Рост цен на топливо в России и, в частности, в дальневосточных регионах стал одной из главных тем совещания президента Владимира Путина с членами правительства 27 сентября. Повышение мировых цен на нефть сделало выгодным ее экспорт, одновременно создав дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке. В сложной ситуации оказался Дальний Восток, где ситуация обостряется сложной логистикой доставки топлива. Правительство приняло ряд мер по удержанию цен. Они показали частичную эффективность, которая зависела от того, как ситуацию отработали в регионах.
В результате стоимость литра горючего в соседних территориях могла отличаться на десятки рублей. Тем временем эксперты отмечают необходимость ценовой регуляции для частных АЗС. В региональных перипетиях бензиновых цен попыталось разобраться ИА PrimaMedia.
Совещание Владимира Путина с членами правительства. Фото: Kremlin.ru
На совещании Владимир Путин заявил, что нефтяные компании должны отвечать за цены на топливо на внутреннем рынке. Он посоветовал правительству своевременно реагировать на сложившуюся тенденцию и добавил, что держит ситуацию с ценами на топливо на контроле. Одновременно глава государства обсудил меры по нормализации с премьер-министром Михаилом Мишустиным и вице-премьером Александром Новаком. Общая мысль — использовать все имеющиеся инструменты для поиска золотой середины между интересами нефтяных компаний, которые зарабатывают на высоких ценах на топливо и пополняют бюджет, и внутренним рынком, где наблюдается ценовые прыжки и дисбалансы.
"Мы же знаем, из-за чего это происходит, и в связи с ценами на нефть понимали же, что будет дальше, — подчеркнул президент. — Это же не первый раз, правильно? Цены растут, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя на экспорт — всё понятно, они свою работу выполняют, а мы с вами, Правительство, должны другую делать работу, согласованную, конечно, с компаниями, но у нас задачи-то другие".
Владимир Путин обратил внимание на то, что, несмотря на введенные правительством запреты на экспорт бензина и дизеля, цены на них внутри страны вопреки прогнозам выросли.
"Меры приняты, а цены растут. Что происходит в других звеньях, потребителя мало интересует, потребителю же результат нужен", — подчеркнул президент и попросил правительство реагировать на происходящие события более оперативно.
Бензин на Дальнем Востоке ждет единого морского оператора
Ситуацию с ростом цен на Дальнем Востоке (президент на совещании упомянул Камчатку, а также Мурманскую область) прокомментировал глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.
Алексей Чекунков. Фото: ИА PrimaMedia
"Принятые Правительством меры уже позволили несколько снизить цены на бензин и на дизтопливо. Наше министерство в оперативном режиме работает — в режиме оперативного штаба, который вместе с минэнерго, минтрансом, РЖД, регионами следит за своевременной поставкой топлива особенно в регионы, снабжение которых осуществляется по воде, — сказал министр. — Это такие регионы как Камчатка, Магадан, Сахалин, Чукотка. И благодаря работе этого оперативного штаба регионы, которые заблаговременно закупают топливо, они в состоянии удержать уровень цен значительно более низкий".
По словам Алексея Чекункова, дизтопливо на Чукотке стоит 65 рублей за литр, а в соседнем Магадане, "который, к сожалению, не так эффективно в прошлом сезоне отработал", — 80.
"Разница существенная, — отметил министр. — Бензин 92 в Хабаровском крае и Еврейской автономной области стоит 52 рубля за литр. А на Сахалине — 64 рубля. Но для того, чтобы эти деформации выровнять, принят и подписан в июле этого года федеральный закон о "Северном завозе", в силу которого формируется единый морской оператор".
По словам Чекункова, этим морским оператором будет компания, связанная с компанией "Росатом", "которая, безусловно, обладает компетенцией навигации по Северному морскому пути для того, чтобы доставка топлива была более дешевой, соответственно, были более низкие цены на заправках".
Начать доставку единым морским оператором власти планируют с 2025 года. Что касается отмеченных президентом Камчатки и Мурманской области, для них предусмотрено дополнительное субсидирование, то есть поддержка бюджетов на закупку мазута, чтобы региональные бюджеты также испытывали меньше нагрузку.
