AmurMedia, 17 ноября. Советской певице Ларисе Мондрус 15 ноября исполнилось 82 года. День рожденья эстрадная артистка в очередной раз отметила в дали от Родины, ведь покинула она страну очень давно, ещё в 1973 году, поселившись с мужем в Германии.
Нельзя сказать, что она была обделена возможностями, почитанием, вниманием публики и советской власти, как нельзя сказать, что и на чужбине ей не удавалась творческая жизнь, нет, она гастролировала как Larissa, выпускала пластинки, часто появлялась в телевизионных шоу. Пела на немецком и родном русском, впрочем, не только на них. Лариса Мондрус — полиглот, хорошо владеющая английским, французским, латышским, итальянским, идишем, польским. На всех этих языках звучали песни в её исполнении.

Лариса Мондрус на немецком телевидении. Фото: Скриншот с сайта
Что случилось с девушкой 28-ми лет, почему она собрала чемодан и навсегда покинула СССР? Мондрус не пела песен со строгим идеологическим стержнем, компромиссы принимать отказывалась, в нарядах проявляла вольность и легкомысленность. Госконцерт отлучил её от зарубежных гастролей, а после запретили и сольные выступления в Советском Союзе. Уехала.
Она уехала, но всё же, именно карьера в СССР получилась хоть и короткой, но невероятно яркой, насыщенной. Она оставила след. Звучание её голоса органично влилось хор звёзд эстрады 60-х годов. Своим обликом она олицетворяла прекрасное десятилетие, когда общество менялось, когда стол стал изобильнее и появились холодильники с телевизорами, мода переживала своё самое лучшее время, где тон задавала элегантность, подчёркивающая как женственность, так и мужественность, декольте углублялись, рукав всё укорачивался, а брюки, лёгким движением руки, превращались в элегантные шорты: площадь открытых частей тела росла с каждым сезоном. Жизнь налаживалась.

Кадр из х/ф "Бриллиантовая рука", 1969 год. Фото: Скриншот с сайта
Время излучало деловитость и продуктивность. Причастность к миру науки и героическим профессиям, интеллектуализм, сочинительство, музыкальное, песенное, художественное творчество были в чести. Люди искали себя в делах и развитии, были нацелены на свершения. На лице эпохи плавала улыбка, морщины только намечались, а представления о прекрасном, красоте были прямолинейными и понятными всем людям, независимо от классовой принадлежности. .
Ларису Мондрус эпоха приняла без вступительных экзаменов, как родную, сразу. Достаточно беглого взгляда, нескольких примеров, чтобы понять значение певицы для поп-культуры того времени. Советская эстрада 60-х внезапно помолодела и обрела свежесть, светлые тона. С песен местами стала слетать идеологическая позолота, обнажая обычное, жизненное, общечеловеческое и даже чувственно-сексуальное. Расцвёл эстрадный джаз, из радио неслись твисты и рок-н-роллы на русском языке. Хиль, Кобзон и Магомаев брились ещё по два раза в неделю, а не каждый день, и волос их ещё не коснулось серебро. Муслим Магомаев и Иосиф Кобзон. Фото: Скриншот с сайта
В голосах певцов и певиц появился, быть может, неоправданный избыток оптимизма, придававший многим песням приятную наивность. Радостная улыбка в голосе, чем славилась Эдита Пьеха, стала знаком песенного жанра того времени. Нина Бродская сокрушала публику пронзительностью и энергетикой, когда пела о том, как "звенит январская вьюга". Вкрадчивая лиричность Лидии Клемент вещавшей о снах, где "остроконечных елей ресницы над голубыми глазами озёр", вызывала видения озёрного края. Все эти исполнительские манеры Лариса Мондрус вобрала так естественно, что они немыслимо перетекали одна в другую в пределах одной песни, создавая драматическое полотно. Это хорошо живописует знаменитая композиция, ставшая жемчужиной советской эстрады "Билет в детство"(16+).

Лариса Мондрус. Фото: Скриншот с сайта
— Ночью из дома я поспешу,
В кассе вокзала билет попрошу.
Может впервые за тысячу лет
Дайте до детства плацкартный билет.
Тихо кассирша ответит: билетов нет.
Да, её пели после другие исполнительницы, и тоже удачно, но не так, как-то не так. Запоминающиеся поп-шлягеры — "Синий лён"(16+), лиричную "Ты погоди" (16+), Лариса исполняла элегантно и искренне. Публика отвечала признанием.
Певица легко чувствовала себя в эстрадном джазе, и будучи совсем юной оказалась в знаменитом джазовом оркестре Эдди Рознера. Ей было всего 20 лет, когда она появилась в новогоднем "Голубом огоньке" (18+), а через два года она уже блистала там в полную полную силу. В её исполнении прозвучал оптимистичный твист о милом, влюблённом парне-фантазёре. Переливалась огоньками ёлка, летали серпантин и конфети, в бокалах лопались пузырьки, гости умилённо смотрели на певицу. Она была на своём месте.

