AmurMedia, 24 ноября. 17 ноября этого года президент России Владимир Путин подписал закон № 424-ФЗ, который заметно "провентилирует" систему подготовки будущих врачей. Документ переводит значительную часть медицинского образования на рельсы целевого обучения, вводит обязательное наставничество в государственных учреждениях и устанавливает финансовые санкции для тех, кто уклонится от отработки. За нарушение целевого договора студент-бюджетник будет обязан компенсировать государству стоимость обучения в двукратном размере. Поправки затрагивают ключевые законы — № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и № 273-ФЗ "Об образовании в РФ", а также ряд сопутствующих актов. Изменения вступят в силу 1 марта 2026 года.
Законотворцы уверены, что реформа поможет закрыть кадровый голод и укрепить систему госздравоохранения. Но эксперты и сами молодые медики относятся к изменениям весьма осторожно — без улучшения условий труда, расширения социальных гарантий и поддержки выпускников новая модель, по их словам, рискует принести обратный эффект. Насколько эти опасения разделяют в Хабаровском крае, корреспондент ИА AmurMedia узнал у студентов-медиков региона.
Меняем курс
Прежде разберемся, что именно меняется в системе подготовки врачей. Согласно закону, Минздрав определит перечень специальностей, для которых работа под руководством наставника станет обязательной. Срок наставничества будет зависеть от профиля и региона, но не превысит трех лет. Новые требования распространяются на всех выпускников — как бюджетников, так и тех, кто учился на платной основе.

Тематическое фото. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
Медики, имеющие первичную (в том числе специализированную) аккредитацию, смогут работать только под присмотром наставника в клинике, входящей в программу госгарантий. Для студентов-целевиков маршрут другой: после выпуска они обязаны трудиться в организации, указанной в договоре. Лишь завершив наставничество, специалисты смогут перейти к периодической аккредитации. При этом те, кто окончит обучение или впервые пройдет аккредитацию до 1 марта 2026 года, под новые правила не подпадают.
Будущие ординаторы-бюджетники должны будут заключать целевой договор еще до итоговой аттестации. Отказ возможен, однако в этом случае выпускника переведут на платное место — при условии, что оно есть в наличии.
За нарушение условий договора предусмотрены и весомые санкции — штраф в двойном размере стоимости обучения. Фактически платить придется тем, кто откажется работать в организации, закрепленной в договоре. В ряде случаев эти нормы применять не будут. Закон также перераспределяет сами образовательные квоты — 70% мест в вузах сохранят статус целевых и 30% — обычных бюджетных. А вот ординатура полностью переводится на стопроцентное целевое обучение. Конкретные сроки наставничества и перечень специальностей, по которым выпускники обязаны будут трудиться в муниципальных и государственных медучреждениях, установит Минздрав. В любом случае отработка не может превышать трех лет.
Температура в палатах
Чтобы понять, как новая реформа воспринимается теми, кого она касается в первую очередь, мы обратились к студентам медицинских вузов и колледжей Хабаровского края. Фактически именно им через год-два работать по новым правилам, заключать целевые договоры и проходить трехлетнее наставничество. Поэтому мы решили узнать "температуру в палатах" — что будущие специалисты думают о нововведениях, какие опасения разделяют и какие перспективы для себя видят.

