В России началась волна аннулирования регистрации автомобилей в ГИБДД. Это касается тех, чьи машины были ввезены через параллельный импорт.
Федеральная таможенная служба (ФТС) требует от владельцев ввезенных по параллельному импорту авто доплату в размере сотен тысяч рублей. Проблема приняла масштабный характер, отмечают автоэксперты.
Сейчас ФТС ведет массовую рассылку уведомлений владельцам "параллельных" машин с требованием внести недостающие платежи. Уведомления получили тысячи людей. Многие из них неожиданно оказались должны государству крупные суммы. Оказалось, что стоимость этих автомобилей была искусственно занижена в инвойсах (это документ, представляющий собой одновременно счет-фактуру, платежку или товарную накладную), чтобы сэкономить на таможенных сборах.
О причинах возникновения задолженности рассказал автокриминалист Максим Шелков. Он утверждает, что проблема стала массовой — речь идет о тысячах случаев по всей стране. По его мнению, меньше риска у тех, кто сам контролировал весь процесс доставки и оформления машины, включая оплату за рубежом и оформление всех необходимых документов. Однако те, кто следовал советам таможенных брокеров или искал способы уменьшить затраты, могут столкнуться с проблемами. "Не могу сказать, что каждый второй или третий столкнулся с этим, но такие случаи исчисляются тысячами", — подчеркнул Шелков.
Многие брокеры предоставляли в таможню поддельные инвойсы, что позволило существенно снизить сумму оплаты. Именно на основе данных из инвойса рассчитывается размер таможенных пошлин и НДС. Однако большое количество автомобилей было оформлено по поддельным документам и без дополнительных экспертных заключений.
Сообщается, что проверки ФТС возможны в течение трех лет после выпуска машины на дороги России. Таким образом, проблемы могут возникнуть как с ранее купленными автомобилями, так и с теми, которые еще находятся в автосалонах. Владельцев может поджидать неприятный сюрприз.
Шелков уточнил, что сумма доплат напрямую зависит от степени занижения инвойса и фальсификации других документов. "Средний размер доплаты составляет 300-400 тысяч рублей", — сказал он. Покупатель, приобретающий машину по параллельному импорту, не может проверить подлинность документов и инвойсов, поскольку эта информация хранится только в архиве ФТС и не предоставляется по запросу.
Если владелец не выполнит требования по уплате недоимок, то ему грозит аннулирование электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС). После этого регистрация автомобиля автоматически отменяется, и автовладелец остается с бесполезной грудой железа. "Самое неприятное в этом — что конечные покупатели часто ничего не знают о мошеннических схемах. Они платят рыночную цену за автомобили, а экономия достается другим участникам цепочки поставок", — добавил Шелков в беседе с Autonews.