Ни для кого не секрет, что жизнь в многоквартирных домах сопровождается соседскими проблемами. Одной из наиболее неприятных ситуаций, которая может произойти — это затопление квартиры. Что делать в этой ситуации — рассказала юрист Надежда Ханина корреспонденту ИА AmurMedia.
Юрист Надежда Ханина. Фото: ИА AmurMedia
Итак, первым делом нужно позвонить в аварийно-диспетчерскую службу. Телефон можно найти в квитанции на оплату ЖКУ, на информационном стенде в подъезде или сайте управляющей компании. Если необходимо (например, когда соседей сверху нет дома), сотрудники аварийной службы перекроют воду во всем подъезде и помогут устранить протечки.
Далее нужно зафиксировать факт затопления. Делаем фото, видео, причем не только источник потопа, но и ущерб. Допустим, если льется по стояку в ванной и вода уже дошла до гостиной, где мокнет новый велюровый диван, это тоже важно запечатлеть.
Проследите, чтобы аварийная служба уведомила об инциденте управляющую компанию. На всякий случай стоит позвонить туда самостоятельно.
Затем дождитесь представителей управляющей компании, которые подготовят акт о затоплении. Сделать это они должны в тот же день, когда с потолка перестанет капать и квартира немного просохнет. При составлении акта может присутствовать виновник потопа. Тогда он, как и сотрудники управляющей компании, ставит подпись в документе.
Проверьте, чтобы акт был составлен корректно. В нем указываются причина протечки, место и время происшествия, описывается ущерб и ставится дата подготовки акта. К нему можно приложить фотографии поврежденного имущества. Тогда в акте надо сделать запись, что были сделаны фото и что они являются приложением к документу.
Тематическое фото. Фото: freepik.com (18+)
Теперь нужно оценить размер ущерба. Для этого обращаемся к независимому оценщику, который определит стоимость восстановления имущества. Конечно, можно самостоятельно оценить ущерб. Но если виновника не устроит сумма, понадобится экспертиза. Также можно сделать ремонт и выставить соседу счет. Однако если виновник с ним не согласится, придется сверяться в суде: что надо было сделать и что сделано.
Далее направьте виновнику претензию, в которой вы просите возместить ущерб. К претензии приложите копию оценочного заключения, если оно есть, и укажите срок для ответа, например 10 дней (законных сроков нет).
Затем обращаемся в суд, если виновник не реагирует на претензию или его ответ вас не устроил. Иск надо подать в течение 3 лет со дня потопа.
Так кто все-таки виновник затопления?
Юрист Надежда Ханина:
— Если течь произошла с потолка, вы же не знаете, что у вашего соседа произошло. В данном случае я всегда рекомендую предъявить претензию и к собственнику, и к управляющей компании.Если мы получаем ответ на претензию, который нас не устраивает, то у гражданина возникает право обратиться в суд, где просить взыскание уже в судебном порядке.Что мы для этого делаем? Мы готовим исковое заявление, прикладываем претензию, и в судебном порядке суд устанавливает виновника. Положительные моменты — взыскание штрафа за то, что не удовлетворена претензия, неустойка, компенсация морального вреда и все расходы, которые вы потратите на юриста, оценщика и так далее.
Если причина затопления — это неисправность общедомового имущества, то вина лежит на управляющей компании. Если это имущество, которое принадлежит собственнику в квартире, то это ответственность самого собственника.