С ректором Тихоокеанского государственного университета (ТОГУ) Юрием Марфиным главный редактор ИА AmurMedia Юлия Терентьева поговорила о будущем высшего образования, о решении кадрового вопроса и о том, почему в современном мире расстояния для знаний — не барьер.
Региональные вузы vs столичные: как программа "Приоритет-2030" сокращает разрыв
— Юрий Сергеевич, ТОГУ — один из немногих вузов Хабаровского края, который смог выиграть участие в программе "Приоритет-2030". Почему в принципе одному из ведущих дальневосточных вузов понадобилось участвовать в этой программе?
— Давайте сделаем шаг назад и посмотрим, что такое программа "Приоритет-2030", как она зарождалась и на что направлена. Строго говоря, в России это не первая программа поддержки ведущих университетов. Были программы опорных университетов, программы федеральных университетов, а также программа международной конкурентоспособности, так называемая "5-100". Отличительная особенность программы "Приоритет-2030" — это задать вектор целеполагания и поддержать не только узкую группу ведущих (преимущественно столичных) университетов, но и значительно большее количество образовательных организаций, для того чтобы нивелировать разрыв между самыми первыми и университетами, которые работают в регионах и которые должны обеспечивать подготовку кадров для регионов или федеральных округов, в которых они находятся.
— То есть удалить некую дискриминацию в образовательном процессе?
— В том числе. Однако не столько в образовательном процессе, сколько в динамике развития университета, в объемах проводимых научных исследований, подходов в проектировании образовательных программ.
Поэтому отличительная особенность программы "Приоритет-2030" в том, что, если раньше это было совсем маленькое количество участников, 10, 15, 20. То сегодня в "Приоритете" участвует более ста университетов России. Это другая цифра, и это очень важный инструмент мотивации куда больше числа университетов к положительным трансформациям. Потому что разрыв объективно был достаточно сильным. Сейчас мы видим, что этот разрыв сокращается, и университеты-участники программы "Приоритет-2030", и кандидаты в программу подтягиваются, мобилизуются.
— За счет чего идет этот подъем?
— В первую очередь, за счет общения. Потому что программа задает единое коммуникационное поле, единое целеполагание, куда университетам стоило бы смотреть и идти. Университеты общаются между собой в рамках стратегических сессий, в университеты приезжают эксперты Социоцентра и общаются с командами вузов. Наконец, у вуза появляется дополнительный внешний стимул периодически собирать команду университета, как в узком управленческом кругу, так и более широкую команду профессорско-преподавательского состава для того, чтобы конструктивно проговорить векторы изменений, отдельные проекты и направления. Таким образом, "Приоритет-2030" стал стимулом, импульсом и предлогом для опережающих трансформаций.
— Это такой обмен опытом, выведенный на новый, более мощный уровень.
— Да, это обмен опытом и системный внутренний контроль происходящего. Появилась внешняя необходимость периодически сверять часы и контролировать ситуацию. К примеру, в каждом университете программы, как минимум раз в год, на ученом совете руководство обязано отчитываться о происходящем. Это, конечно, очень здорово.
Дополнительно, конечно, стимулирует трансформацию финансовая поддержка. Она по-разному влияет на университеты. Если говорить о Тихоокеанском государственном университете, то сумма средств, получаемых нами в рамках общего бюджета вуза — это относительно небольшой процент, и для нас "Приоритет" — это больше импульс, стимул, предлог. Но вместе с тем, если посмотреть, например, на дальневосточный трек программы "Приоритет-2030", особенно на небольшие узконаправленные вузы творческой, спортивной или сельскохозяйственной направленности, то ситуация иная. В таких вузах часто немного студентов, и средства "Приоритета" составляют весьма значительную часть общего бюджета. Они могут быть использованы как для развития, так и, что греха таить, для приведения университета в должное состояние.
Как "Приоритет-2030" меняет университет?
— То есть программа "Приоритет-2030" дает две направляющих. Финансовую, непосредственная поддержка вузов. И синергию научного преподавательского сообщества, которое позволяет всем вместе куда-то дальше двигаться, определить векторы развития.
— Да, единая цель и полагание, внешний контроль и аудит происходящего.
— Если мы говорим про такие программы, то есть обучение, оно в принципе невозможно без преподавателей. Как у вас обстоят дела с профессорско-преподавательским составом? Насколько нынешние студенты заинтересованы в том, чтобы идти в преподаватели?
— Первое. Для того чтобы молодежь была заинтересована идти в преподаватели, нужно проводить системную работу и рассказывать о карьере в университете, о возможностях, которые дает система высшего образования, о специфике научно-исследовательской и педагогической деятельности. Конечно, очень легко говорить: "Никого нет, никто не хочет идти, поэтому мы сидим бедные, несчастные и ничего не делаем". Если предпринимать системные усилия, то ситуацию действительно можно изменить к лучшему. И у нас, я могу уверенно сказать, это удается. Приведу простые цифры. В 2022 году в университете было порядка 19 % молодых преподавателей. Это не очень высокая цифра, но и не самая низкая по стране. Сейчас у нас уже более 26 % молодых преподавателей.

