Недавняя стихия в нашем регионе, сопровождающаяся ливнем, затопленными дорогами, упавшими деревьями, повредила и личные автомобили. Проникновение влаги способно спровоцировать значительные технические проблемы либо вовсе вывести транспортное средство из строя, у автомобилистов возникает вопрос, такие природные катаклизмы — это страховой случай или нет для автовладельцев?
Для разъяснений редакция ИА AmurMedia обратилась к директору филиала в Хабаровском крае ПАО СК "Росгосстрах" Марине Суворовой.
— Обычно в разгар весенних паводков и летних гроз с ливнями и градом автомобилисты задаются вопросом, могут ли они получить компенсацию за затопленные или поврежденные водой машины?
— Что удивительно, часто спрашивают об этом и те, кто имеет лишь полис ОСАГО, — то есть, страхует не имущество, а свою гражданскую ответственность на случай причинения ущерба другим автовладельцам и жизни или имуществу третьих лиц. Поэтому сразу хочется поставить все точки над i: рассчитывать на возмещение ущерба, нанесенного водой, могут только автомобилисты, заблаговременно оформившие полис добровольного страхования — КАСКО. Но и тут есть важные нюансы — далеко не все случаи повреждения автомобиля водой могут быть признаны страховыми событиями, — рассказала Марина Суворова.
— А какие события могут быть признаны страховыми?
— В страховании паводки и масштабные подтопления населенных пунктов, в том числе и после ливневых дождей, относятся к риску "стихийные бедствия". В продукты КАСКО с полным покрытием риск "стихийные бедствия" включен. Под риск "стихийное бедствие" попадают такие опасные природные явления как буря (шторм), цунами, тайфун, ураган, смерч, град, наводнение, паводок, ледоход, перемещение или просадка грунта, оползень, обвал, землетрясение, снежная лавина, камнепад, сель, вулканическое извержение, природный пожар, удар молнии. Большим спросом сейчас у автомобилистов пользуются более доступные по цене программы КАСКО с неполным покрытием. Такие программы могут не предусматривать риск "стихийное бедствие". Как следствие, страховщик не возмещает ущерб, а бремя восстановления автомобиля и все финансовые расходы ложатся на плечи водителя, — разъяснила Марина Суворова.
— Нередко после ливневых паводков с автомобилем случается гидроудар — то есть, выход из строя двигателя в результате попадания в него жидкости. Это страховой случай?
— "Гидроудар" не входит в стандартные условия страхования КАСКО, и, соответственно, оснований для выплаты у страховой компании не возникает. Если же этот риск был добавлен в договор при его заключении, это соответствующим образом повлияет на решение о возмещении. А ведь объем выплаты по таким случаям может достигать 30-50% стоимости автомобиля, поскольку речь, как правило, идет о необходимости замены двигателя. Но надо учитывать, что в интересах автовладельца предпринять доступные ему меры для снижения размера возможного ущерба застрахованному имуществу и не допустить усугубления ситуации. То есть, не стоит пересекать затопленные водой участки, даже если речь идет о знакомых местах, и особенно — в городских тоннелях. Также не рекомендуется предпринимать попытки запуска двигателя затопленного автомобиля без предварительной диагностики на станции техобслуживания, просушки или замены воздушных фильтров и других систем, на работоспособности которых могло сказаться пребывание в воде,— дополнила Марина Суворова.