AmurMedia, 20 ноября. Не срывать сроки ввода значимых для региона объектов — автомобильных дорог, мостов, котельных и других — помогут поправки в закон о госзакупках, расширяющие возможность заключения контрактов с единственным поставщиком. Такую позицию в официальном обращении к главе Федеральной антимонопольной службы изложил сенатор Артем Шейкин, копия документа есть в распоряжении редакции. Он попросил ведомство оценить целесообразность внесения поправок в 44-й Федеральный закон и выразил готовность разработать соответствующий законопроект. "Парламентская газета" (18+) передаёт подробности.
Почему срываются торги
Чтобы реализовать важный для региона проект, власти должны объявить аукцион, а возможно, и не один, где поставщики будут предлагать наиболее выгодные условия — низкую цену, высокое качество, короткий срок. В публичной конкурентной борьбе определяют победителя, с которым заказчик в лице администрации заключает контракт. Таковы нормы Федерального закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Но часто оказывается, что желающих соревноваться за заказ от государства либо нет вообще, либо претендент только один. Тогда торги признают несостоявшимися и объявляют их по новой. Есть ряд случаев, когда регион может заключить контракт с единственным поставщиком, но их явно недостаточно, считает первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин. Он ссылается на опыт администрации Благовещенска, столицы Амурской области, которую представляет в палате регионов.
"Действующие жесткие ограничения на применение закупок у единственного поставщика приводят к необоснованному увеличению сроков реализации, сужают круг потенциальных исполнителей, повышают риски срыва ввода объектов и снижают эффективность бюджетных расходов", — отметил сенатор в обращении на имя главы ФАС Максима Шаскольского.
Шейкин предложил расширить возможности заключения контрактов с единственным поставщиком для крупномасштабных, технологически сложных и социально значимых инфраструктурных проектов, обладающих признаками уникальности и высокой капиталоемкости.
Больше контроля, выше штрафы
Чтобы строить дороги и прокладывать инженерные сети стало быстрее, Шейкин предложил ввести специальное основание для заключения контракта с единственным поставщиком. Для этого должно быть выполнено несколько условий:
- наличие заключения ФАС об объективном отсутствии конкуренции на товарном рынке либо наличии единственного исполнителя, обладающего необходимыми ресурсами,
- наличие у заказчика утвержденного комплексного экономико-технического обоснования, включающего описание объекта и его специфических требований, подтверждение квалификации предполагаемого исполнителя, оценку потенциальных рисков контракта и план их минимизации,
- применение механизма только для контрактов, максимальная цена которых превышает пороговое значение, установленное Правительством.
Специальными условиями для таких контрактов должны стать детализированная этапность выполнения работ, установление ключевых показателей результативности и качества и повышенные штрафы и пени за нарушение сроков, объемов и качества работ.
"Инициатива необходима для обеспечения своевременности и предсказуемости реализации социально значимых объектов, снижения количества несостоявшихся торгов и связанных с ними задержек, минимизации рисков срыва проектов и повышения качества выполнения работ", — сказал Артем Шейкин "Парламентской газете".
Когда можно
Закупки у единственного поставщика возможны, если это работы или услуги в сфере естественных монополий, если контракт заключают с органом исполнительной власти или госучреждением, если речь идет об оказании коммунальных услуг, например, водо— или газоснабжении. Правило действует для закупок до двух миллионов рублей, либо до 10 процентов всех годовых закупок, но не больше 50 миллионов рублей.
Единственный поставщик также возможен, когда речь идет о сохранении и популяризации объектов культурного наследия или закупках для медицинских организаций, если лекарство или оборудование производит в России и дружественных странах единственный поставщик. Единственного поставщика может назначать своим указом Президент или постановлением кабмин.
Обрушившиеся на Россию в 2022 году международные санкции заставили Правительство пересмотреть ряд норм 44-го закона. Федеральным ведомствам и регионам разрешили самостоятельно определять случаи закупок у единственного поставщика. Через некоторое время в Минфине обратили внимание, что регионы злоупотребляют этим правом: предприниматели сообщали, что многие контрагенты не могли получить доступ к закупкам из-за неконкурентной политики заказчиков.
В 2024 году кабмин расширил перечень оснований, по которым регионы могут производить закупки у единственного поставщика, например, для целей гражданской обороны, восстановления поврежденных объектов, обеспечения потребностей беженцев и вынужденных переселенцев.
Торги по квартире Фургала во Владивостоке не состоялись из-за отсутствия заявок
Запуск котельных в пос.Высокогорном Хабаровского края находится под контролем прокуратуры
Мусорный картель выявлен в Хабаровском крае: выводы УФАС подтвердил суд