Тематическое фото. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
— Мне кажется, это только оттолкнет молодых специалистов, потому что не все хотят работать в государственной организации — или готовы идти туда сразу. Зарплаты маленькие, отношение к врачам часто неблагодарное, и со стороны пациентов в том числе. Особенно тяжело среднему медперсоналу. Плюс состояние государственных больниц и оборудование — это просто "небо" и "земля" по сравнению с частными клиниками. Мы были на практике в государственных учреждениях, и большого желания работать туда после выпуска, честно говоря, не возникло. От поступления в мединститут, которое сейчас крайне сложное, до условий в больницах — все это отбивает мотивацию. Если ситуация изменится, возможно, новое поколение медиков и пойдет работать в госучреждения, но пока с трудом в это верится, — рассказала ИА AmurMedia студентка-медик из Хабаровска* (девушка настояла на анонимности — прим.ред.).
По ее мнению, обязательная отработка в госучреждении выглядит бесперспективной из-за недостаточной материальной мотивации и высокой нагрузки, с которой молодым специалистам придется столкнуться уже в первые годы работы.
Интересен и взгляд уже "ветеранов" отрасли. По их словам, сама идея наставничества не нова, ведь ординатор, приходя в больницу, в любом случае прикрепляется к опытному врачу.
— Он выполняет часть работы за наставника — оформляет документацию, делает рутинные задачи, которые доктор не любит, а взамен получает бесценные знания, так сказать, "с руки". По их мнению, по-другому это практически невозможно. Единственное, что изменилось, — наставничество теперь станет обязательным и, возможно, будет регламентировано: определён список навыков и умений, которые необходимо освоить, и, возможно, будет предусмотрено финансовое вознаграждение, — рассказывает медицинский оптик-оптометрист Юлия.
Тем не менее, по ее словам, это вряд ли поможет решить проблему кадрового дефицита. Медработник подчеркивает, что желательно, чтобы наставничество не было строго обязательным, поскольку у молодого специалиста должен оставаться выбор специализации. На практике крайне мало кто охотно делится знаниями, а настоящее наставничество, по мнению опытных врачей, скорее прерогатива педагогов, а не практикующих специалистов.
— Часть бюджетных мест в ординатуре убрали, но логика здесь понятна, — продолжает Юлия. — Если студент получает первичную аккредитацию и становится терапевтом или педиатром в платной клинике, то обучение может проходить за счёт работодателя, что нормально. Если же выпускник идёт в госучреждение, где его обучает государство, логично, что он должен отработать. Если узких специальностей много, и выпускник выбирает, например, Первую краевую больницу и хочет там учиться, он, вероятно, подпишет контракт на ординатуру и отработает 3−4 года, а возможно, и останется. Также у нас есть замечательный детский офтальмолог, как специалист и как человек, но уговорить её взять стажёра почти невозможно. Приходится заново обучать с нуля, вкладывать годы своего обучения и саморазвития, а затем человек уходит, приходит новый — и цикл повторяется. Это выматывает. И да, отчетность тоже занимает крайне много времени — не остаётся времени даже на основную работу, — добавляет Юлия.
Что происходит с кадрами в регионе сейчас
О том, насколько остра кадровая ситуация в Хабаровском крае и какие меры уже предпринимаются, ИА AmurMedia узнало у министра здравоохранения региона Станислава Мальцева. По его словам, дефицит специалистов — проблема общероссийская, и Хабаровский край не является исключением.

Тематическое фото. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
— Проблема дефицита кадров в здравоохранении многофакторная и системная. Она затрагивает практически все регионы страны. Министерство здравоохранения края реализует комплекс мер по привлечению, удержанию и развитию медицинских работников. Это целевая подготовка специалистов, увеличение объёмов целевого приёма, обязательное последующее трудоустройство тв учреждения края, организация практик и стажировок на базе ведущих медорганизаций, социальная поддержка — от единовременных выплат при трудоустройстве до компенсации коммунальных расходов и предоставления жилья. Для молодых специалистов действуют льготные ипотечные программы. Заработная плата регулярно индексируется, внедряется система стимулирующих выплат, развивается наставничество и создаются условия для профессионального и карьерного роста, — подчеркнул министр.
Поможет ли новый законопроект справиться с дефицитом медиков в Хабаровском крае По данным краевого минздрава, не закрыта потребность более чем в тысяче специалистов
Сегодня, по данным мониторинга, в краевых медучреждениях не хватает более 500 врачей, около 500 специалистов среднего звена, а также фармацевтов и младшего персонала. В то же время продолжается подготовка собственных кадров: по программам специалитета обучаются 591 студент, в ординатуре — 141. В новом учебном году на целевую подготовку зачислены 165 человек на специалитет и 70 — в ординатуру.
Как на самом деле будет развиваться ситуация после запуска нового закона, покажет только время.
"Игра в Бога" или шанс для человечества? В ПИШ ДВФУ рассказали о гранях генной инженерии
