В наше время мир высокой моды уже не является чем-то недосягаемым и чуждым. Дизайнерские вещи в России стали доступнее и ближе к народу благодаря появлению молодых и амбициозных творцов. Хабаровский край не исключение, в краевой столице проводятся модные показы и конкурсы, где любой начинающий дизайнер может презентовать свои работы. Яркие примеры — ежегодный фестиваль “Золотое лекало” (12+) и форум “Красивый город” (16+). Соцсети также помогают творческим людям продвигать собственный бренд. Чтобы из первых уст узнать о нынешних тенденциях и перспективах развития Дальневосточной моды, корреспондент ИА AmurMedia взял интервью у местного дизайнера одежды Анны Халепы. Она рассказала много интересного как о своем пути становления, так и в целом о жизни модного бизнеса в постпандемийный и подсанкционный период российской действительности.
- Анна, расскажите о том, как пришли в профессию и начали свое дело?
— Я всю жизнь этим занималась. У меня есть профообразование. Опыт был, но получилось так, что до того, как открыла агентство, я работала в туризме. На мой творческий путь повлияла история с коронавирусом. Я начала шить маски. Соответственно, поняла, что с этого можно заработать. Я набивала руку и просто шила людям… В это непростое время я создала бренд Varianteers (Варианты). Изначально работали в своем офисе в центре города. Потом, как известно, были санкции, мы не выдержали все это. В итоге офис пришлось закрыть.
- На чем выживали вы и ваши коллеги по цеху после пандемии?
— Мы конкретно выживали на индивидуальном пошиве к определенным мероприятиям, были такие клиенты, кто просто пополнял свой гардероб. По поводу своих коллег — в целом так же, но у кого-то были и небольшие производства, на магазины отшивали. Соответственно, в период пандемии многие торговые центры были прикрыты либо сокращены.
- Это был ваш старт?
— Это вообще был мой старт. Тут я просто ушла, и туризм дал огромное количество знакомств. Меня поддержали знакомые, сказали: “Ань, давай, вот сейчас как раз-таки коронавирус заканчивается, будет огромные перемены”. Потом мы попробовали, зашли, то есть меня поддержали, дали мне старт, дали место с минимальным оборудованием, в котором я смогла расположиться. И вот с этого момента мы заходили на рынок с одним клиентом. У меня была подруга, которая просто хотела шить. Встали на такой точке, на площади Ленина. И вот мы с этого начали потихонечку, те, кто в нас вложились, дали определенное время на раскрутку. Самая лучшая реклама — это сарафанное радио, оно сработало.
— Как введение санкций повлияло на бизнес? Как справились с трудностями?
— Сейчас на самом деле находятся разные лазейки. А сразу после санкций как было: если раньше примерно две недели мы ждали товар, то потом ждали месяц, полтора. Раскупали остатки. Предприниматели понимают, что спрос рождает предложение, начали поднимать цены и за счет этого, зарабатывать.
— А сейчас полегче? Как с логистикой?
— Сейчас легче, потому что все привыкли. Изначально это шок, когда выдают такую цену. Проходишь через несколько стадий принятия. В конце миришься с тем, что есть. И уже понимаешь, что тебе нужно вот столько денег, вот столько материала, закупаешь. Логистика стала побыстрее работать. В зависимости от того, с какими поставщиками работаешь. Допустим, в один магазин прихожу, там говорят: “Через две недели привезем”. Товар есть. Приходишь в другой: “Все разобрали, ждем поставки”.
— Подорожала ли ткань?
— Конечно. Намного подорожала. Даже те магазины, где у нас есть какие-то договоренности, какие-то свои скидки, бонусные системы, где мы приводили клиентов. Но при этом даже они насколько пытались, не смогли удержать цену и подорожала ткань на 200-300%. Просто если допустим, за метр эта ткань раньше стоила 300 рублей, то после всех санкций 600-700. Поэтому сложно было, приходилось поднимать цены на товар. При этом клиенты были к этому не готовы. Кто-то отсеялся, кто-то нашел тех, у кого цена была меньше. Со временем легче стало, шили потихонечку. Конечно, мы и наши коллеги участвовали в показах и конкурсах. Это тоже давало аудиторию. Сейчас у нас снова город зажил. Конечно, непростая ситуация со спецоперацией. Опять возникли проблемы с логистикой, курсом валюты. Признаюсь честно: нам непросто. Поднимаем цены на товар, потому что в любом случае не хочется работать в убыток. Думаю, все клиенты это понимают.
— Вы говорите, что сейчас все более-менее вышли из кризиса, причина в новых мероприятиях?
— Да, появилось больше мероприятий, в Хабаровске стали проходить разные ивенты, шоу, показы. Анна Карпусь знаменитая, у нее Дальневосточный театр моды. Только у них четыре проекта за год делают, масштабных и крутых. После показов очень много приходит клиентов, вещи разбирались моментально, не успев вообще доехать до своих вешалок. Я считаю, что у нас организация мероприятий проходит на высшем уровне, даже лучше, чем в Москве. Это, в первую очередь, конкурс “Золотое лекало” (12+), который организует Анна Карпусь вместе с правительством края. Есть еще Леготина — школа моделей “Best”. Они тоже с правительством работают.
- Получается, что клиент видит вещи на показе, а потом их покупает. Где он еще может узнать о брендах?
— Мы сами себе являемся рекламой, посещая мероприятия в одежде от своего бренда. Я хожу на деловые обеды, вечеринки, тусовки. Конечно, дизайнерам, модельерам хабаровским сложно пробиваться. Вот буквально недавно в “Радостях” модное агентство Kate Model Club устраивало небольшой показ (16+). Меня пригласили как дальневосточного дизайнера. Я наблюдала за реакцией зрителей, как они реагирует. К сожалению, большое количество людей не готово к подобным мероприятиям. И мне всегда так было обидно, хочется же Хабаровск приукрасить, чтобы люди стильно одевались. Возможно, многие стесняются, боятся осуждений.
