Давно идут разговоры о непрекращающемся оттоке населения из регионов Дальнего Востока в центральную и Европейскую часть России. Многие эксперты говорят, что одна из главных тому причин — общее экономическое отставание ДФО. Конечно, уже около 10 лет проводится, в том числе и по личной инициативе президента Владимира Путина, политика приоритетного развития Дальнего Востока. Несмотря на плоды нацпроектов, введенных преференциальных режимов и различных региональных льгот, немало дальневосточников предпочитают ими не быть. Так что же сдерживает развитие Дальнего Востока? Такой вопрос задал руководитель ИА AmurMedia Андрей Швецов в интервью с Николаем Харитоновым, председателем комитета Государственной думы по развитию Дальнего Востока и Арктики.
По мнению депутата, с демографией, которую тоже часто считают проблемной, в ДФО все в общероссийском тренде с коэффициентом 1,4, что выше чем в среднем по Европе, где 1,2. Но вкупе с низкой плотностью населения, проблемы, характерные для всей России, ударяют по Дальнему Востоку еще сильнее.
— Вы знаете, что в 90-е годы рождаемость была отвратительная. Сегодня порядка 30 миллионов могут воспроизводить потомство. Первый ребенок сегодня 24-25 лет у девушки, у женщины. Не хочу пугать, но онкология молодеет. Поэтому надо постоянно следить за собой, посещать врачей, докторов, проходить анализы все, своевременно сдавать. Здравоохранение, значит, ну уж сегодня существует у нас платное и бесплатное. На бесплатном порой врач мучается, смотрит на часы. А почему он здесь? Ну вроде и пенсия, вроде и зарплата, хоть небольшая, и бежит подрабатывать в платную, — сказал Николай Харитонов.
Медленные темпы решения экономических проблем собеседник объяснил недостатком финансового обеспечения и огромной территорией, на которой тяжело реализовывать масштабные проекты. Вместе с тем, он обратил внимание на потенциал развития Дальнего Востока за счет большой ресурсной базы.
ПОЛНОСТЬЮ ИНТЕРВЬЮ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ
— Возможности, я вам скажу, у Хабаровского края колоссальные. Вот, лесопереработка. Надо еще наводить порядок, не без этого. Руководство края старается, наводит порядок. И древесину уже кругляка поменьше. И запретили, только подготовленная, обработанная древесина. На сегодня строительный кластер из дерева, Хабаровскому краю такое задание дано. Работать. Ладно, не картошкой торговать, но хотя бы деревом. А если мы разовьем быстрыми темпами специальную аграрную программу по развитию агропромышленного производства, появятся возможности. Надо делать. Но лед тронулся, — отметил федеральный парламентарий.
Вся таблица Менделеева здесь. Вот, находится здесь даже золото, разведанного, изведанного, добываемого 64% от всего российского. Я, может, военную тайну говорю, но на самом деле это так. Я думаю, что при нашей жизни мы еще увидим расцвет и процветание Дальневосточного Федерального округа. Не сомневаюсь.
Из слов депутата можно сделать вывод: те меры и программы, которые уже применяются, могут быть не так заметны, но еще долго будут будут помогать дальневосточникам.
— Такой отъезд, который был, будем говорить, 15-20 лет назад, он уменьшился. Сегодня, кстати говоря, территория опережающего развития применительна не только к Дальнему Востоку, но и в Луганской, в Донецкой областях и в других. То есть я уже не говорю о Дальневосточном гектаре, я уверен сегодня, беспроцентный кредит, я думаю, что он отклик найдет по всей стране. Два процента это заманчиво здесь, но у молодых людей даже два процента, допустим, там взяли 9-10 миллионов. Тоже надо платить каждый месяц. Филиалы театров сегодня, в том же Владивостоке. Как раз и поощряется по линии культуры, значит, кино, студии, поощряется держать здесь филиалы, — резюмировал Николай Михайлович.