Собранные, подтянутые и улыбчивые — очаровательные бортпроводники неизменно приковывают к себе взгляды. Однако за кажущейся легкостью и приветливостью скрывается крайне ответственная работа по обеспечению не только комфорта, но и безопасности пассажиров на борту воздушного судна. А еще — частые командировки вдали от дома, ночные рейсы, смена часовых поясов и многие другие особенности. О том, каково это — быть бортпроводником ИА PrimaMedia к Международному дню бортпроводника 12 июля рассказала бортпроводник "Аэрофлота" Анастасия Дорошкина.
— Анастасия, как вы пришли в профессию и решили стать бортпроводником?
— Изначально стать бортпроводником я не мечтала. Но однажды во время полета в Таиланд задумалась — какая красивая это профессия. Захотелось тоже попробовать, но вскоре я об этом забыла. После школы в родном Владивостоке, как и планировала, поступила в Московский авиационный институт на проектирование, производство и эксплуатацию ракет и ракетно-космических комплексов. И вот, пока я летала из Москвы во Владивосток и из Владивостока в Москву, наблюдала за работой бортпроводников, и в какой-то момент захотелось стать частью этой профессии. Я тогда училась на втором курсе, мне было 19 лет. Обсудила все с мамой и подала заявку в одну из авиакомпаний Группы "Аэрофлот".
— С какими ожиданиями вы шли в профессию? Оправдались ли они в жизни?
— Я начала работать бортпроводником в период пандемии, мои ожидания полностью совпали с реальностью. Каких-то особенных романтических представлений о профессии у меня не было. Поэтому все оказалось ровно так, как я и думала. Для меня это в первую очередь работа, а потом уже романтика. Конечно, приятным бонусом является возможность путешествовать. Рейсов за границу сейчас становится все больше, и это не может не радовать. Часто летаем в Таиланд, Китай, Вьетнам, Мальдивы. Но всегда особенно приятно выполнять рейсы в любимый Владивосток.
— Как давно вы работаете бортпроводником?
— Мой общий стаж составляет более трех лет, из которых год с лишним в “Аэрофлоте”. В настоящий момент я выполняю полеты на внутренних и международных рейсах и работаю на борту в бизнес-классе. А начинала, как и все, в экономическом классе.
— Было ли что-то, что вас удивило за все время? Ведь, наблюдая за бортпроводником в самолете, сложно догадаться обо всех тонкостях внутренней работы, которую пассажир не видит.
— Да, конечно. Такого было много. Наша профессия, наверное, одновременно одна из самых романтичных и непростых. Хорошо, что всему обучают и рассказывают, как с этим справиться. Изначально я и не думала, например, что постоянная смена часовых поясов по началу будет не просто даваться. Но с опытом к этому я привыкла и научилась успешно преодолевать эти нюансы работы.
"На улыбку всегда хочется ответить улыбкой", - бортпроводник "Аэрофлота" Анастасия Дорошкина. предоставлено пресс-службой "Аэрофлота"
— За эти три года в профессии были ли у вас моменты, когда хотелось все оставить и уйти работать "на землю"? Что помогло справиться и остаться?
— Не скрою, такое тоже бывает, но очень редко, когда настроение особенно не задалось. Но в такие моменты останавливаешь эти мысли и понимаешь, что плюсов в нашей работе намного больше: это и прекрасные коллеги, и положительные моменты на рейсе, и сами пассажиры. То, что каждый рейс пассажиры дарят разное и интересное общение, в какой-то степени заряжает меня на позитив и помогает не перегорать в профессии.
— Расскажите подробней, что вам нравится в вашей профессии?
— Например, разные направления полетов, на которых, порой, свой, особенный, менталитет пассажиров. Поэтому каждый рейс по-своему интересный и он никогда не похож на предыдущий. Кроме того, у меня очень хорошие коллеги. У нас в авиакомпании около 7000 бортпроводников. Мы не летаем каким-то постоянным составом, на каждый рейс формируются новые составы экипажей, и это дает возможность постоянных знакомств и открытия для себя интересных людей.
