Санаторий "Уссури", один из самых известных в Хабаровском крае санаториев, ждут большие антикризисные мероприятия. На подходе первая концепция развития этой здравницы, за которой следует ждать и прихода инвесторов, с самыми серьезными из которых главный акционер готов поделиться акциями, сообщила в интервью корр. ИА AmurMedia председатель Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов Галина Кононенко.
- Галина Анатольевна, сколько вообще санаториев и какая еще недвижимость принадлежит сейчас Хабаровскому профобъединению?
- Нам принадлежат три санатория "Уссури", "Дружба" и "Кульдур". Из недвижимости еще есть физкультурно-спортивный клуб "Спартак" и Дворец культуры профсоюзов.
- "Кульдур", судя по сообщениям СМИ, может выйти на международный уровень. О таких планах недавно заявил врио губернатора ЕАО Александр Левинталь.
- Да, как только врио стал Александр Борисович, мы сразу увидели подвижки в отношении "Кульдура". Я напомню, нам, профобъединению Хабаровского края, принадлежит 70% акций ОАО "Санаторий "Кульдур", а правительтству ЕАО - 30% акций, что является основанием для прямого финансирования. Пока прямое финансирование не предполагается, но через правительственные структуры реализуются различные инвестпроекты, и по такому пути, очевидно, и пойдет проект возрождения и санатория, и самого курорта Кульдур.
- А в каком состоянии сейчас "Кульдур"? "Уссури", как рассказывают пациенты, сильно обветшал. В "Кульдуре" хуже, чем в "Уссури"?
- Там некоторые объекты также в плачевном состоянии. Их там, во-первых, значительно больше, чем в "Уссури". Есть такие здания, которые вообще развалились, есть недостроенные, но часть в рабочем состоянии. К примеру, один из корпусов на 39 человек работает в полную силу, а в 9-этажной "Жемчужине Хингана" дела похуже, один из этажей вообще закрыт.
- А что слышно о "Дружбе"? В 2012 году ведь было возбуждено уголовное дело в связи с присвоением этого имущества группой лиц?
- Да, именно тогда в профобъединении был выявлен факт вывода этого санатория в частные руки путем мошеннических действий. А вместе с ним также путем мошенничества были отчуждены часть активов в санатории "Кульдур" и здание "Хабаровсккурорта" в центре Хабаровска. Было полуторалетнее расследование под руководством Следственного комитета. В прошлом году дело было передано в суд, и сейчас идут судебные слушания.
- Вы рассчитываете, что "Дружба" вернется к вам?
- Мы очень на это надеемся. Для нас это важно еще и потому, что раньше на базе "Дружбы" в летнее время можно было организовать детский отдых. А с 2013 года этот санаторий детей не принимает.
- Понятно ваше стремление вернуть выведенное мошенническим путем, но что будет дальше? Как профсоюзы распорядятся этими санаторными активами? Ведь требуются колоссальные деньги, чтобы модернизировать санатории, подняв их на современный уровень.
- Дело в том, что и "Уссури" и "Кульдур" сейчас работают и зарабатывают деньги. Работает и "Дружба", но, правда, не как санаторий. Корпуса сданы в аренду ООО "Благо", эта компания оказывает особые услуги пожилым людям, одновременно и пансионат, и хоспис.
- Вы считаете, что заработанных средств достаточно для самостоятельного развития?
- Безусловно, нет. Но ведь и времени для перестройки санаториям было отпущено крайне мало. Не будем забывать, что до кризиса, вплоть до 2009 года, санаторное лечение почти на 100% финансировалось за счет Фонда социального страхования. А летом 2009 года правительство передало полномочия по организации финансирования санаторно-курортного лечения и программ долечивания в ведение субъектов федерации, но денег в краевом бюджете на эти мероприятия заложено не было. Соцстрах оставил за собой только оздоровление участников войны и федеральных льготников.
С этого момента санатории вынуждены были выживать, перейдя на полную самоокупаемость, а пациентам пришлось приобретать путевки в тот же "Уссури" за свои деньги, а это от 17 до 34 тысяч рублей в зависимости от срока пребывания, и за такую цену люди не были готовы их покупать. Не в состоянии компенсировать своим работникам стоимость путевок были и предприятия, которые так же, как и все, находились в кризисном состоянии.
