85 лет назад, в июле 1939 года, на монгольской реке Халхин-Гол начались ожесточенные бои между советскими и японскими войсками за спорные участки территории на границе. О том, в чем была суть конфликта, как он начался и как развивался в материале ИА PrimaMedia от историка, ведущего проекта "Объяснения" Владивостокской библиотечной системы Сергея Корнилова.
Прелюдия Второй мировой
В 1931 году Япония начала войну за ресурсы на Тихом океане и оккупировала Маньчжурию. Азиатские историки считают, что именно с этого началась Вторая мировая война, а не с нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 года. Даже если взять точкой отсчета 1939 год, то еще за три месяца до 1 сентября пламя войны разгорелось в далёкой от Европы Монголии, где летом 1939-го погибли тысячи советских, японских и монгольских солдат.
Маньчжоу-Го. Фото: Взято из открытых источников
В 1932 году в оккупированной Маньчжурии японцы создали марионеточное государство Маньчжоу-Го, посадив на престол последнего маньчжурского императора Китая Пу И. Его должность Верховного правителя была номинальной — в реальности, всем управляла японская администрация. Ничего не изменилось, даже когда два года спустя Пу И был объявлен императором, а Маньчжоу-Го — Великой Маньчжурской империей (Маньчжоу-Ди-Го).
Пу И — император Маньчжоу-Ди-Го. Фото: Взято из открытых источников
Главной силой, управлявшей империей, была Квантунская армия Японии, состоявшая из наиболее боеспособных сухопутных японских подразделений. К 1939 году штаб Квантунской армии, дислоцированный вдали от Японских островов, стал в значительной степени автономным и часто действовал без одобрения и даже вопреки указаниям японского правительства.
Почему началось и чем закончилось двухнедельное советско-японское противостояние в 1938 году — в материале ИА PrimaMedia
Инцидент на высоте Номон-Хан-Бурд-Обо
Конфликт, из-за которого произошли бои на реке Халхин-Гол, начался с претензий Маньчжоу-Ди-Го к Монгольской народной республике, союзником которой был СССР. Японская сторона требовала признать реку Халхин-Гол границей между государствами, хотя де-факто граница проходила в 20—25 км восточнее берега реки. Причиной этого требования было желание японской стороны обеспечить безопасность строящейся к востоку от реки железной дороги. В случае начала войны с СССР, дорога, проходящая в двух-трёх километрах от границы, могла оказаться в зоне обстрела и японцы решили отодвинуть границу вглубь Монголии.
Район боевых действий на р. Халхин-Гол. Фото: Взято из открытых источников
Началом конфликта считаются события 11 мая 1939 года. По советской версии, в этот день отряд японской кавалерии численностью около 300 человек продвинулся на 15 км вглубь территории МНР и атаковал монгольскую пограничную заставу на высоте на высоте Номон-Хан-Бурд-Обо.
По японской версии, это произошло после того, как отряд монгольской кавалерии численностью до 90 человек вошел в спорный район в поисках пастбищ для своих лошадей. Маньчжурская кавалерия напала на монголов и вытеснила их обратно за реку Халхин-Гол. 13 мая монгольские войска вернулись в большем количестве, и маньчжуры не смогли их выбить. Таким образом, первое столкновение произошло между монголами и маньчжурами, а затем к нему подключились советские и японские войска.
14 мая разведотряд 23-й японской пехотной дивизии под командованием подполковника Яодзо Адзума атаковал пограничную заставу МНР и занял высоту Дунгур-Обо. 15 мая японцы перебросили к занятой высоте еще две роты пехоты, семь бронемашин и один танк.
Утром 17 мая, в ответ на эти действия, командир 57-го особого стрелкового корпуса комдив Николай Фекленко направил к Халхин-Голу группу советских войск в составе трёх мотострелковых рот, сапёрной роты и артиллерийской батареи. 22 мая советские войска перешли Халхин-Гол и отбросили японцев к границе. Отряд Адзумы потерял восемь офицеров и 97 солдат убитыми и ранеными.
Комдив Николай Фекленко. Фото: Взято из открытых источников
В период с 22 по 28 мая в районе конфликта сосредоточились значительные силы. В составе советско-монгольских войск было 668 штыков, 260 сабель, 58 пулемётов, 20 орудий и 39 бронемашин. Японские силы под командованием полковника Ямагата составляли 1680 штыков, 900 сабель, 75 пулемётов, 18 орудий, 6—8 бронемашин и один танк.
28 мая японские войска, обладая численным превосходством, перешли в наступление, намереваясь окружить противника и отрезать его от переправы на западный берег Халхин-Гола. Советско-монгольские войска отступили, не дав себя окружить и на следующий день провели контрнаступление, оттеснив японцев на исходные позиции.
