Водителей без полиса ОСАГО предложили штрафовать в автоматическом режиме каждый день — до тех пор, пока они не обзаведутся полисом. Соответствующий документ разработал Российский союз автостраховщиков. По словам представителей РСА, новый механизм контроля позволит существенно сократить количество автомобилистов, не имеющих страховки, а, следовательно, сделать российские дороги более безопасными. Как именно он будет работать, ИА AmurMedia рассказывает со ссылкой на "Парламентскую газету" (18+).
Альтернативный механизм контроля
Как сообщили "Парламентской газете" в Российском союзе автостраховщиков, сегодня контроль государства за водителями без ОСАГО серьезно ослаб. Во-первых, полис исключили из перечня документов, наличие которых проверяют в ГИБДД при регистрации автомобиля. Во-вторых, появилась возможность оформлять краткосрочную страховку сроком от одного дня, благодаря чему человек может взять ее на время регистрации, чтобы формально все было в порядке, а потом просто не продлевать. Чтобы усилить контроль за поведением водителей, уверены в РСА, нужен альтернативный механизм.
"Таким механизмом могла бы стать проверка наличия договора ОСАГО при помощи дорожных камер. Эта тема обсуждается давно, и в настоящее время есть понимание о том, какие действия необходимо предпринять для запуска проекта, — пояснили "Парламентской газете" в пресс-службе РСА со ссылкой на президента союза Евгения Уфимцева. — В частности, представляется правильным внести поправки в КоАП, которые ограничат наложение штрафа за управление ТС без полиса ОСАГО, если такое нарушение было выявлено с помощью камер, одним разом в сутки. Действующая редакция кодекса не содержит подобного ограничения, поэтому штраф может выставляться неоднократно, что может стать существенным финансовым бременем для автомобилистов".
Как отметили в пресс-службе, в марте 2023 года союз создал рабочую группу по данному вопросу и за минувшее время подготовил проект по выявлению водителей без ОСАГО при помощи дорожных фото— и видеокамер.
"В ходе проведенных мероприятий были сформированы условия запуска проекта, которые были зафиксированы в протоколе заседания рабочей группы от 13 октября 2023 года, а также сформулированы предложения по внесению изменений в статью 12.37 КоАП", — подчеркнули в РСА.
Так, предполагается, что фиксировать отсутствие страховки будут в том случае, если это правонарушение является попутным: то есть если водитель попал в поле зрения камеры, к примеру, за превышение скорости. Кроме того, запуск проекта предполагает внесение изменений в КоАП, чтобы штрафы за езду без ОСАГО можно было накладывать только раз в сутки — иначе их сумма для водителей станет попросту неподъемной.
Российский союз автостраховщиков направил письма с описанием своей инициативы Центробанку, МВД и Минфину (есть в распоряжении редакции).
"Страдают законопослушные водители"
Как отметили в РСА, объективных препятствий для запуска предложенного нет: в распоряжении профильных ведомств и служб есть и необходимая техническая база, и информационная среда, откуда можно оперативно выгружать нужные данные.
"Отсутствие полиса ОСАГО, так же как и наличие поддельного полиса, накладывает существенные риски на участников дорожного движения, поскольку в случае ДТП получить компенсацию с виновника за вред имуществу и здоровью можно только через суд, — говорится в сообщении со ссылкой на руководителя РСА. — Заложниками же складывающейся негативной ситуации становятся законопослушные автовладельцы, которые не могут воспользоваться защитой системы страхования и при этом вынуждены тратить время и деньги на судебные процессы и исполнительное производство по взысканию средств на компенсацию убытков, возникших не по их вине".
Независимые эксперты, опрошенные "Парламентской газетой", также отметили, что альтернативный механизм контроля позволит улучшить ситуацию с отсутствующими полисами.
"Про это на самом деле говорят уже года три-четыре, — пояснил координатор движения "Общество синих ведерок" и руководитель рабочей группы ОНФ по защите прав автомобилистов Петр Шкуматов. — Статья в КоАП, которая определяет наказание за езду без полиса ОСАГО, написана очень давно, еще во времена, когда не существовало комплексов фото— и видеофиксации, и к сегодняшнему дню, конечно, устарела. Поэтому ее нужно изменять, чтобы сделать процесс контроля более эффективным. Что же касается технической составляющей, то все необходимые компоненты у нас имеются, с этим, я думаю, проблем не возникнет".
Полицию избавят от лишних полномочий
По словам Петра Шкуматова, как показывает практика, абсолютное большинство водителей без полиса ОСАГО, которых у нас по итогам 2023 года оказалось около восьми-девяти процентов от общего числа, ездят так до первого штрафа. Поэтому введение автоматической фиксации позволит резко сократить их число и сделать российские дороги более безопасными.
В Госдуме к идее отнеслись положительно, однако отметили, что она потребует некоторых доработок.
"Снижение на дорогах количества водителей, не имеющих полиса обязательного страхования, — безусловно, важное дело, — рассказал "Парламентской газете" заместитель председателя думского Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин. — Но тут, на мой взгляд, нужно будет очень тщательно проработать техническую сторону вопроса. К примеру, понадобится четкая синхронизация комплексов фото— и видеофиксации в разных регионах, чтобы человек, поехавший из одного региона в другой и дважды попавший под камеры, не получил двойной штраф".
Помимо этого, уточнил парламентарий, не лишним будет сформировать упрощенный порядок обжалования неправомерно выписанных штрафов: к примеру, если человек и не думал пользоваться машиной без ОСАГО, но при этом ее взял покататься его сын, родственник или друг.
"Но в целом инициатива, повторюсь, полезная и заслуживает рассмотрения", — заключил Рафаэль Марданшин.