Президент Владимир Путин во время рабочей поездки по Хабаровскому краю сказал, что погранпереход на острове Большой Уссурийский нужен. И, как мы видим, дело сразу сдвинулось с места. Уже определен участок, уже проведены на нем археологические изыскания — это обязательная процедура. Артефактов не обнаружено, а значит, стройка может начинаться. На дискуссионной площадке "Деловой клуб ИА AmurMedia" обсудим с экспертами какое месте во внешнеэкономической деятельности Хабаровского края займет будущий погранпереход, его потенциал, востребованность и перспективы развития. Модератором встречи стал руководитель информагентства Андрей Швецов.
Участники встречи:
- Головко Александр Сергеевич, исполнительный директор "Деловой России" в Хабаровском крае и ЕАО;
- Данилов Евгений Викторович, начальник Хабаровского таможенного поста Хабаровской таможни;
- Евсейчик Евгений Юрьевич, генеральный директор ООО "Вертикаль";
- Заусаев Вадим Константинович, доктор экономических наук, профессор;
- Кузема Максим Александрович, председатель комитета по транспорту и грузоперевозкам межрегионального отделения объединения "Деловая Россия" по Хабаровскому краю и ЕАО, сопредседатель общественного совета министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, генеральный директор ООО "ПРОМХОЛДИНГ";
- Мазунин Сергей Николаевич, председатель ХР ОООО малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ";
- Сергиенко Михаил Сергеевич, директор Центра поддержки экспорта Хабаровского края;
- Сухоруков Андрей Владимирович, председатель комитета по ГЧП и имущественным отношениям "Деловой России" в Хабаровском крае и ЕАО;
- Филоненко Валентина Владимировна, и.о. заместителя Председателя Правительства Хабаровского края — министра экономического развития края.
Валентина Филоненко: "Китайцы тоже хотят путешествовать"
"Деловой клуб" прошел на площадке гостиничного комплекса "Парус". Фото: Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia
— Мы очень долго ждали. Это было заседание комиссии по пунктам пропуска, которое проходило в октябре в Шанхае. Когда мы фактически вырвали у Минтранса РФ формулировку с указанием конкретных координат установления пункта пропуска на российской-китайской границе. Документ подписан представителями от обеих сторон. Чётко было прописано, что китайская сторона берёт на себя обязательства направить ноту об переклассификации пункта пропуска на грузо-пассажирский. И эту ноту мы получили. После снятия локдауна сформировался огромный отложенный спрос со стороны туристов из Китая. Китайцы тоже хотят путешествовать, и им важно иметь возможность пересекать границу в тех местах, где это быстро, прямо, и за максимально короткий период, — прокомментировала и.о. заместителя Председателя Правительства Хабаровского края — министра экономического развития края.
Евгений Данилов: "Нам надо рассчитать свои мощности"
"Деловой клуб" прошел на площадке гостиничного комплекса "Парус". Фото: Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia
— Насколько я помню, пункт пропуска рассчитывался на 800 тысяч пассажиров. Сейчас уже фигурирует цифра под три миллиона. Прошло пять лет и у нас практически в четыре раза увеличился объём. Даже если мы возьмём соседние пункты пропуска, например, — ЕАО, планировали на первом этапе отправлять два поезда в сутки. По последнему докладу, на прошлой неделе отправили 56 поездов. Несложно посчитать, что восемь поездов в сутки уже едет, а это ведь только первый этап. И здесь перспектива будет примерно такая же. Поэтому сейчас правительство края ведет усиленную работу с Минтрансом, чтобы быстрее эта вся история с техзаданием закрутилась: чтобы мы корректно рассчитали свои мощности, мощности пограничной службы, которая работает на пункте пропуска, и потом уже вышли в комфортные условия работы, — уточнил начальник Хабаровского таможенного поста Хабаровской таможни.
Михаил Сергиенко: "Нужно готовить инфраструктуру к открытию пропуска"
"Деловой клуб" прошел на площадке гостиничного комплекса "Парус". Фото: Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia
— Насколько позволит пункт пропуска сократить издержки нашим экспортёрам из Хабаровского края? Сегодня же действует погранпереход, я так понимаю, в Приморье, через который везут грузы. Был ли какой-то подсчёт или нет? Здесь простая математика, с точки зрения километража. До Владивостока — 800 километров. Соответственно, что означает уменьшить расходы? Недостаточно только построить пункт пропуска. Нужна инфраструктура, нужны, например, СВХ (СВХ — склад временного хранения — прим. ред.). Это же пункт пропуска автомобильный! Машина должна идти загруженная не только в сторону пункта пропуска, но и обратно. Соответственно, туда она везёт экспортный товар. Оттуда она вывозит импортный товар с СВХ, расположенного рядом с пунктом пропуска. Здесь, соответственно, практически в черте города, всё рядом, — рассуждает директор Центра поддержки экспорта Хабаровского края.
Максим Кузема: "С круглогодичным пунктом пропуска грузооборот в регионе вырастет в разы"
"Деловой клуб" прошел на площадке гостиничного комплекса "Парус". Фото: Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia
— Для грузополучателя основным фактором являются сроки доставки. Имея пункт пропуска некруглогодичный, который зависит от реки, ледостава, ледохода — мы очень сильно проигрываем. Сейчас, если у нас появится пункт пропуска круглогодичный, сухопутный, то грузопоток, грузооборот в Хабаровском крае вырастет в разы! Для грузовладельцев существенной экономией будут транспортные услуги. На сегодняшний же момент экспортёры и импортёры пользуются погранпереходами Приморского края и Амурской области, — объяснил председатель комитета по транспорту и грузоперевозкам межрегионального отделения объединения "Деловая Россия" по Хабаровскому краю и ЕАО, сопредседатель общественного совета министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, генеральный директор ООО "ПРОМХОЛДИНГ".
