На совещании с членами правительства РФ президент Владимир Путин поручил "более оперативно реагировать на растущие цены на бензин и дизельное топливо". Как сообщила пресс-служба Кремля, президент обратил внимание, что рост пошел после временного запрета на экспорт топлива. Ограничительную меру ввели с тем, чтобы снизить дефицит внутри страны (в основном, под потребности сельхозотрасли, у которой сейчас жаркая пора).
Мы 21-го числа ввели эти запреты — на экспорт бензина и "дизельки". Вроде как снижение наблюдается на бирже, а за вчерашний день в рознице литр бензина АИ-92 [стоил] 51,6 руб., до 21-го числа был 49,7 — то есть цена-то растет в розницу. Меры приняты, а цены растут, — констатировал Владимир Путин.
По данным Росстата, в Хабаровском крае цены за литр автомобильного топлива были следующими:
Вид топлива | Август 2023 г., руб./литр | Январь 2023 г., руб./литр | Рост цен по отношению к январю, % |
АИ-92 | 52,4 | 49,48 | 5,9 |
АИ-95 | 54,86 | 51,62 | 6,28 |
АИ-98 и выше | 60,24 | 58,24 | 3,43 |
Дизтопливо | 64,75 | 64,08 | 1,05 |
Как видим, пока (по крайней мере, по данным статистики) ситуация вполне рядовая. Однако не будем забывать, что на Дальнем Востоке цены на топливо и так выше, чем в ряде регионов. Например, в августе АИ-92 в Московской области можно было купить в среднем по 49,98 руб./литр, в Новосибирской — по 50,35 руб./литр. Автомобилисты Чукотки и ЕАО тратили 63,0 руб. и 52,58 руб. соответственно на литр АИ-92.
Президент поручил изучить ситуацию, плотнее работать с компаниями, "чтобы они тоже и свою ответственность понимали". Но и в правительстве РФ должны реагировать более оперативно на такие колебания рынка.
Среди мер, предложенных вице-премьером Александром Новаком президенту для стабилизации цен, — корректировка параметров демпфера с учетом текущей ситуации; повышение заградительной пошлины с 20 до 50 тыс. рублей для компаний, которые не занимаются производством топлива; введение полного запрета на экспорт любых нефтепродуктов, которые куплены на внутреннем рынке и не были произведены, а также субсидирование стоимости мазута, поставляемого в отдельные регионы.