AmurMedia, 10 декабря 2025. У коренных народов Приамурья — нанайцев, ульчей, орочей и других — духовный мир всегда был неотделим от повседневной жизни. Их традиционная культура основана на глубоком уважении к природе, окружавшей их веками. Это мировоззрение, пронизанное ощущением духовного родства с окружающим миром, нашло отражение в верованиях о духах-защитниках, хранителях рода и шаманах — посредниках между людьми и невидимым миром. О сакральном наследии коренных народов рассказала заведующая научно-исследовательским сектором этнографии музея им. Гродекова, кандидат искусствоведения Галина Титорева.
Шаманизм — одна из древнейших форм религиозных практик, возникшая ещё в эпоху палеолита. Наскальные рисунки свидетельствуют: ещё тогда существовали люди, способные вступать в контакт с иными силами, надевать сакральные маски, танцевать ритуальные танцы и проводить обряды, направленные на гармонизацию мира. Для коренных народов Приамурья шаман был не просто жрецом или целителем — он был духовным проводником, способным восстановить нарушенный баланс между человеком и природой.
— Слово "шаман" имеет тунгусское происхождение и означает "знающий, понимающий, учитель". У шамана много функций. Шаман лечит людей, отыскивает предметы и людей, изменяет погоду. Хранит души детей у семьи, в которой дети постоянно умирают. Шаманизм существует десятки тысяч лет, несмотря на стереотипы. Шаманами становятся в переломные моменты взросления. Главная функция шамана — провожать души умерших в потусторонний мир. Это может сделать только шаман, ставший в раннем возрасте. Шаман обладает навыками гипноза и самогипноза, знает традиционную культуру, — рассказала заведующий научно-исследовательским сектором этнографии музея им. Градекова, кандидат искусствоведения Галина Титорева.
По словам Галины Титоревой шаман живёт двойной жизнью: обычной и шаманской. Посвящение в шаманы происходит через "шаманскую болезнь". "Шаманская болезнь" — по представлениям шаманизма, некий комплекс патологических состояний, которые испытывают будущие шаманы в молодости (часто в пубертатный период). Эти состояния, по верованиям, являются свидетельством избранности человека духами для шаманского служения. К таким признакам, которые указывают на "шаманскую болезнь" могут относиться приступы сонливости, головная боль, ночные кошмары, слуховые и зрительные галлюцинации. Однако, "шаманская болезнь" не имеет никакого научного подтверждения.
— Шаман должен доказывать свои умения через "шаманские чудеса". Главные его помощники — это духи сэвэны Аями и Бучу. Свен Аями помогает шаману, а Бучу позволяет перемещаться между мирами, — добавила Галина Титорева.
Путешествие и общение с духами — это священнодействие шамана, такой обряд называется Камлание. Принято считать, что духи вселяются в шамана, подчиняют его своей воле и говорят его устами. Во время обряда шаман словами, движениями изображает свое путешествие в иные миры, а присутствующим рассказывает, что происходит во круг него. Считается, что такие ритуалы помогают узнать причину болезней, выяснить что-нибудь о без вести пропавших людях, помогают в предстоящей охоте и сопровождает души умершего в загробный мир. Чем искуснее шаман проводит обряд, тем выше у него авторитет в коллективе.
— Среди шаманов существует конкуренция. Если два шамана попадают на одну и туже дорогу, это может закончиться болезнью или смертью одного из них. Так же смерть шамана часто настигает в сражении с другим шаманом, — рассказала Галина Титорева.
В традиции коренных народов Приамурья существует и особый феномен — шаманские поединки. Это духовная борьба, связанная с соперничеством за силу и право быть главным проводником между мирами. В таких поединках шаманы могут отправлять друг на друга духов, и последствия порой оказываются крайне тяжёлыми — вплоть до болезни и смерти. Считалось, что смерть шамана нередко наступает именно в таком духовном сражении.
Сегодня в Хабаровском крае шаманов осталось немного. Главная сложность в том, что научиться шаманизму "по учебнику" невозможно — он передаётся по наследству, через линию рода или через избрание духами. Нет и крупных шаманов, которые могли бы обучать молодёжь. Поэтому некоторые жители Приамурья отправляются в Бурятию, Якутию или Тыву, где шаманизм сохраняется активнее и существуют школы.
— Шаманы в Приамурье есть, но нет больших шаманов, которые могли бы их обучить. Поэтому как правило молодые люди едут в Бурятию, Якутию или Тыву, где шаманизм процветает. Например, в Тыве есть школы шаманизма, то есть можно прийти и учиться. У нас все скромнее, есть шаманы, которые стараются помочь людям, когда к ним обращаются. Многие пытаются войти в шаманизм, но часто это театрализация и никакого отношения к настоящему шаманизму не имеет, — подытожила Галина Титорева.
Несмотря на это, духовные ценности коренных народов Приамурья сохраняются. Уважение к природе, связь с родом, ощущение духовного мира как живой реальности — всё это остаётся важной частью их культуры. Шаманизм, прошедший через тысячелетия, продолжает напоминать о главном: человек существует не отдельно, а в едином пространстве с природой, предками и духами, и в этом единстве — основа гармонии и силы.
