Прокат мощных электросамокатов за относительно небольшое время набрал целую армию сторонников в Хабаровске. Но из-за отдельных пользователей кикшеринга услуга смотрится в краевом центре, мягко сказать, не гармонично, а местами и опасно. Несмотря на то, что за нарушение условий оферты и правил дорожного движения лихачей регулярно банят, их количество на тротуарах и пешеходных зебрах не снижается. Окончание сезона проката самокатов на аккумуляторах зависит от наступления климатической зимы, сообщает корреспондент ИА AmurMedia.
Кикшеринг появился в Хабаровске в 2021 году и, что называется, прижился. Но несмотря на все плюсы, простоту цифрового приложения аренды и спрос, особенно у подростков и молодежи, прокат электросамокатов вызывает у горожан нескрываемое раздражение и этому есть веское основания.
— Я сам заядлый самокатчик! Каждый день я вижу как лихачи нарушают правила дорожного движения и их, несомненно, надо карать. Своим безответственным вождением они создают угрозу не только пешеходам и водителям транспортных средств, но и подставляют других самокатчиков: сорвиголовы не берегут агрегаты, убивая тормозную систему, подвеску и прочие системные узлы. Где гарантия, что тормоза вдруг не откажут у следующего арендатора? Причем с нарушениями гоняют в основном подростки. Им вообще все по барабану. Вывод напрашивается следующий — кикшеринг как явление терпит имиджевый ущерб именно из-за них. Я буду в ярости, если из-за малолеток введут конские ограничения и запреты, касающиеся электросамокатов. Для меня это очень удобный вид транспорта для передвижений на небольшие и средние расстояния, — рассказал Иван Маскин.
Действительно, хоть лихачи и в меньшинстве, но из-за них вся положительная концепция кикшеринга растворяется в многочисленных нарушениях ПДД и условий оферты. Речь идет о катании вдвоем, а то и втроем, лавировании между прохожими, выезде на “зебру”, не спешившись, не говоря уже о наезде на горожан. Подчеркнем отдельно, что эта услуга доступна лицам 18+ лет, но очевидно же, что "летают" на самокатах в основном подростки.
Скриншот правил в мобильном приложении одного из популярных сервисов кикшеринга. Фото: ИА AmurMedia
Кроме этого, молодежь, да и взрослые тоже, бросают электросамокаты где попало, зачастую перекрывая тротуар или старт пешеходного перехода. Все это портит имидж города, который должен стать современным, привлекательным и комфортным во всех отношениях местом. С лихачами борются не только инспекторы ГИБДД, но и руководители компаний по прокату электросамокатов. Современные технологии позволяют вычислить нарушителя по временному отрезку и геолокации и без предупреждения заблокировать его аккаунт.
Айтишники из кикшеринговой компании Whoosh рассказали корреспонденту информагентства, что за сезон 2023 года они забанили в Хабаровске более двух тысяч ездоков. Но тогда возникает вопрос: а кто продолжает кошмарить пешеходов и доводить инспекторов ГИБДД до нервного тика? Дело в том, что нарушители просто меняют номер мобильного телефона, либо электронной почты, по которым проводится регистрация в приложении. Об этом пробеле арендаторы самокатов знают и работают над ним. Например, с левого аккаунта теперь нельзя расплачиваться той же банковской картой — система поймет, что за руль опять хочет сесть ранее проколовшийся ездок и не допустит этого.
— К слову, на электросамокатах установлено ограничение скорости — до 23 километров в час, в некоторых локациях города оно еще меньше, но от инцидентов никто не застрахован. Брошенные где попало устройства наши сотрудники отслеживают и возвращают на парковки или отведенные для этого площадки, правда за всеми не уследишь, но мы над этой проблемой работаем. С инспекторами ГИБДД проводятся регулярные рейды и подобная профилактика уже дает свои плоды, — рассказал операционный директор кикшеринговой компании Woosh Сергей Солодский.
Со своей стороны дорожные полицейские заключили с прокатчиками негласный договор.
— Инспектор не бросит пост в погоне за каждым лихачом, но теперь он может отправить фото и описание дорожного инцидента на электронный адрес кикшеринговой компании и оператор по времени и локации определит личность нарушителя и заблокирует его аккаунт, — рассказала старший инспектор хабаровского отделения пропаганды ГИБДД Юлия Трейгер.
По словам собеседницы, за летние месяцы только официально зафиксировано 28 аварий с участием любителей двухколесного транспорта, в четырех из них пострадали дети. Уже выписано почти 200 штрафов. Законодательство предусматривает 500 рублей за нарушение ПДД, а за происшествие с печальными последствиями — 1500.
С начала сезона кикшеринга только по официальной информации пострадало 12 человек
Пока предприниматели допиливают карательную систему для самокатчиков, а стражи дорожного порядка выписывают штрафы, от проделок лихачей продолжают страдать обыватели.
— Я как пешеход, выходя на улицу, уже нигде не чувствую себя в безопасности. Буквально вчера оказалась между двух огней на зебре: из-за спины справа проехал на полном ходу, не спешившись, самокатчик, а слева прямо на меня ехал велосипедист. И ведь ни одного из них не наказали, потому что как ты их найдешь? Сам электросамокат весит порядка 15 кило, плюс масса водителя — килограммов 50-60, а то и больше. Поправьте, но, по-моему, столкновение при таких вводных очень похоже на удар в “ливер” профессионального боксера в тяжелом весе. Что я предлагаю? Пока нет продуманной, по-настоящему безопасной для всех участников движения инфраструктуры, электросамокатам не место на хабаровских улицах, — заявила хабаровчанка Надежда Герасимова.
Как бы то ни было, самокаты отправятся на склады лишь тогда, когда асфальт покроет гололед, как говорится, ничего личного это просто бизнес.