На осуществление правительственной информационной политики в первом полугодии текущего года из краевого бюджета было выделено более 100 млн рублей. Это стало известно из официального документа, который имеется в редакции. О том, насколько обоснована такая сумма и на что она может быть израсходована, корр. РИА AmurMedia рассказал генеральный директор ДВТРК "Дальневосточная" Владимир Шведченко.
- Владимир Витальевич, как одному из самых авторитетных руководителей СМИ на Дальнем Востоке мы хотели бы задать вопрос, который часто дискутируется и оппозиционными политиками, и в журналистской среде, да и в целом в разных слоях общества. Должны ли и имеют ли право органы власти заказывать и оплачивать СМИ информационные услуги?
- Знаете, коротко я бы ответил – обязаны! Заказывать и оплачивать. Сегодня еще часто встречаются чиновники во власти, которые пребывают в заблуждении, что СМИ обязаны информировать общество обо всем замечательном, что делает их орган власти и они сами лично. Они же пользу обществу приносят! Но СМИ живут в рынке, ищут и распространяют информацию, которая прибавит им зрителей, слушателей, читателей. Слова о замечательной работе власти мало этому способствуют.
- А какие информационные услуги должна заказывать власть?
- Конечно, это не дифирамбы себе любимым. Если обобщенно, то власть может привлекать СМИ к сотрудничеству для формирования общественного мнения. Перед принятием законов, решений, начиная какие-либо стройки. Кроме того, власть просто обязана вести пропаганду общественно полезного поведения. Наши законодатели, вместо того, чтобы уменьшать рекламное время на телевидении, ввели бы в обязанность органам власти производство и распространение социальной рекламы по направлениям своей деятельности. В бюджете любого мероприятия, программы государственных, муниципальных властей должен быть пункт – информационное обеспечение. И не по остаточному принципу. А то в день борьбы с наркоманией соответствующий региональный госорган отчитывается – мы раздали среди школьников две тысячи буклетов. При этом сами признают, что в регионе нужно удержать от первой пробы сотни тысяч человек из разных социальных категорий!
Владимир Шведченко. Автор: https://www.mk.ru/upload/iblock_mk/475/70/5f/e5/DETAIL_PICTURE_662411_53546180.jpg
- А как, по вашему мнению, должны выбираться СМИ, которые органы власти привлекают для информационного обслуживания? И самое важное, как должна определяться цена?
- На самом деле, здесь ничего сложного нет. Любые закупки для своих нужд органы власти обязаны делать по рыночной цене, используя рыночные механизмы. Конечно, когда речь идет о приобретении компьютеров или, например, автомобилей, для любого гражданина очевидно - по рыночной цене его приобрели или по завышенной. А как определяется цена распространения информации, известно немногим.
Существует рынок рекламы, он и определяет рыночную цену СМИ. Главный показатель здесь – количество контактов. Как и коммерческого рекламодателя, властные структуры интересует сколько жителей региона, если это региональный орган власти, получит информацию, которую необходимо распространить? Безусловно, любое СМИ пытается показать завышенное количество своих потребителей, но сегодня можно легко получить и аудит тиражей печатных изданий, и цифры слушательской аудитории радиостанции, а рейтинги телеканалов во Владивостоке и Хабаровске измеряются просто непрерывно и могут быть предъявлены к публичному контролю в любой момент.
Есть также понятие – цена контакта с потребителем информации. Естественно, на телевидении она выше, чем на радио или в газете, а тем более в интернет-издании. Здесь дело в том, что телевидение дороже всех в изготовлении информации, дороже всех в ее распространении и выше всех по своей эффективности воздействия на потребителя, что также повышает рыночную цену каждого контакта на телевидении в сравнении с другими СМИ. Если резюмировать, эффективность использования бюджета органа власти, направленного на информационные услуги, определяется, прежде всего, количеством контактов, полученных за эти деньги.
- В руки нашего корреспондента попал некий документ, в котором указано количество денежных средств, направленных правительством Хабаровского края на финансирование различных региональных СМИ в первом полугодии текущего года. В списке есть и телерадиокомпания, которую вы возглавляете. На ваш взгляд, правильно ли, эффективно использованы средства краевого бюджета на эти цели?
- Знаете, в этом вопросе есть некоторый провокационный контекст, но, если я откажусь на него отвечать, как будто этот контекст поддерживаю. Поскольку из этих цифр мне известна одна, это сумма, которая была выделена нашей телерадиокомпании, и цифра эта верная, можно предположить, что и остальные цифры точные. Ну, а если рассматривать суммы через призму ранее описанных мною критериев, то, к примеру, цена контакта на наших телеканалах незначительно выше, чем на телеканале ИТА "Губерния", а распространили ли они в три раза больше информации, обеспечивающей деятельность правительства края? Это надо считать. Что касается радио "Восток России" - здесь явно соответствующие структуры в краевом правительстве просчитались в оценке пользы в плане информирования населения в несколько раз.
Что же касается информационных агентств, то, возможно эта сумма их контрактов включает работу со многими СМИ, т.е. эта компания дальше размещает от имени правительства заказные материалы в других СМИ. Если же это не так, то цифра субсидий вызывает большие вопросы. Собственно, вы лучше знаете сколько стоит работа и сайт информагентства. За выделенную этому сумму некоторым ООО, пожалуй, можно сопровождать сайт правительства края.
Руководитель хабаровского отделения партии "Справедливая Россия"
Автор фото: http://khabarovsk.spravedlivo.ru
В правительстве Хабаровского края есть целое управление по информационной политике и связям со средствами массовой информации, в бюджете для этой деятельности предусмотрены средства. Необходимо, чтобы работа велась эффективней. Тем более, что о законотворческой деятельности вообще мало говорят.
Сопредседатель межрегиональной общественной организации "Дальневосточная альтернатива"
Автор фото: http://club-rf.ru/upload
Слабая осведомленность избирателей приводит к низкому рейтингу политика. Вести такую информационную деятельность - абсолютно неверное решение.
политолог, руководитель "Политической экспертной группы"
Автор фото: http://www.politrus.com/wp-content/uploads/2011/08/%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%A2%D0%98%D0%9D-%D0%9A%D0%90%D0%
"Образ губернатора в массовом сознании до конца не сформирован. Видимо, это следствие определенных недоработок с информационной политикой".