Юрий Марфин: «Приоритет-2030» стал стимулом, импульсом и предлогом для трансформаций. Фото: ИА AmurMedia
— Хороший рост.
— Это хороший рост. Это стало возможным благодаря тому, что университет в логике программы "Приоритет-2030" осознанно инвестировал средства через отдельные проекты в привлечение и закрепление молодежи. Я приведу лишь несколько примеров. Это программа академических стажеров. Я уже сказал, что очень важно рассказывать, кто такой преподаватель, чем он занимается. Показывать студенту труд педагога. Мы для этого отобрали команды "преподаватель и студент", студенты стали так называемыми академическими стажерами. Они системно взаимодействовали с преподавателями, проводили отдельные занятия, ходили на занятия к наставникам. Например, я был наставником для одного из стажеров. У моего подопечного был запрос про то, как писать качественные научные статьи, и я лично консультировал молодого человека на предмет того, как устроен процесс написания научной публикации. Уже сейчас видим, что ребята из числа академических стажеров очень осознанно говорят: "Я пойду в аспирантуру, мне нравится профессия, я хочу заниматься преподавательской деятельностью". Кто-то уже, идя в аспирантуру, принимается в качестве ассистента преподавателя и работает.
Еще один пример. Мы увидели, что в университете есть проблема: молодые преподаватели, которые только приходят в ТОГУ, в первый год еще не допущены к так называемому эффективному контракту. Это выплаты за результативность научно-исследовательской, методической деятельности. Заработная плата преподавателя складывается из двух частей. Первая — это окладная часть, а вторая — как раз результативность по эффективному контракту, то, что преподаватель делает в рамках так называемой второй половины рабочего дня. И вот раньше у нас, так же, как и во многих университетах, нужно было год отработать, показать свою эффективность и только потом быть допущенным к эффективному контракту. Это не очень справедливо и точно не приводило к тому, что молодежь идет в вуз. Ученый совет разработал и принял решение, что те молодые преподаватели, которые приходят в университет, получают некий кредит доверия. Весь следующий год, до момента подведения очередных итогов эффективного контракта, они получают выплаты за усредненный показатель эффективности.
Квартирный вопрос: аренда за четверть цены и сертификаты для молодых семей
— Это как стимулирующая выплата, чтобы ребята оставались и не чувствовали себя, скажем так, ущемленными?
— Конечно. Еще одно направление. Какой вопрос для молодежи важен? Квартирный вопрос. У университета не всегда есть возможность компенсировать аренду квартиры, например. Не всегда есть возможность заселять в номерной фонд университета, он тоже достаточно забит. Но сейчас есть программа доступного арендного жилья от ДОМ.РФ. Неподалеку от ТОГУ недавно был сдан и летом он будет заселен такой дом. Мы сопровождаем своих сотрудников, в первую очередь молодых, помогая им подать документы и претендовать на получение этого доступного арендного жилья по ставке порядка четверти от коммерческой. Понятно, что это конкурсная история, но надеемся, что наши сотрудники получат такие квартиры в аренду.
Еще одна наша задача — чтобы сотрудники университета становились кандидатами и докторами наук. Для этого мы снижаем им учебную нагрузку. Это касается как самого человека, готовящегося к защите кандидатской диссертации, так и его научного руководителя. В прошлом году мы снизили нагрузку 14 сотрудникам университета. Уже состоялись защиты кандидатских диссертаций, несколько работ направлены в диссертационные советы и ожидают защиты — буквально через несколько месяцев они будут защищены. На прошлой неделе приняли решение поддержать еще девятерых сотрудников в следующем учебном году.
— А финансово? Человеку снижается учебная нагрузка. Понятно, что меньше часов — меньше зарплаты. Или это как-то компенсируется?
— Как раз история в том, что у человека снижается учебная нагрузка, но зарплата остается на том же уровне. То есть, вместо того чтобы вести занятия, человек может уделять рабочее время написанию кандидатской или докторской диссертации.
Лаборатории, коворкинги и аудитории будущего
— Получается, мы планомерно уходим от старого стереотипа "нищий аспирант". А ведь многие молодые люди уже и семьи в это время заводят. Кстати, как у вас с молодыми семьями? Много их при ТОГУ?