"Этот комплекс мер они должны обеспечить нам более медленный, сдерживание роста цен на топливо", — сообщил Алексей Чекунков.
"Наценки надо ограничить не более 10-15%"
Тем временем, эксперты говорят о необходимости прямой ценовой регуляции на частных автозаправках.
Петр Бакланов. Фото: ИА PrimaMedia
"После того, как правительство ограничило экспорт бензина и дизельного топлива за границу, цены на оптовом рынке упали. Но при этом розница не хочет терять деньги и гонится за прибылью любыми путями, и зарабатывает на внутреннем рынке, — говорит главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, академик РАН, доктор географических наук Петр Бакланов. — Официального рычага контроля за так называемыми независимыми АЗС со стороны государства для регулирования в сложившейся ситуации нет. Тем временем нефтегазовые и топливные продукты включаются в цены практически всех товаров и услуг.
Эксперт считает, что хотя бы временно с учетом нынешней проблемы можно ввести розничные торговые наценки размером не более 10-15%.
"Всё-таки большая часть мира живёт на такой рентабельности", — подчеркивает Петр Бакланов.
Бензиновая география
Ситуация с ценами на бензин и дизель отличается от региона к региону. Филиалы холдинга ИА PrimaMedia провели анализ текущего рынка топлива на своих территориях.
В Еврейской автономной области сообщили, что "топливная инфляция здесь тоже нанесла заметный удар по кошелькам автовладельцев". Средняя цена бензина марки АИ-92 за июль-август возросла с 51,54 до 52,58 рубля за литр; АИ-95 — с 53,68 до 55,12 рубля; АИ 98 — с 58,69 до 59,1 рубля. Литр дизельного топлива в июле стоил 64,19 рубля, против 65,17 рубля в августе.
Активный рост стоимости горючего наблюдается по всей стране, и принятые властями меры пока должного эффекта не дали
В Хабаровском крае цены на топливо выросли с начала года на 3-6%. Меньше всего повышение коснулось дизельного топлива.
Меньше всего подрожало дизтопливо — чуть более одного процента
В Южно-Сахалинске цены в сентябре за два месяца выросли на дизельное топливо — на 1,3 рубля (70,4 рубля за литр). АИ-95 — на 55 копеек (54,9). АИ 92 — на 60 копеек (53,15). Особый рост заметен на АИ-100 — на 1,8 рубля (70,95).
Дороже всего для сахалинцев и курильчан заправить автомобиль АИ-100, дешевым топливом остается по прежнему АИ-92
Еще в начале года владельцы подержанных иномарок в Бурятии тратили на 92-й бензин менее 50 рублей — путь от 48 до 51 самый демократичный вид топлива проделал меньше, чем за год. На 28 сентября в Улан-Удэ на Роснефти бензин марки Аи-92 отпускают по 51 рублю, а на БРК — уже за 52,9. Что касается ходового Аи-95, то за него просят 53,65 ₽ за литр. Дизельное топливо пробило потолок уже давно — 66 ₽. При этом по данным Росстата, Бурятия кажется бензиновым раем по сравнению с соседними регионами.
Рост цен на топливо отмечается по всей стране
За месяц в Иркутске средняя стоимость автотоплива подорожала на 2,17 рубля и составила 60,17 рубля за литр. Особенно заметный скачок цен наблюдается у марок АИ-98 и выше — 3,04 рубля за месяц (до 74,55 рубля за литр). Кроме того, значительно выросла стоимость дизельного топлива — почти на 4 рубля за месяц (до 68,55 рубля за литр).
Цены на автотопливо продолжают расти в регионе
В местных пабликах Ставрополя жители стали массово жаловаться на рост цен на заправках и нехватку некоторых видов топлива. Одни люди сетовали, что приходится объезжать полгорода в поисках АИ-95 по приемлемой стоимости, у других возникли сложности с заправкой газа. Более того, многие точки популярной сети АЗС вообще оказались закрыты, клиентам объясняли, что по техническим причинам.
Повышение цен на бензин, дизель и газ может угрожать экономической безопасности региона