Были периоды, когда пациентов были единицы: во всем "Уссури", рассчитанном на 420 человек, находилось всего 20-30 человек. Два года, 2010-2011, для нас были особо провальными. Мы выкручивались, как могли: активно давали рекламу, пытались сохранить все направления оздоровления, оставив за собой лечение больных после полостных операций на ЖКТ и беременных, летом удавалось пополнить кассу за счет детского оздоровления. А с середины 2011 года нам удалось решать вопросы финансирования путевок через фонд обязательного медицинского страхования. Детский лагерь летом, кстати, всегда был заполнен, и так длилось до 2013 года, когда изменились требования санитарных правил к организации детского отдыха.
Естественно, что в тот период "Уссури", как и другие санатории, уже не мог так обновляться, как это было в предыдущие годы, проводить капитальный ремонт и тем более реконструкцию. Что-то по мере сил обновлялось, но крайне мало, и, конечно, его нынешнее материально-техническое состояние явно уступает новым здравницам в стране и за рубежом.
Тем не менее, я хочу подчеркнуть один момент: мы изо всех сил старались, и нам удалось не только сохранить медицинский профиль "Уссури", сохранить его основное направление - реабилитационное лечение после операций на сердце и в целом сердечно-сосудистую специализацию, но и развить его. Там работают уникальные медицинские кадры.
- Это замечательно, что санаторий сохранил свою медицинскую направленность, но помимо этого ведь должен быть и соответствующий новому времени уровень комфорта. Тем более, что уже очень многие хабаровчане отдыхали и даже лечились за рубежом, и им есть, с чем сравнивать. Сами пациенты говорят, что пора делать в "Уссури" ремонт, обновлять материально-техническую базу.
- Конечно, надо. Но, учитывая те объективные обстоятельства и кризисное состояние, в которых находился санаторий, для нас первоочередной задачей было сохранение его медицинского профиля. Что касается лечения за рубежом, то, думаю, что восстанавливать свое здоровье лучше там, где живешь. Человеку после инфаркта и инсульта не до поездок за рубеж, потому что даже перемена климата может плохо отразится на самочувствии. Поэтому-то и важно, чтобы на территории края оставался такой специализированный санаторий.
А вопрос капитального ремонта тоже, конечно, надо решать, но здесь много сложностей.
Денег остро не хватает, мы практически пять лет обходились без заемных оборотных средств, рассчитывая только на то, что сами заработали.
- Во сколько сейчас обходится содержание "Уссури" и прибыльный ли он вообще?
- Содержать его стоит очень недешево - порядка 8-9 млн рублей в месяц. Летом, правда, поменьше. Посудите сами, система отопления там устаревшая: отапливать приходится все здание, даже если не все этажи заняты, и даже пустующие корпуса во избежание их разрушения. То же самое и насчет электроэнергии. Даже если не 150, а всего 10 человек гуляет по аллеям, фонари надо зажигать все.
Что касается прибыльности, то могу сказать, что убыточным он не был, и, надо отметить, долгие годы никто и не ставил такой цели получение прибыли. Все, что получали, сразу тратили на развитие. Иначе бы не удалось и по сей день содержать бассейн, бальнеологическое отделение.
Исключением стал 2014 год, по итогам которого мы получили 11 млн рублей убытков. Но на то были особые обстоятельства. Кредиторская задолженность на эту сумму перед поставщиками коммунальных ресурсов у нас возникла в связи с содержанием подтопленцев, которые прожили в санатории с августа 2013 года до ноября 2014 года.
- Вы знаете, сколько денег нужно для капитального ремонта в "Уссури"?
- Для начала нужны средства для привлечения оценочной компании. Для понимания масштаба проблемы озвучу один факт: для того чтобы отказаться от мазута и перейти на газ, на одну только котельную потребуется 65 млн рублей. На капремонт трех зданий потребуется никак не меньше.
- Понятно, что для того чтобы переоборудовать такую махину, которая "съедает" 100 млн в год, нужны действительно серьезные инвестиции. На ваш взгляд, государство, в частности краевое правительство, это и есть тот инвестор, которому по плечу вывести "Уссури" из застоя?