В "Аэрофлоте" около 7000 бортпроводников. предоставлено пресс-службой "Аэрофлота"
— Вы упомянули о трудности смены часовых поясов. Как особенности жизни бортпроводника сказываются на здоровье, личной жизни?
— Мой муж тоже в авиации — он работает в нашей же компании пилотом. Собственно говоря, мы познакомились с ним в "Аэрофлоте". Мы оба летаем, но это абсолютно не мешает нам проводить время вместе. Наоборот, успеваем соскучиться друг по другу, и это только делает отношения крепче. Супруг летает на среднемагистральных самолетах. График у него не такой, как у меня, командировок меньше. Так что специально состыковывать графики нам не приходится. Время вместе удается найти, кроме того, он меня хорошо понимает. С человеком земной профессии я себя вообще не представляю. Муж хорошо понимает специфику моей работы, и нам легче строить совместную жизнь.
Что касается остальных родственников, конечно, спланировать все так, чтобы вместе отмечать с семьей все праздники, непросто. Очень выручает возможность приобрести льготные билеты для сотрудников, это позволяет часто путешествовать домой. Также мама ко мне часто прилетает и тоже по льготным билетам, как член семьи сотрудника “Аэрофлота”. В принципе, постоянно разговариваем с ней онлайн, так что в этом плане тоже все хорошо.
На здоровье регулярные полеты у меня пока никак не сказываются. Но, конечно, важно соблюдать предполетный и послеполетный отдых, чтобы минимизировать эти риски.
— Расскажите о самом запоминающемся случае на рейсе.
— Одним из самых запоминающихся за последнее время был благотворительный рейс Москва — Сочи 1 июня в День защиты детей. Вырученные средства с продажи билетов на этот рейс “Аэрофлот” отправил детям новых регионов России. На борту коллеги по экипажу подготовили специальную праздничную программу. Например, они даже сами исполнили несколько песен для пассажиров.
Каждый рейс в "Аэрофлоте" формируются новые составы экипажей. предоставлено пресс-службой "Аэрофлота"
— Возможно, были еще какие-то моменты, которые особенно запомнились?
— Знаете, каждый рейс по-своему запоминающийся. Когда пассажиры выходят из самолета, ощущение, будто ты с ними уже прожил какую-то маленькую жизнь.
— Какой он — ваш идеальный пассажир?
— Идеальный пассажир, в первую очередь, вежливый. Приятно, когда общение начинается с улыбки. А на улыбку всегда хочется ответить улыбкой.
— Как на вас повлияла ваша профессия? Может быть, вы чему-то научились или как-то изменился ваш характер?
— Работа очень сильно на меня повлияла, и действительно заметно изменился характер. Я стала сдержанной, терпеливой и, наверное, более рассудительной. Если раньше могла как-то проявить кратковременные эмоции, то сейчас уже несколько раз подумаю — а что это за человек, почему он так себя ведет, может, у него что-то случилось. То есть я стала с большим пониманием относиться к людям. На борту мы должны быть в какой-то степени психологами и даже немного предугадывать пожелания пассажиров. Я думала, что смогу справиться с этим, но не ожидала, что настолько хорошо.
— Что нужно, чтобы стать бортпроводником?
— Для начала надо, чтобы вам было не менее 18 лет. Потребуются знания английского языка, хорошее здоровье, определённые личные качества, такие как стрессоустойчивость и коммуникабельность. Кстати, наша компания сейчас ищет сотрудников на вакансию бортпроводник. Вам нужно оставить заявку на сайте "Аэрофлота". Для собеседования не обязательно ехать в Москву, в нашей авиакомпании, это можно сделать и онлайн по видеозвонку. Если будет положительный итог — дальше ждет бесплатное трехмесячное обучение в компании, итоговый экзамен и первые самостоятельные полеты. На время обучения платится стипендия.