— Есть и мы их поддерживаем. Не так давно первый на Дальнем Востоке сотрудник вуза — причем именно нашего университета — получил жилищный сертификат по программе "Молодая семья". Порядка 5 миллионов на приобретение собственной квартиры — это же здорово. Мы первый университет на Дальнем Востоке и один из первых в России, кто смог оказать своему сотруднику такую поддержку. Все это делается в русле решения одной из ключевых задач — формирования кадрового состава университета из тех, кто хочет развиваться сам, развивать университет и своих студентов.
— Люди, финансы — безусловно, это важно. Но науку невозможно двигать без материально-технической базы. Насколько я знаю, у вас в прошлом году было серьезное ее обновление.
— Мы уделяем большое внимание расширению материально-технической базы в рамках программы "Приоритет-2030", за счет собственных средств и в сотрудничестве с партнерскими организациями и работодателями наших студентов. За счет средств программы "Приоритет-2030" и собственных средств университета мы создаем, в первую очередь, научно-исследовательские лаборатории и конструкторские бюро. В прошлом году так создали Центр промышленного дизайна и начали формирование конструкторского бюро "Политехпром". В этом году продолжаем его дооснащение. Мы также оснащаем другие лаборатории университета. В 2024 году был впервые сформирован, а в 2025 году расширен Фонд развития, за счет которого обновляется материально-техническая база университета. К слову, средства фонда — собственные средства университета. Вместе с тем мы активно сотрудничаем с работодателями, заинтересованными во взаимодействии с нашим вузом и в привлечении наших выпускников. Компании нуждаются в квалифицированных сотрудниках и готовы инвестировать в их подготовку, поэтому совместно с компаниями мы улучшаем образовательную инфраструктуру. Потенциальный работодатель заходит в вуз, делает ремонт и брендирование аудитории. Может создать коворкинг, как в прошлом году Альфа-Банк у нас оформил комфортную зону в стиле своего офиса. Сейчас этот же банк оформляет полноценную аудиторию. У нас открылась аудитория с компаниями "Стройкор+", "Пенетрон". Идет работа над аудиториями компаний "Капторстрой", "Восток-Сервис Амур", "Транснефть — Дальний Восток", КнААЗ, "Эпитрейд" и многими другими. Мы в процессе работы с "Интур-Хабаровск", с которыми проектируем аудиторию, где будет создана обстановка настоящего гостиничного комплекса. Это будет трансформируемое пространство для проведения классических лекционных и семинарских занятий, а также для проведения круглых столов и командной работы студентов. Подходы к образованию меняются, и они уже требуют не только парты и кафедры, чтобы преподаватель что-то вещал, но и другого формата общения со студентами.
— Эти моменты связаны с тем, что изменился сам студент? Может быть, ему скучно в обычной аудитории и надо как-то будоражить его воображение?
— Слушайте, ну, это же старая максима: студент — это не сосуд, который надо наполнять, а факел, который надо зажечь. И она не теряет своей актуальности. Да, ребята меняются, но это не только, а, может быть, и не столько поколенческая история, сколько изменение внешнего контекста, изменение принципов получения и потребления информации. Если раньше университет был местом, где главное — библиотека, потому что знания и информацию больше нигде не получить, то с появлением интернета знания и информация как таковая перестала быть столь высокой ценностью сама по себе. Акцент стал смещаться в сторону культуры, принципов и методологии работы с информацией: как ее правильно потреблять, как ее перерабатывать, как на ее основе делать какие-то умозаключения. Появление искусственного интеллекта сделало еще один сдвиг в этом отношении. Если раньше одной из задач преподавателя было взять большой толстый учебник и перевести его с уровня эксперта в выжимки в формате понятных лекций, то сейчас это прекрасно сделает любой ИИ вместо преподавателя. И сделает качественно, хочу заметить. Мы по "Приоритету" актуализировали программу развития, и я попросил ИИ сделать синопсис этой программы. Читаю — да, все подходит. То есть, как человек, работавший над этой программой, я понимаю, что там важно, и вижу, что нейросеть это вычленяет. Поэтому теперь функцию сжатия информации можно передать искусственному интеллекту, а задачи преподавателя становятся в большей степени наставническими и тьюторскими. Преподаватель в определенной степени превращается в тренера, который контролирует системность работы студента с разными моделями: что он нашел в интернете, что ему подсказал искусственный интеллект. Преподаватель подсказывает, на что еще посмотреть, но и контролирует то, как системно студент осваивает новые компетенции. Тьютор, который может вместе со студентом реализовать отдельные проекты. Потому что прикладной характер образования — это еще одна новелла, которая сейчас актуальна по разным причинам. Во-первых, потому что сильно растет количество студентов, которые совмещают учебу и работу. И, конечно, мне бы очень хотелось, чтобы студенты совмещали учебу с работой по будущей специальности. Запрос со стороны государства на это растет. Это видно в том числе по итогам и перечню поручений последнего Совета по науке и образованию, который проводил Владимир Владимирович Путин. Возможность совмещения учебы и работы, причем без потери качества учебы, — важная задача. Это не значит, что все должно превратиться в эрзац-заочное обучение. Нужно дать больше возможностей тем студентам, которые полдня отработали, а дальше в индивидуализированном режиме, где-то в дистанционном, очном, а также в проектном режиме могли осваивать новые компетенции.