- Мы разные варианты просчитываем и ищем, в том числе рассматриваем и вариант передачи части акций серьезным инвесторам.
Сейчас нам и Федерации независимых профсоюзов принадлежит 52% акций. Отдать все акции мы в сегодняшних условиях не можем даже просто исходя из того, что большая часть нашего имущества, а именно санаторий "Дружба" и часть "Кульдура" ушли от нас мошенническим путем. Вокруг "Уссури", кстати, тоже шла какая-то игра: акции скупали, как мы понимаем, в чьих-то интересах, образовались и свои относительно крупные миноритарии.
Мы по печальному опыту "Дружбы", на территории которой понастроили коттеджей, думаем, что интересовала новых акционеров только земля. А когда стало известно, что земля в собственности государства, пусть и на условиях бессрочной аренды, то интерес сразу пропал. Кстати, хочу сказать, что и все инвесторы, которые интересовались "Уссури", узнав о том, что земля не наша, сразу теряли интерес.
- Инвесторов, по-моему, тоже можно понять. Ведь для того, чтобы вести на этой земле строительство новых корпусов или парковых сооружений, нужно согласие собственника, что иной раз бывает и затруднительно. Каким образом вы предполагаете решить этот вопрос?
- Сложно сказать. Выкупить эту землю прямо сейчас мы не можем, для этого нужны большие средства, так как участок большой - 36 га. И меня в связи с этим радует, что в правительстве есть четкое понимание того, что в крае должна быть здравница и что правительство не отдаст эту землю под частное строительство.
- Частное строительство тоже может быть разным. Если развитие санатория видится в направлении досуговой, развлекательной части, к примеру, развития семейного отдыха, то понятно, что новая инфраструктура просто необходима. А каким вы видите будущее "Уссури"?
- Разнообразным. Там, конечно, должны быть не только пациенты с кардиологическими диагнозами или с целью оздоровления, но и предусмотрены возможности для отдыха всей семьей. Кстати сказать, те же туры выходного дня, которые у нас введены были ранее, сейчас также весьма востребованы. Стоит тур недорого: один день в зависимости от питания обойдется в сумму от 1 до 1,5 тысячи рублей. Если вы хотите подлечиться, сдать анализ или получить консультацию, то это все возможно совместить с отдыхом.
Для отдыхающих зимой мы заливаем каток, даем лыжи на прокат. Это, конечно, не "Заимка", но кое-что мы можем предложить уже сейчас.
Что касается более отдаленного будущего, то концепция развития у нас есть, а вот денег нет. Открою секрет: благодаря нашим партнерам, которые помогают нам практически безвозмездно, сейчас идет работа над проектом развития санатория. Причем ведутся и маркетинговые исследования, подготовка бизнес-плана с расчетами. Через месяц, думаю, эта работа в основном будет закончена, и где-то к 1 ноября, возможно, мы будем готовы перейти на новые рельсы.
- То есть к концу октября можно будет ознакомиться с первой концепцией развития "Уссури"? Что вы планирует там сделать?
Сразу могу сказать, что санаторно-лечебное звено остается однозначно. Второе направление – это как раз-таки путевки выходного дня, семейный отдых.
Третье перспективное направление – пансионат. Как правило, пансионаты востребованы пожилыми людьми, которым стало скучно сидеть дома, хочется пообщаться, пожить на лоне природы. Им не хватает организованного досуга, а в пансионатах к их услугам кружки хорового пения, шашки, бильярд, шахматы, различные развлечения. Они с помощью своих взрослых детей выезжают на два-три-четыре месяца, а потом возвращаются домой посвежевшие и взбодрившиеся.
Еще одно направление, хосписное, рассчитано на пребывание больных, нуждающихся в круглосуточном сестринском уходе.
- Это обширная программа преобразований. Чувствуется, что вы достаточно серьезно ее обдумывали.
- Конечно, мы всей душой болеем за наши санатории, и нас очень поддерживает тот факт, что во властных структурах осознают, что надо сохранить свои санатории в Хабаровском крае.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
К главному профсоюзному деятелю в Хабаровском крае есть вопросы
Председатель Хабаровского крайпрофобъединения сложил свои полномочия