Михаил Каростин в фильме "Контрабандисты или 17-й пост"
Фото: Скриншот видео

Хабаровск в советском кинематографе - от контрабандистов до бандитских разборок 90-х

ИА AmurMedia представляет вниманию читателей краткий экскурс в историю хабаровского кино

Общество

31.08.2014

Дальний Восток и, в частности, Хабаровский край в разрезе кинематографа СССР – это край эндемичной природы, героической истории и открытых людей. Не один раз здесь принимали именитых отечественных и зарубежных режиссеров, чей художественный замысел должен был реализоваться на территории региона. ИА AmurMedia представляет вниманию читателей обзор советской истории большого кино в Хабаровске, начиная со времен "когда еще не говорили".

Окно в мировое кино для жителей краевой столицы прорубили создатели кинотеатра "Гранд-Иллюзион", ныне известного как "Совкино". Самый старейший кинотеатр в Хабаровске был открыт в 1910 году. Частая смена кадров, в том числе начальственных, подвела черту существованию кинотеатра в 1922 году, но уже через год на том же месте появился первый, уже советский кинотеатр "Мираж". Позже он перешел в ведение госструктур и был в 1925 году переименован в "Совкино" - с таким названием он существует и по сей день.

"Совкино", Фото с места события из других источников

"Совкино", Фото с места события из других источников. Автор фото: Из открытых источников

В этом же 1925 году в Хабаровске появилась первая киностудия: "Дальневосточная студия кинохроники", которая познакомила жителей города с документальным кино. И практически сразу состоялась первая встреча с кино художественным.

Режиссеры "рождаются" в Хабаровске

Весной 1925 года московский театральный актер, будущий кинорежиссер Михаил Каростин в составе съемочной группы прибыл в дальневосточную столицу. После он вспоминал утомительный 12-дневный путь до Хабаровска, и как здесь на съемках фильма сказал себе: "Вот – твой "университет кино"!". Сюда его пригласил режиссер Иван Калабухов для съемок в эпизоде фильма "Контрабандисты или 17-й пост". Приключенческий фильм о борьбе дальневосточных пограничников с контрабандистами и снимался, и монтировался в Хабаровске, и уже через год  он засветился на экране единственного тогда кинотеатра.

Михаил Каростин в фильме "Контрабандисты или 17-й пост", Фото с места события из других источников

Михаил Каростин в фильме "Контрабандисты или 17-й пост", Фото с места события из других источников. Автор фото: Скриншот видео

Между первой и второй художественной кинокартиной перерыва быть практически не должно было. Михаил Каростин, ступивший на дальневосточную землю в актерском амплуа, возвратиться в столицу намеревался режиссером – можно сказать, что краевая столица вдохновила его на собственное творчество. С согласия первой московской фабрики "Совкино" он отправляется во Владивосток для съемок фильма "К берегам Тихого океана", где получает 1487 метров пленки и служебный билет на поезд Владивосток-Москва. Первая остановка - он вновь вернулся в Хабаровск, где хотел снять чудо – Амур-реку: "Мне, волгарю, важно было показать эту широченную реку с  высоты, с видовой скалы."

Он снял  реку и город  со многих точек в разное время суток, хотел снять Арсеньева, но не удалось его застать. Его замысел претворяется из художественного в документальный – автор считает, что русский, в том числе дальневосточный мир, нужно показать непосредственным. Михаил Каростин зафиксировал жизнь гольдов и реку с нерестящейся рыбой. 

До 1926 года никто в России не снимал ничего подобного. Так Хабаровск отразился в первой научно-популярной картине в СССР.

Кино на колесах

Уже через два года еще один "киношный" поезд помчался, теперь уже в обратном направлении, - на Восток. В 1928 году операторы "Совкино" в пути от Москвы до Владивостока записывали на пленку жизнь каждого попутного города. Чуть позже "Дальневосточный экспресс", так назывался готовый фильм, вернулся в Хабаровск для проката и был показан на большом экране. Этот немой с титрами фильм жители города ждали: из-за ажиотажа попасть на просмотр смог не каждый.