Конец "классического" бакалавриата или почему высшее образование станет более узкопрофильным
— То, о чем вы сейчас говорите, плавно подводит к моему завершающему вопросу. Я примерно догадываюсь, что вы ответите, но все-таки. К 2030 году каким будет наше образование? Давайте пофантазируем.
— Давайте пофантазируем. Точнее, спрогнозируем, опираясь на текущие векторы. Первое. Высшее образование станет более прикладным. Высшее образование будет готовить студентов к конкретной работе. То есть, не общее информирование, а возможность оперативного встраивания в экономику. Второе. Высшее образование станет более цифровым. Об этом я уже много рассуждал. Мы не избежим цифровых инструментов и сервисов. Третье. Я жду большего вовлечения работодателей в высшее образование. Самые дальновидные поняли это несколько лет назад и начали активнее сотрудничать с университетами. Кто-то понимает это сейчас, кто-то поймет вскоре, потому что кадровый голод можно заглушить зарплатой, переманивая сотрудников, но это точно ни на одной отрасли позитивно не сказывается. И поэтому в выигрыше окажется тот, кто готовит специалистов для себя, встраиваясь в вузы, а где-то, может быть, и в школы. Это инвестиции, которые быстро окупаются, и точно будет больше подобных связей. Я жду, что будет происходить дальнейшее размывание границ между уровнями образования. Школа, СПО, университет –концепция "образования через всю жизнь" будет только развиваться. Идет очень большая работа над формированием системы суверенного отечественного образования, и оно будет скорее одноуровневым. Сейчас в рамках двухуровневой системы многие стремятся сначала закончить магистратуру, а уж потом выходить на рынок труда. Но мы движемся по пути, когда первого уровня высшего образования будет в полной мере достаточно для полноценной реализации себя на рынке труда. Магистратуры, рискну предположить, станет меньше, она станет платной, короче по срокам и еще более практико-ориентированной. И, наконец, я рискну предположить, что станет больше сетевого образования.
— Что значит сетевое образование?
— Сейчас в качестве одного из векторов развития нашего университета мы видим себя как опорный и сетевой университет для Дальнего Востока. Это значит, что мы будем активно работать над открытием совместных сетевых образовательных программ с другими вузами Дальнего Востока, чтобы дать нашим студентам больше образовательных возможностей. Приведу пример. Разные регионы Дальнего Востока при подготовке специалистов для горной отрасли дают несколько разные компетенции. В Забайкалье один профиль подготовки, в Магаданской области — другой, в Хабаровском крае — третий, на Камчатке — свои особенности. Мы стремимся к тому, чтобы сформировать единое образовательное пространство, где студенты старших курсов смогут выбирать — пройти курс у профессора из Забайкальского государственного университета, Тихоокеанского государственного университета или вуза Магадана. Причем цифровые инструменты позволяют делать это без выезда в другой регион. В итоге все студенты перечисленных вузов Дальнего Востока получат больший выбор. Формирование специалиста становится более адресным, более заточенным под конкретного работодателя. Мне очень нравится один яркий пример. ТОГУ никогда не готовил самолетостроителей. У нас есть хорошая базовая инженерная подготовка, но для строительства самолетов и вертолетов нужны особые знания. Мы запустили совместную программу с Московским авиационным институтом (МАИ), и буквально за год это позволило нам начать подготовку востребованных специалистов для КнААЗ. Первые будущие авиастроители уже учатся.
— Отличная история, и восемь тысяч километров не помешали.
— Да, мы выстроили логику нашей работы вместе с МАИ и КнААЗ таким образом, чтобы обеспечить полноценное образование. Здесь, кстати, велика роль работодателей, поскольку многое зависит от их готовности инвестировать в студентов, принимать их на практику и заниматься с ними.
Еще одна программа, которую мы открыли совместно с одним из западных университетов, — подготовка специалистов для туристической отрасли. Мы хорошо знаем дальневосточный туристический рынок и специфику этой сферы: исторический туризм, культурный, социокультурный, экологический туризм и так далее. А наши коллеги прекрасно знают туризм Золотого кольца России. Это позволило нам в кооперации расширить кругозор студентов обоих университетов, познакомив их с особенностями туризма на Дальнем Востоке и туризма по Золотому кольцу. Это отличный пример того, как межвузовское взаимодействие, помноженное на опыт, знания, современные технологии и желание развиваться, способствует значительному повышению качества образования.