Евгений Евсейчик: "Потенциал бешеный!"
"Деловой клуб" прошел на площадке гостиничного комплекса "Парус". Фото: Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia
— Люди уже готовятся к каким-то, возможно, контрактам, перевозкам, как-то вот всё считают. Именно вопрос цены на сегодняшний день актуальный. Наша компания занимаемся "скоропортом" — это продуктовка, фрукты, овощи, молочка. Потенциал бешеный, цифры сказать не могу, но то что будет хороший рост — это факт! Главное, чтобы всё было быстро, вовремя, без очередей. Для этого нужны хорошие дороги, минимум бюрократии, чтобы было комфортно и удобно возить,
— рассказал генеральный директор ООО "Вертикаль".
Вадим Заусаев: "Юг Дальнего Востока — лакомый кусочек"
"Деловой клуб" прошел на площадке гостиничного комплекса "Парус". Фото: Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia
— Сегодня юг Дальнего Востока находится под пристальным вниманием китайских работников. В этой связи экономика Хабаровского края очень важна. Юг Дальнего Востока — лакомый кусочек, самый эффективный и перспективный для Дальнего Востока, через который проходят все транспортные магистрали. Нужно задуматься об экономике Хабаровского и Приморского краев. Да, инвестиции растут, но самый главный фактор, главный ресурс, который мы теряем, — это стратегический ресурс, — заявил доктор экономических наук.
Андрей Сухоруков: "Бизнесу нужна инфраструктура"
"Деловой клуб" прошел на площадке гостиничного комплекса "Парус". Фото: Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia
— Если нет площадки, на которую приглашается бизнес, если это участок в чистом поле, вы можете там хоть бразильский карнавал устраивать, но бизнес не пойдет. Соответственно, первая задача: мы должны создать инвестиционные площадки. Я специально зашёл на инвестпортал Хабаровского края и поискал там инвестиционные предложения. Нашёл одно. От Хабаровского района, земля сельхозназначения, площадь 3 гектара. Всё. Смысл в чём? А я должен заходить и видеть: вот вам площадка под склады временного хранения, вот вам — под гостиницу, вот под стоянку автомобиля и дальше по схеме. Будьте любезны, заходите, стройтесь! У вас будет электроэнергия, вода, вот столько стоит земля. Я должен как предприниматель понимать правила игры для того, чтобы вложить туда финансирование, — заявил председатель комитета по ГЧП и имущественным отношениям "Деловой России" в Хабаровском крае и ЕАО.
Сергей Мазунин: "Надо ставить новые задачи в развитии и уже сегодня"
"Деловой клуб" прошел на площадке гостиничного комплекса "Парус". Фото: Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia
— Безусловно, создание инфраструктуры создает условия благоприятные инвестиционные, создание производства. Смотреть, что еще можно здесь создать, чтобы большинство работало здесь. Опять же, нужны какие-то программы. Может быть, отдельно будут выходить, сейчас вот новый состав правительства после выборов президента сформируется. Программу отдельную под Большой Уссурийский и подпрограммы. А потом наполнять мероприятиями. Смотреть, что из существующего может масштабироваться. Например, глубокая переработка торфа. С логистикой. Это только одна из отраслей. Поэтому, безусловно, в том числе и помимо Хабаровского края, бизнес-сообществу надо включаться, экспертно нарабатывать. И много вопросов есть на федеральном уровне, нужно объединяться с коллегами, работать на федеральных площадках. Поэтому давайте ставить уже новые задачи в развитии. Это хорошо, когда его в 2026-м году получим, надеюсь, ничто не помешает. Но задачи ставить нужно сегодня, — уверен председатель ХР ОООО малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ".
Александр Головко: "Деньги должны оставаться здесь"
"Деловой клуб" прошел на площадке гостиничного комплекса "Парус". Фото: Юлия Матреницкая, ИА AmurMedia
— Несмотря на то, что у нас был период непростой, связанный с коронавирусом, и продолжается сейчас период тоже непростой в связи с СВО, но все равно работа идет. Поэтому надо готовиться, идет разворот на восток, нужно создавать инфраструктуру, встречать китайских туристов с распростертыми объятиями. Так, чтобы деньги оставались здесь.
Хочу напомнить, что в 2023 году у нас был Дальневосточный форум предпринимателей. На моей памяти это первый форум такого уровня, когда была подготовлена серьезная полновесная резолюция со стороны правительства Хабаровского края, ее активно обсуждали, вносили туда изменения. Этот форум стал успешным на федеральном уровне, — отметил исполнительный директор "Деловой России" в Хабаровском крае и ЕАО.
Валентина Филоненко — о Дальневосточном форуме предпринимателей:
— Мы буквально были в полшаге от того, чтобы нашему форуму дали статус "нулевого дня" Восточного экономического форума (16+). Высокого уровня федеральные спикеры были. И, если мы говорим о соревновании с Приморьем, то у нас есть всё, чтобы проводить подобные мероприятия не менее качественно, — поддержала предпринимателя и.о. заместителя Председателя Правительства Хабаровского края — министра экономического развития края.