"Дальневосточный экспресс", Фото с места события собственное

"Дальневосточный экспресс", Фото с места события собственное. Автор фото: Скриншот видео

Первая версия "Дальневосточного экспресса" вышла без звука, Фото с места события из других источников

Первая версия "Дальневосточного экспресса" вышла без звука, Фото с места события из других источников. Автор фото: Скриншот видео

Несмотря на отсутствие в советские годы моды на "ремейки" через несколько десятков лет, в 1968 году, в Хабаровск пришла "говорящая" версия "Дальневосточного экспресса". Режиссеры и операторы картины "Города и годы"в точности повторили маршрут сорокалетней давности. Этот фильм "захотели" в Москве: наверху пожелали посмотреть, как изменились города вдоль Транссибирской магистрали. Поэтому поездная история возродилась и вновь попала на экраны Хабаровска (к тому времени уже их было несколько).

Кадр из фильма "Дальневосточный экспресс" (звуковая версия), Фото с места события из других источников

Кадр из фильма "Дальневосточный экспресс" (звуковая версия), Фото с места события из других источников. Автор фото: Скриншот видео

На широких экранах оказались центральные улицы: Карла-Маркса и Ленина. Жители краевой столицы 60-х показали все, на что были способны. Зрители по всей стране увидели суровое дальневосточное развлечение: футбол на мотоциклах.

Гражданская война в кино о Дальнем Востоке

Следующие западные гости приехали в Хабаровск вскоре - теперь с более масштабной задачей. Громкие имена братьев Васильевых, которые незадолго до этого сняли в соседнем Приморье своего знаменитого "Чапаева", в 1937 году звучали на территории всего региона.

Братья Васильевы, Фото с места события из других источников

Братья Васильевы, Фото с места события из других источников. Автор фото: Из открытых источников

Здесь разворачивались съемки второго звукового кино в Советском союзе "Волочаевские дни". После громогласного "Чапаева" все, включая режиссеров картины, ждали какой же будет следующий за дебютом фильм. Как-то Георгий Васильев сказал: "Мы родили слона, и теперь всю жизнь должны его кормить". Он прекрасно понимал, какую ответственность накладывает на него и на Сергея Дмитриевича успех "Чапаева".
Волочаевская сопка под Хабаровском из фильма "Волочаевские дни", Фото с места события из других источников

Волочаевская сопка под Хабаровском из фильма "Волочаевские дни", Фото с места события из других источников. Автор фото: Скриншот видео

Хабаровчане-старожилы с удовольствием помогли режиссерам в воспроизведении событий 1918 года. В итоге "Волочаевские дни" лишились центрального героя – здесь нет, как в предыдущем творении братьев, героя подобного красному командиру. Здесь Васильевы стремились создать галерею портретов, воскресить образ партизанской массы, образ поднявшегося на защиту своей земли народа. В решении этой художественной задачи Васильевы добились похвального результата. Все детали, которые делают кино художественное настоящим: начиная от внешности героев до их манеры говорить, - соответствовали атмосфере гражданской войны.

Этот фильм крайне близок Хабаровску не только из-за съемок, которые проходили на его территории. Многие люди отправлялись в кинотеатры, чтобы увидеть там себя или своих знакомых.

Некоторые хабаровчане еще сейчас вспоминает о дедах, которые участвовали в массовке фильма: "Мой дед снимался в массовке Волочаевских дней. Дед самый маленький, в кепке, и штанах на лямках. К несчастью, он умер 2 года тому назад."

"Волочаевские дни" не посрамили своих создателей и очень понравились зрителям, Фото с места события из других источников

"Волочаевские дни" не посрамили своих создателей и очень понравились зрителям, Фото с места события из других источников. Автор фото: Скриншот видео

После выхода "Волочаевских дней" наступает затишье в съемках художественного кино в городе. Строится новый кинотеатр, жители ходят на просмотры всесоюзных фильмов. Хабаровский же кинематограф занимается съемкой документального кино, выпуском киножурналов и киноочерков. Именно с тех пор "Дальневосточная студия кинохроники" считается лидером среди межрегиональных коллег. Кстати, она существует до сих пор, чем не может похвастаться Владивостоцкий "Дальтелефильм".

С началом войны все силы направляются на фронт – о кино никто даже не думал. А вот в послевоенное время, после достаточно долгого перерыва, страна вновь взялась за кинокамеры.

Японское видение Дальнего Востока

Кинематограф в Хабаровске поднимается на изрядное количество ступеней вверх. Теперь здесь экранизируют повесть Арсеньева "Дерсу Узала". В 1961 выпускается первая версия этой картины, которая находит крайне слабый отклик и среди профессионалов, и среди зрителей. Традиции "ремейков" и тогда не появилось, исправить ситуацию казалось невозможным – экранизация достойной книги должна была оставаться далекой от гениальности. Но в 70-х годах в "Мосфильм" обращается японский режиссер с мировой известностью Акира Куросава, который предлагает создать новую версию "Дерсу Узалы".

