Как в кино: масштабные межрегиональные учения ФСИН прошли в Хабаровске

Фоторепортажи

Как в кино: масштабные межрегиональные учения ФСИН прошли в Хабаровске

Общество

11.09.2025

Утро корреспондентов ИА AmurMedia началось вовсе не с кофе. Прямо под палящим солнцем перед бывшей исправительной колонией № 3 в Хабаровске развернулись события, достойные настоящего боевика. Подъезды к учреждению перекрыты: экипажи ГАИ блокируют улицу, движение остановлено. На территории начинается бунт. "Заключенные" вытаскивают мебель во двор, разжигают импровизированный костер и громко требуют встречи с руководством и представителями прокуратуры. Перепалка накаляется, толпа выходит из-под контроля, звучат крики...

Дело в том, что на несколько дней территория колонии превратился в тренировочный полигон: здесь проходят масштабные оперативно-тактические учения по противодействию терроризму. Важно подчеркнуть, что данные мероприятия проводятся в соответствии с поручением президента Российской Федерации Владимира Путина. Ходом операций непосредственно на месте руководит заместитель директора ФСИН России Сергей Щербаков.

В течение трёх дней восемь начальников территориальных органов ФСИН России совместно с сотрудниками структурных подразделений ФСИН, УФСИН по Хабаровскому краю, а также представителями прокуратуры Хабаровского края, территориальных органов ФСБ, МВД, Росгвардии и МЧС России отработают действия личного состава при осложнении оперативной обстановки в исправительном учреждении. В край также прибыли руководители ФСИН из других регионов страны: Якутии, Тывы, Приморья, Красноярского и Камчатского краёв, Волгоградской, Липецкой, Тульской, Магаданской, Сахалинской и Амурской областей, Ростовской области, Еврейской автономной области и Ямало-Ненецкого автономного округа.

1 / 4

По сценарию — массовое неповиновение, поджоги, захват заложников и даже попытки бегства. К решающему этапу, штурму, силовики подходят с максимальной подготовкой. На помощь приходят верные хвостатые бойцы: специально обученные служебные собаки. Четвероногие напарники мгновенно реагируют на команды, находят "бунтовщиков" и помогают брать ситуацию под контроль.

Следующий этап учений — отработка ситуации с условным заложником. В медпункте — "заложница", медсестра, удерживаемая группой "осужденных". Ее освобождение становится приоритетной задачей переговорщиков и спецподразделений. Здесь действует слаженная группа: один ведет диалог с "бунтовщиками", старается сбить накал эмоций, вывести собеседников на разговор. Второй фиксирует каждое слово, составляет протокол, чтобы ничего не ускользнуло от внимания штаба. Рядом — специалисты, готовые в любой момент подключиться к анализу ситуации и выдать рекомендации. 

1 / 3

— Ваша задача сейчас — очень внимательно наблюдать за работой переговорщика и его помощника. Один ведёт диалог, другой фиксирует каждое слово, составляет протокол, чтобы ничего не ускользнуло. Обратите внимание на экипировку переговорщика номер один. С первого взгляда кажется, что он одет как обычно, но это не так. У него бронежилет скрытого ношения — обязательный элемент защиты, ведь мы с вами уже говорили о безопасности. Переговорщик работает в режиме онлайн, он слышит происходящее, но реагирует только на указания руководителя, который управляет ходом переговоров. Все это — часть комплексной подготовки. В реальных условиях переговорщик всегда рискует: может быть агрессия, резкая смена поведения собеседника, провокации. Поэтому за его спиной всегда стоит команда, которая обеспечивает контроль ситуации. Один разговаривает, второй фиксирует, третий может при необходимости подключиться к анализу. Это целая система безопасности, которая позволяет действовать слаженно и профессионально, — объяснила инструктор.

1 / 3

Ключевой элемент нынешних учений — работа беспилотной авиации. В небо поднимаются квадрокоптеры с камерами высокого разрешения: они в режиме реального времени передают картинку в штаб, фиксируют малейшие движения и распознают цели. На экране оператора видно, как система различает людей среди деревьев, отмечает перемещения и даже определяет характер объектов — от "оружия" в руках до летящего дрона.

1 / 2

— Сейчас система определяет объект в формате оружия, а если в кадре появляется дрон, то фиксируется именно дрон в полёте. Сегодня мы покажем, как она распознаёт все цели, попадающие в поле камеры, в том числе дроны и людей — например, будет видно, как человек перемещается в кустах. Вот, например, система определяет танк. Хотя бронетранспортёр мы условно отнесли к категории танков и бронеавтомобилей — по наличию характерных признаков. Искусственный интеллект обучается на базе набора данных: если у объекта есть башня и вооружение, система классифицирует его как военную технику. Названия категорий можно адаптировать под конкретные задачи. Универсальность в том, что можно настраивать систему под разные объекты — будь то техника или люди. Чем точнее её обучить, тем надёжнее она будет работать, — поделился специалист по дронам. 

Кульминацией всего сценария становится успешная ликвидация бунта. "Заключенные" обезврежены, "заложница" освобождена, обстановка в колонии стабилизирована. 

1 / 3

— У нас такие ситуации называются чрезвычайными обстоятельствами. Они бывают разного характера: захват заложников, террористические угрозы, массовые неповиновения, побеги. Всё это необходимо пресекать, возвращать законность и правопорядок. Сегодня мы продемонстрировали один из эпизодов применения беспилотников: дрон позволяет чётко определять человека на фоне леса и выдавать целеуказания. Это помогает сотрудникам быстрее сориентироваться и задержать нарушителя. В дальнейшем мы планируем использовать беспилотники для поиска беглецов, разведки силами спецподразделений и охраны учреждений. Идеальный вариант — автоматизированный комплекс, когда дрон сам патрулирует периметр, садится на зарядку и продолжает маршрут, — рассказал заместитель директора ФСИН России Сергей Щербаков.

Ева Сорокина, ИА AmurMedia

Как в кино: масштабные межрегиональные учения ФСИН в объективе ИА AmurMedia. Фото: Ева Сорокина, ИА AmurMedia

По его словам, нынешние учения можно оценить на "пятерку с минусом". 

— Главное, чтобы в случае ЧП все были готовы действовать. Мы работаем действующим составом — сфера не настолько сложная, чтобы требовалось расширять штаты. Тем более что сегодня мы боремся за каждого сотрудника. Поэтому важно максимально эффективно использовать те кадры, которые уже есть, — подчеркнул он.

А как прошли учения — смотрите в фоторепортаже ниже.

232623
Общество