.
Ребята из ХТВТ готовят "капитана Залога" к выходу на реку. Фото: Алексей Тимиргалеев
Другие ребята помогают механикам в машинном отделении.
Ребята из ХТВТ готовят "капитана Залога" к выходу на реку. Фото: Алексей Тимиргалеев
Стоит отметить, что парня на фото (Дениса Батыкова) за добросовестное отношение к обязанностям и качественно проделанную работу даже наградили во время торжественной церемонии открытия навигации по Амуру.
Ребята из ХТВТ готовят "капитана Залога" к выходу на реку. Фото: Алексей Тимиргалеев
— В прошлом году я уже работал на штатной должности – выполнял путейскую работу, обставлял судовой ход, — рассказывает студент ХТВТ Денис Батыков. — Я по профессии судоводитель, но на реке специальности должны быть совмещенными, сейчас здесь на судоремонте я набираюсь опыта именно в механической части, помогая по машинному отделению. В основном занимаемся сбором дизелей, теперь в случае чего на реке не растеряюсь и смогу выполнить необходимые задачи по механике.
Ребята из ХТВТ готовят "капитана Залога" к выходу на реку. Фото: Алексей Тимиргалеев
Во время экскурсии по "Капитану Залога" познакомились мы и с капитаном судна Анатолием Дьячковым, который на вопрос о качестве подготовки студентов ответил следующим образом:
— Ребята работают уже месяц, пока проблем и нареканий не было — скоро выходить на воду, вот покажут себя в деле. Ребятам доверяю безоговорочно – два человека, проходившие практику в прошлом году, остались в команде, сейчас посмотрим, как себя проявят новички.
Капитан Анатолий Дьячков. Фото: Алексей Тимиргалеев
— Как вообще влияет на студентов данный этап практики, ребята не "перегорают" на берегу?
— Конечно, ребята горят желанием поскорее выйти на реку, и по разговорам видно, что уже затомились на берегу. Тут влияет несколько факторов, и зарплата не последний из них – все-таки в рейсе получаем заметно больше. Но и подготовка судна очень важна – в ходе нее парни настраиваются на скорейший выход в плавание и дальнейшую работу, – отметил Анатолий Дьячков.
— Сильно отличаются практические условия, от теории полученной в техникуме? Много приходится "нагонять" или доучивать?
— Все парни — молодцы, но, конечно, учеба – это одно, а реальное плавание – совершенно другое. Они проходят боевое крещение, нарабатывают реальные практические знания, и зачастую уже через месяц, восполняют все существующие пробелы в знаниях, если таковые имеются. Возникает некий институт наставничества – каждого новичка мы прикрепляем к опытному специалисту, который за время подготовки к навигации и непосредственно самого плавания передает студенту собственные знания.
Далее мы отправились на теплоход "РТ — 656", где тоже проходят практику студенты Хабаровского техникума водного транспорта.
По пути Евгений Агеев рассказал нам об особенностях конструкции различных кораблей, зачем нужны уложенные тут и там прямо-таки циклопические детали. И когда мы пишем про огромные детали — речь идет о на самом деле больших вещах. Якорь, около которого сидит наш корр. Евгений Никитенко, весит более 200 килограммов, но выглядит детской игрушкой по сравнению с якорями на тех же баржах, вес которых переваливает за тонну.
Фото наглядно показывает размеры самых небольших якорей по сравнению с человеком. Фото: Алексей Тимиргалеев
На "РТ — 656" мы спустились в машинное отделение и понаблюдали за процессом подготовки двигателей, по сути, механического сердца корабля, к выходу на реку. Несмотря на то, что теплоход уже мог бы отправиться в плавание, двигатель постоянно проверяется и перепроверяется, экипаж судна деловито копается в деталях в поисках малейших возможных недосмотров.
Почувствовать себя в роли нашего корреспондента, посмотреть на РЭБ флота с одной из самых высоких точек — крыши капитанской рубки, стоящего на "слипе" судна, вы можете просто перейдя по данной ссылке: https://amurmedia.ru/3d/flot/ или в окошке ниже. Панораму можно развернуть на весь экран, просто нажав на соответствующий значок в окошке предпросмотра.
— Нареканий к ребятам нет, молодцы, все отлично, судно к выходу на реку готово и студенты готовы, только своей очереди дождемся и в плавание. Ремонт в этом году очень быстро и качественно получился, и специалисты на заводе хорошие, и ребята весьма работящие попались. Так что совместными усилиями все сделали даже раньше времени, — говорит капитан теплохода "РТ 656" Дьячков Александр.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Лучших студентов хабаровского "ХТВТ" отметили на открытии речной навигации по Амуру
Хабаровские студенты ХТВТ рассказали, как практика на судах меняет отношение к профессии