Кадры из фильма "Дерсу Узала", Фото с места события из других источников

Кадры из фильма "Дерсу Узала", Фото с места события из других источников. Автор фото: Сайт "Кинопоиск"

Уникальна эта картина двумя сценариями, которые для нее были написаны. Один начертал Куросава, другой - Юрий Нагибин, советский журналист и сценарист. Сценарии сравнили и, подсчитав плюсы и минусы каждого, грамотно совместили. Многое в фильме было советское, но в картине отсутствуют какие-либо приоритетные соотношения двух стран.

Фильм "Дерсу Узала" практически целиком был снят в Хабаровском крае под открытым небом, за исключением Хабаровска и некоторых декораций, которые были подстроены под осенний пейзаж. Хабаровск в картине представлен как бы в сравнении с природой. Куросава быстро освоился на съемочной площадке. Четкие, выверенные действия японца позволили сдать картину в срок. И мировая премьера фильма состоялась в августе 1975 года в Токио.

Кадры из фильма "Дерсу Узала", Фото с места события из других источников

Кадры из фильма "Дерсу Узала", Фото с места события из других источников. Автор фото: Сайт "Кинопоиск"

Общее число зрителей посмотревших этот фильм в кинотеатрах: 20,5 млн человек.

Этот фильм стал одним из трех "Оскароносных" русских фильмов, победивших в номинации "Лучшее зарубежное кино". Кроме этого "Дерсу Узала" завоевал золотой приз на IX Международном кинофестивале в Москве в 1975 году. Этот успех не был прогнозируемым во время съемок, но после проката - закономерен.

Съемки фильма о дальневосточниках в Казахстане

В 1981 году кинозалы обращают внимание зрителей на премьеру: "Приказ: Огонь не открывать!". Это история о дальневосточных солдатах, вынужденных в первые дни Великой Отечественной Войны держать оборону на восточных рубежах страны. Сражений здесь нет – в центре кадра тыл и мгновенье, в которое вот-вот начнется бой.

Кадр из фильма "Приказ: Огонь не открывать!", Фото с места события из других источников

Кадр из фильма "Приказ: Огонь не открывать!", Фото с места события из других источников. Автор фото: Скриншот видео

При том, что события происходят на востоке России, фильм снимался в Казахстане с участием войск среднеазиатского военного округа. Примечательно, что ряд кинолент о Дальнем Востоке, и в частности, о Хабаровске, сняты далеко не в краевой столице. Самые популярные места для иллюстрации дальневосточной территории: Красноярский край, Казахстан и даже Подмосковье.

Остросюжетное кино 90-х годов

Кино начала 90-х освободилось от идеологических рамок и являлось продуктом чистого творчества сценаристов и режиссеров. На пике славы находился жанр "боевик". Хабаровск отразился в фильмах этого жанра как центр "настоящей" бандитской жизни. Игорь Муругов со своей съемочной группой в 1992 году прибыл в Хабаровск для съемок фильма "Риск без контракта". Именно здесь, по сценарию, на главного героя - профессионального каскадера нападает банда, угоняет его машину и начинается принципиальное противостояние хорошего и плохих парней. Роль в "Риске без контракта" стала одной из первых у популярной сейчас российской актрисы Нонны Гришаевой.

Кадр из фильма "Риск без контракта", Фото с места события из других источников

Кадр из фильма "Риск без контракта", Фото с места события из других источников. Автор фото: Скриншот видео

Кадр из фильма "Риск без контракта", Фото с места события из других источников

Кадр из фильма "Риск без контракта", Фото с места события из других источников. Автор фото: Скриншот видео

После распада СССР кино в Хабаровске переходит на новый современный этап. Краевая столица становится стартовой площадкой для местных режиссеров, также город появляется в картинах российского и зарубежного производства.

ИА AmurMedia открывает цикл статей о кинолентах, съемки которых проходили в Хабаровске. Столица Хабаровского края нашла отражение как в советском и российском, так и зарубежном кино. Как показан Хабаровск через объектив кинокамеры, чем привлекает он всемирных режиссеров, ИА AmurMedia расскажет в цикле "Хабаровск в кино".

17469
Общество