В конце минувшей недели в инфополе появились сообщения о том, что в пединституте в следующем году будет прекращен набор по направлению "Педагогическое образование", будут сокращены некоторые обучающие программы и, конечно же, остается в топах тема закрытия якобы аварийных зданий ПИ ТОГУ по ул. Карла Маркса.
ИА AmurMedia направило запрос в медиацентр ТОГУ с просьбой ответить на несколько вопросов. Публикуем ответы, без сокращений и правок.
— Какие именно факультеты были объединены и (или) отделены в ПИ ТОГУ за последние 5 лет, начиная с 2019 года? С чем это связано? Как это сказалось на качестве образования?
— В 2023 году по решению учёного совета университета была произведена реорганизация образовательных структурных подразделений университета: были образованы 7 институтов, в состав которых вошли 26 высших школ и 1 кафедра (ранее структура включала 16 институтов и факультетов, 52 кафедры и 2 высшие школы). Решение об изменении структуры университета было всесторонне обсуждено в рамках деятельности созданных рабочих групп, на научно-техническом и научно-методическом совете университета. В составе семи вновь образованных институтов направления подготовки по педагогическим направлениям сосредоточились в 3-х институтах:
— педагогический институт (педагогическое образование по профилям и направлениям: математика, информатика, физика, биология, география, химия, история, обществознание, физическая культура, безопасность жизнедеятельности, начальное образование, дошкольное образование, психолого-педагогическое образование, специальное (дефектологическое) образование — логопедия, сопровождение образования лиц с ОВЗ; дополнительное образование)
— институт лингвистики и межкультурной коммуникации (педагогическое образование по профилям: иностранные языки, русский язык и литература, мировая художественная культура)
— институт архитектуры, строительства и дизайна (педагогическое образование по профилям: художественно-эстетическое, анимация, изобразительное искусство и технология).
В результате реорганизации удалось объединить интеллектуальный и инфраструктурный потенциал в рамках общих предметных областей, создать возможность междисциплинарного взаимодействия в образовательной и научной деятельности и привести к единообразию структуру должностей и условий работы руководителей образовательных структурных подразделений. В случае с институтом лингвистики и межкультурной коммуникации это решение можно считать возвращением к истокам, ведь в 1938 году в Хабаровске начал работать трехгодичный учительский институт иностранных языков. В 1940 он вошел в состав Хабаровского государственного педагогического института (ХГПИ) в качестве структурного подразделения. С 2000 года и вплоть до присоединения ДВГГУ к ТОГУ он существовал в статусе самостоятельного института лингвистики и межкультурной коммуникации. Сегодня важность языковой подготовки студентов обусловлена растущим числом задач в области трансграничного взаимодействия РФ со странами АТР.
Эффективность университета в реализации программ педагогического образования показывает постоянный рост контингента обучающихся по всем направлениям подготовки укрупненной группы "Образование и педагогические науки": с 2253 чел. в 2019 году до 2971 чел. в 2024 году.
— Соответствует ли действительности информация о том, что прекращается набор на направление "Педагогическое образование"? Как обстоят дела в действительности: набор сокращается, сокращаются (добавляются) другие направления или идет иная модернизация системы?
— Информация о том, что прекращается набор на направление "Педагогическое образование", не соответствует действительности. В период с 2019 года по 2024 год университету ежегодно выделяются контрольные цифры приёма (бюджетные места) на направления подготовки бакалавриата и магистратуры педагогического направления. Кроме того, с 2019 по 2024 год количество выделяемых мест увеличились с 382 до 587. Итоговые цифры приема на 2025 год на данный момент не известны, проводится публичный конкурс Минобрнауки РФ по распределению контрольных цифр приёма вузам на 2025/2026 учебный год, результаты которого будут подведены до 31 декабря 2024 года. Далее учёным советом университета будет проводиться распределение бюджетных мест по направлениям подготовки и специальностям с учётом предложений директоров институтов и потребностей экономики региона. В соответствии с порядком приёма на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, перечень направлений подготовки для приёма на обучение в ТОГУ в 2025 году будет утвержден учёным советом университета и опубликован 20 января 2025 года. Тихоокеанский государственный университет запрашивает на 2025 /2026 учебный год максимально возможное число мест для приема и обучения будущих учителей.
— Отказывается ли вуз от подготовки логопедов? Соответствует ли действительности информация о том, что отменяется обучение по программе "Дошкольное образование. Логопедия"?
— По предложению профильной высшей школы педагогического института ТОГУ (высшая школа тории и методики педагогического и дефектологического образования), рассмотренному учёным советом педагогического института, в 2025 году предлагается:
— не проводить набор на образовательную программу бакалавриата "Дошкольное образование. Логопедия" (очная форма), осуществляя при этом набор на программу "Логопедия" очной формы на направлении "Специальное (дефектологическое) образование".
— Какие еще изменения запланированы на 2025 год в ПИ ТОГУ?
— В 2025 году никакие структурные изменения в педагогическом институте не планируются.