Японские солдаты форсируют Халхин-Гол. Фото: Взято из открытых источников
В начале июня Николай Фекленко был отозван в Москву, а на его место был назначен Георгий Жуков. Начальником штаба корпуса стал прибывший вместе с Жуковым комбриг Михаил Богданов, который предложил новый план боевых действий: ведение активной обороны на плацдарме за Халхин-Голом и подготовку контрудара. Наркомат обороны и Генштаб согласились с этим планом и к району боевых действий стали стягиваться необходимые силы. Войска подвозились по Транссибу к Улан-Удэ, а затем своим ходом двигались к месту боевых действий.
Начштаба Михаил Богданов. Фото: Взято из открытых источников
Война в воздухе
В июне 1939-го в районе Халхин-Гола наступило затишье: за месяц на земле не произошло ни одного столкновения, зато в небе развернулась настоящая воздушная война. Первые столкновения показали преимущество японских авиаторов. За два дня боёв советский истребительный полк потерял 15 истребителей, в то время как японская сторона — всего одну машину. Полной неожиданностью стало превосходство новейших японских истребителей Ki-27, которые советские лётчики сначала принимали за устаревшую модель.
Советское командование приняло радикальные меры. 29 мая из Москвы в район боевых действий вылетела группа из 42 лётчиков-асов во главе с заместителем начальника ВВС Яковом Смушкевичем. 17 лётчиков были Героями Советского Союза, многие имели боевой опыт войны в Испании и Китае. Они приступили к обучению пилотов, реорганизовали и укрепили систему воздушного наблюдения, оповещения и связи.
20 июня воздушные бои возобновились с новой силой. 26 июня крупный бой произошел над озером Буир-Нур, в которое впадает река Халхин-Гол — в нем участвовали 105 советских и 120 японских самолётов — потери составили 10 советских и 17 японских истребителей. Всего в сражениях 22-26 июня японцы потеряли более 50 самолётов.
В бою 26 июня был сбит самолет командира 70-го истребительного авиационного полка майора Забалуева, совершивший вынужденную посадку на вражеской территории. К самолету устремилась неприятельская кавалерия, и тогда летчик 70-го иап Сергей Грицевец принял решение спасти командира. Он посадил истребитель рядом с подбитой машиной, вытащил из кабины Забалуева и помог ему сесть в свой И-16. Другой летчик Петр Полоз, прикрывавший сверху, отсек пулеметными очередями японскую кавалерию. Грицевец успешно взлетел и командир был спасен.
27 июня японской авиации (104 самолёта) удалось нанести внезапный удар по советским аэродромам, уничтожив 22 машины — это были крупнейшие потери советской авиации в одном бою, но этот же бой стал последним крупным успехом японцев в воздухе.
Для обеспечения господства в воздухе в район Халхин-Гола были переброшены новые советские истребители И-16 и "Чайка", с которых впервые в мире применили боевые неуправляемые ракеты "воздух-воздух". В результате боя 29 июня, который получил широкую известность в Японии (в этом бою сбит и взят в плен известный японский лётчик-ас Такэо Фукуда) было обеспечено превосходство советской авиации над японской и удалось получить господство в воздухе. В воздушных боях 28-29 июня японская авиация потеряла до 90 самолётов; потери советской стороны — около 50 машин.
Баин-Цаганское сражение
К концу июня штаб Квантунской армии разработал план операции. Перед японскими войсками ставилась задача: форсировать реку Халхин-Гол и прорвать оборону Красной армии на оперативном участке фронта.
2 июля японская группировка на восточном берегу Халхин-Гола перешла в наступление. В ночь со 2 на 3 июля войска генерал-майора Кобаяси форсировали реку Халхин-Гол и после ожесточённого боя захватили на западном берегу гору Баин-Цаган, находящуюся в 40 километрах от границы. Японцы сосредоточили здесь главные силы и стали быстро строить фортификационные сооружения и возводить эшелонированную оборону.
На других участках японцы тоже пытались вести наступление, но основные события развернулись вокруг горы Баин-Цаган и продолжались трое суток. С обеих сторон в них участвовало до 400 танков и бронемашин, более 800 артиллерийских орудий и сотни самолётов. Первоначально успех сопутствовал японским войскам, но советское командование, бросив в бой 11-ю танковую бригаду и 24-й мотострелковый полк, сумело переломить ход боевых действий. Противник потерял около 1 тысячи солдат и офицеров, практически все танки, большую часть артиллерии и более 40 самолетов. 5 июля японцы начали отступление.
Для поддержки своих войск, японское командование бросило 1-й танковый корпус отряда Ясуока, который пытался пробиться с юга и нанести удар с фланга по советским войскам. В ожесточенном бою отряд Ясуока потерял более половины бронетехники, но так и не смог прорвать оборону. 9 июля отряд Ясуока был расформирован, а Ясуока снят с должности.
Несмотря на успех, для советских войск эти бои тоже были нелегкими: только потери 11-й танковой бригады составили около 100 боевых машин и более 200 человек убитыми и ранеными. Общее число погибших обе стороны засекретили.
Как отмечал Жуков в своих мемуарах, после Баин-Цаганского побоища японские войска "больше не рискнули переправляться на западный берег реки Халхин-Гол". Все дальнейшие события происходили на восточном берегу реки.