- Анна, расскажите, как молодому дизайнеру заявить о себе?
— Я думаю, здесь нужно большое желание и видение своего продукта. Сначала необходимо определить свою целевую аудиторию. Если ты не знаешь, то хотя бы нащупывай методом тыка. Мы начинали с индивидуального пошива. Вот только буквально спустя три года после участия в разных проектах, нащупала свою аудиторию, и поняла что моя область — это “вечерка” и “кэжуал”. Получается настолько круто сочетать, и вот я теперь ее продвигаю. Нашим молодым дизайнерам советую также. В первую очередь — сарафанное радио. Также быть рекламой своего продукта, обязательно носить вещи своего бренда. Все на себе, мы — самая главная реклама своего продукта.
— Насколько круче соцсети качают бренд, чем, например, показы?
— На своем примере приведу. Выкладывала разные фотосессии, какие-то истории, какие-то там конкурсы. Мы притягивали. Потом начались показы. Показы — это наикрутейший контент, который ты можешь делать в соцсетях. И это, кстати, экономия, потому что тебе фото и видео достается по бартеру. Тебе отдают, ты за это ничего не платишь. У меня также есть сотрудничество с модельными агентствами, они берут твою одежду напрокат, фотографируют — это реклама. Когда ко мне обращаются даже начинающие фотографы, я всегда иду на какие-то условия, потому что сама начинала с этого же. Меня все спрашивают по поводу конкуренции, вообще не вижу конкурентов. Просто считаю, что все дизайнеры делают свой уникальный продукт. Конкуренция — токсичная история.
— Когда человек приходит в интернет, он выбирает не только между вами и теми, кто делает только вечерние платья. Он смотрит по всей нише. Как здесь выделиться и привлечь внимание, может быть как-то подцепить?
— Красивым, дорогим контентом, качественными фотографиями, красивым продуктом, в плане того, что он должен быть не только красиво сфотографирован, но и должен красиво сидеть, потому что люди изначально смотрят на картинку. Без красивой картинки, какой бы ты профессионал ни был, к тебе пойдут лишь подшить брюки, поменять замок. А вот сделать наряд вряд ли.
— Как найти целевую аудиторию и выстроить концепцию бренда, сделать свой стиль?
— В первую очередь, мода и стиль, это, в принципе, две разные ниши. Стиль — это про образ жизни, чем ты живешь. Он может быть разным. Ты можешь ходить всегда в зеленом, в цветочках и подобное. А мода, допустим, тебе диктует синий цвет. Это про тренды. То есть, мода со стилем — это две противоположности. Мода — это то, что задают какие-то определенные влияющие на нас факторы. Политика, экономика эти тенденции задают. А стиль — это твой образ жизни, это то, чем ты живешь. Может быть, ты не ешь мясо, любишь цветочки или бабочки, ты никогда не оденешь открытое экстравагантное красное платье. То есть это не твой стиль, это не твой образ жизни, ты больше такой закрытый, природный и тому подобное. Здесь нужно понимать какой твой стиль, что ты несешь.
- Могут ли хабаровские дизайнеры конкурировать на всероссийском рынке?
— Многие стремятся сразу выйти на Москву. В столице очень сложно, ты можешь затеряться среди остальных. Тебе нужно делать настолько уникальный продукт, чтобы ты был в топе. Если делаешь базовые вещи, даже трендовые, можешь быстро взлететь, но вскоре про тебя все забудут. Нужно держать публику в напряжении. Постоянно что-то придумывать, чем-то удивлять, идти в ногу со временем, опираясь на разные цвета, текстуры, ткани, формы. В таких городах, как Хабаровск, намного проще начинать, тут более узкая аудитория, ты можешь сначала здесь развить свой продукт, и дальше уже масштабироваться.
- Сколько вложений требует старт бренда одежды? Что является самой затратной графой расходов в начале производства?
— Аренда помещения. Можно, конечно, у себя на квартире отшивать, но это только в самом начале. Уже потом расходные материалы. Оборудование тоже недешевое. С материалом проблема, поскольку сейчас усложняется логистика. У нас много чего не хватает, а цены растут.
— Какой потенциал для модного бизнеса вы видите в Хабаровском крае? В какую сторону он будет развиваться?
— Я считаю, что будет развиваться индивидуальный пошив. Потому что люди устали от масс-маркета и однообразия. Все хотят выделяться, выглядеть красиво. Индивидуальный пошив он в спросе, он в цене. Масс-маркет — ты пришел и купил базовое. Что-то интересное хочется всегда в гардеробе. Другая тенденция — осознанное потребление. Поэтому будет стрелять сфера услуг, ателье: подшить, зашить, убрать, ушить, перешить и так далее. Сам масс-маркет, конечно, никуда не денется. Чтобы держаться на плаву, магазинам все равно нужно выдавать какие-то трендовые вещи.
- В завершение, что можете лично пожелать начинающим дизайнерам?
— Главное, чтобы у вас была вера в мечту, силы не сдаваться, а также собственная идея. Нужно сохранять индивидуальность, свою историю… Намного ценнее, когда вещь с историей, с какой-то эмоцией. Важно всегда ставить перед собой цели. Как меня учили: цель может быть недостижима, но если ты к ней идешь, то однозначно дойдешь.
Производители, дизайнеры, предприниматели объединили творческую энергию под эгидой "М.А.К.И. Приморья" и центра "Мой бизнес"
Что мы будем носить в наступающем году, по мнению дизайнеров