Лариса Мондрус. Фото: Скриншот с сайта
Среди гостей студии были любимцы страны и её герои. Пока Лариса пела, первый космонавт мира Юрий Гагарин, сидя за столиком, достал кинокамеру и запечатлил момент выступления. Его собратья по полётам космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев по очереди приглашали Мондрус на танец, и та уделила внимание каждому. Лариса провела всю новогоднюю ночь вечер за одним столом с космическими пилотами, и такое внимание со стороны героев космоса страну впечатлило и, конечно, добавило певице внимания и общественного веса.

Юрий Гагарин с кинокамерой. Фото: Скриншот с сайта
Страна рукоплескала, а вместе с ней знаменитая кинотроица — Трус, Балбес и Бывалый. В студии Никулин-Моргунов-Вицин предстали в костюмах и со скрипками в руках. Популярность Ларисы Мондрус достигла пика.

Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Георгий Вицин (Балбес, Бывалый, Трус). Фото: Скриншот с сайта
Платье, в котором она пела в "Голубом огоньке", было простым, изящным и, как говорится, "лёгким". Очевидно, что Лариса за модой следила и придерживалась. Это подвело. На выступлении в Звёздном городке она предстала перед первым призывом советских космонавтов в миниюбке, а это выше колена, примерно посередине бедра. Красиво? Да, но посчитали, что такой наряд отвлекает космонавтов от звёзд. Поговаривали, что именно это обстоятельство стало одной из причин опалы.
Ей нашлось место и в кино. Классик советского кинематографа режиссёр Эльдар Рязанов пригласил Ларису в комедию "Дайте жалобную книгу"(18+) — она предстала в образе певицы образцово-показательного ресторана, где едят и пьют, общаются и пляшут, но без эксцессов.

Кадр из х/ф "Дайте жалобную книгу ", 1964 год. Фото: Скриншот с сайта
Однако, чаще Модрус пела за кадром. В легендарной кинокомедии Александра Серого "Джентльмены удачи"(18+) голос Ларисы делает настроение середины ленты: неудачливые, беглые жулики, прибывают в Москву накануне Нового года, и скрываясь под женскими одеяниями идут по праздничному городу, чувствуя себя ненужными, лишними, понимая, что вечно бегут от обычной, но настоящей жизни.

Кадр из х/ф "Джентльмены удачи", 1971 год. Фото: Скриншот с сайта
Этот момент залит радостным голосом Ларисы Мондрус, превратившим положение "джентльменов" из драмы почти в трагедию.
— Проснись и пой, Проснись и пой! Попробуй в жизни хоть раз...
Но в кадре Мондрус мы не видим. Там другая певица, тоже красивая и умеет улыбаться — Галина Микеладзе. Кто она? Мы не помним. Почему так? Мы не знаем.
Музыкальный автомат: как Александр Градский стал отцом русского рока Легендарный музыкант и выдающийся вокалист был требователен к себе и коллегам
Знаковым стал песенный дуэт Мондрус-Магомаев. Не то, чтобы до этого мужчина с женщиной прилюдно не пели песен, но появилось нечто иное. Образы стали очевидно аристократическими, если не сказать мелкобуржуазными, а тематика песен отстранённой от великих свершений, без нарочитой бравурности. Исполнители физически становились всё ближе и ближе.
Кроме того, нагрянула эпоха телевидения — теперь песни не только слушали, но и смотрели. Лариса и Муслим бродят одетыми слегка не по сезону в заснеженному лесу. Она в беленькой шубке — разве это не мечта тех, кто по другую сторону экрана? Их песня проста, глубоко лирична, размеренна и наполнена сжатой страстью, которая вот-вот... но жанр не позволяет.

Муслим Магомаев и Лариса Мондрус. Фото: Скриншот с сайта
— Люблю, я люблю, я люблю только тебя! — вкрадчиво произносит красавец и любимец женщин Муслим.
— Тебе повторить я хочу те же слова! — тот час отвечает Мондрус, не обделённая вниманием мужчин, космонавтов, между прочим, в том числе.
В одном из интервью Лариса искренне, с теплотой вспоминает то время. Каким оно было?
— И я посмеивалась над Мусиком, и говорила — "Муслим, ну как же так? Ты столько зарабатываешь денег, ты такой популярный, тебя так все любят, а ты до сих пор ещё не приобрёл себе машину! У тебя нет квартиры в Москве. Он отвечает — "Ты ничего не понимаешь. Свобода — это самое главное".
Но она, конечно, всё понимала, запомнившись как часть эпохи 60-х с её вдруг обретённой, до того небывалой лёгкостью жизни, молодостью и надеждой на будущее.

Лариса Мондрус. Фото: Скриншот с сайта