Суд обязал банки внимательнее проверять клиентов, чтобы избежать выдачи кредитов под давлением мошенников. Если банк не заметит признаки давления и выдаст деньги, то потом его могут ждать финансовые последствия.
Появился важный прецедент: теперь банки должны внимательно следить за поведением своих клиентов при оформлении кредита. В противном случае, если за человеком стоит аферист, долги могут заставить списать. Банкиры обязаны обращать внимание на тревожные сигналы, а невнимательность может дорого обойтись.
Поводом для вынесения решения послужило дело гражданина М. из Владимира. На него вышел мошенник — "сотрудник ФСБ и Центробанка РФ", который убедил мужчину взять кредит и затем передать деньги "органам". Мужчина лично пришел в банк и оформил кредит на два миллиона рублей. А сразу после этого он перевел деньги неизвестным лицам.
Суд выяснил, что в момент оформления кредитного договора заемщик говорил по телефону с кем-то, кому сообщил что взял кредит. После этого он, не отключая звонка, положил телефон на стол. Все это должен был видеть сотрудник банка. Однако тот не заметил никакой угрозы и никак не отреагировал.
Дальше дело развивалось так. Мужчина по наводке мошенников отправился еще за одним кредитом в другой банк, где сотрудники уже заметили, что мужчина ведет себя необычно во время телефонного разговора, и предупредили его о многочисленных случаях мошенничества.
Мужчина понял, что его обманули и связался по видеосвязи с "сотрудниками Центробанка", потребовав вернуть деньги. В ответ мошенники пригрозили ему уголовным преследованием за финансовую поддержку Украины.
М. сразу обратился в правоохранительные органы и суд, требуя признать договор незаконным. Первые инстанции ему отказали, ссылаясь на формальные основания. Но кассационный суд постановил провести повторную проверку. Там посчитали, что в этом случае вина может лежать на банковских работниках, которые не заметили все признаки мошенничества в отношении мужчины. Суд спустил дело на пересмотр, чтобы нижестоящие инстанции рассмотрели дело уже с учетом "временной слепоты" сотрудников первого банка.