Десять лет назад у Алёны Смоликовой была блестящая карьера, счастливая семья и заботливый муж. Казалось, будущее было обещающим и светлым. Но всегда есть моменты, которые могут кардинально изменить жизнь. Для Алёны переломной точкой стало рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В трудный период Алёна с мужем разошлись, даже родная мать отвернулась от нее. Женщина осталась с двумя детьми, один из которых нуждался в особой заботе. Алёна не поддалась отчаянию и решила бороться за будущее малышей. Женщина создала в Хабаровске союз родителей детей-инвалидов, где она делится своим опытом и помогает другим находить выход из непростых ситуаций. Алёна Смоликова рассказала корреспонденту ИА AmurMedia о своей непростой истории и о том, какую помощь предоставляет региональный фонд.
— Алёна Станиславовна, при каких обстоятельствах вы узнали о том, что станете мамой особенного ребенка?Как отреагировали на новость ваши родственники?
— Часто в обществе говорят, что дети инвалиды — удел асоциальных людей. Это самая большая ложь. Моя миссия — донести эту мысль до нашего общества. Часто во время беременности видно патологию плода, и тут мама принимает решение: рожать или делать прерывание. Когда у меня протекала беременность, все было отлично. Роды были преждевременные, но несмотря на это, ребенок родился весом 2,075 кг. У моего мальчика не раскрылось легкое, ребенок не задышал самостоятельно, произошло кровоизлияние в мозг... (плачет). Его направили в палату интенсивной терапии. Я испытала страшную боль, когда всем приносили на кормление, а мне нет. Тогда я осталась с проблемой один на один. 8 лет назад во втором роддоме работала медсестра Руслана, она мне разрешила ходить к ребенку. Я поставила иконы возле него и молилась. Спустя время меня выписали из роддома, а ребенка нет. Вышла с пустыми руками. Приезжает супруг, нервничает. Я сказала, что дождусь малыша, чтобы попрощаться с ним, его должны были перевезти в реанимацию.Муж сказал, что он торопится на работу, что у нас уже есть здоровая дочь, а Ваничку нужно отдать в интернат. Мне стало больно. Я попросила ключи и сказала, что доеду сама. Про себя думала и просила: "Только не уходи". Он ушел… (плачет). Я села за руль и ничего не видела, не понимаю, как в таком состоянии доехала до храма. Зашла туда, стою и реву. Ко мне подходит служитель и говорит, что к алтарю нельзя сидеть спиной. Я разворачиваюсь и утыкаюсь в гроб... Проходило отпевание матушки. Во время прощания батюшка сказал, что сейчас плакать можно, а когда человек живой, то уныние — страшный грех. Тогда я перестала рыдать, ведь у меня ребенок живой. Это самое страшное, что может быть у женщины. Даже спустя время моя семья не приняла этого ребенка. Мама говорила, чтобы я его отдала в интернат. Она была всегда большим начальником и считала, что в нашей семье инвалидов быть не может. С мужем мы развелись.

Тематическое фото. Фото: Фото: Сайт freepik.com (18+)
— Как вам одной удалось справиться с трудностями?
— Очень тяжело. Моя жизнь похожа на мелодраму. До года Ваня не ходил, не сидел, ни на что не реагировал, просто лежал и поворачивал головой. Как-то раз над ним взорвался шарик, а он не отреагировал. Тогда я заподозрила, что он не слышит. Мне стало понятно, что у него проблемы и со слухом. Сейчас ребенку почти 9 лет, официальный диагноз — категория слепоглухонемых детей с синдромом двигательных нарушений. Несмотря ни на что, я боролась за своего ребенка. Он ходит в специализированную школу, даже сам может разогреть себе еду. Всякое было в жизни... Сейчас работаю на судостроительном заводе начальником сектора по информационной безопасности, подрабатываю преподавателем в учебном центре, могу дать своим детям многое. Был период, когда четыре месяца была без работы. Отключила холодильник, потому что мне нечего было туда положить. Малышей отвозила к свекрови, только она меня тогда поддерживала, а сама питалась хлебом и водичкой. У меня был опыт руководящий, но с больным ребенком на руках я оказалась никому не нужна. Самое главное — не опускать руки.
— Старший ребенок не ревновал к Ванечке?
— Моя девочка повзрослела очень рано. Когда я оторвала себе стопу, Ване было 3 года, а ей пять лет. Я не могла встать, была прикована к постели. Она его мыла в тазике, потому что до ванны не доставала. Помню, как я хотела есть, а приготовить себе ничего не могу. Тогда дочка принесла вареное яйцо, я была растрогана. Она любит меня и брата. Рядом с ней Ваня понял, как нужно общаться с людьми.

Тематическое фото. Фото: Фото: Из личного архива Алёны Смоликовой
— Почему вы решили создать союз родителей детей-инвалидов?
-Я состояла в группе, где собрались мамы с похожими историями. Проблем у нас накопилось много. Стало понятно, что нам нужно юридическое лицо. Группа активных мам, это, конечно, хорошо, но когда у тебя есть правоподписывающее лицо и печать, уже совсем другое восприятие при обращении в различные организации. Тут я в марте 2018 года поскальзываюсь на ровном месте возле дома и отрываю стопу, разрыв связок, перелом. 4 месяца была лежачей. Но время зря не теряла, изучала документы. Потом бывший муж понес меня на руках регистрировать союз, на тот момент он для меня стал другом. Расчетный счёт открывать не стала, это моя принципиальная позиция, хочется договориться с людьми без денег. Моя миссия — помочь сестрам обрести себя в особенном материнстве. Союз родителей детей-инвалидов занимается защитой интересов, прав и свобод особенных ребят. У нас есть ряд больших проектов. Например, организовали встречу с врачом из частной клиники, к которому хотят попасть наши мамочки, но эти встречи стоят больших денег, а мы даем такую возможность на безвозмездной основе. Затем проводили мероприятие с ортопедом из Санкт-Петербурга: кого-то он отправил на операцию, а кого-то на реабилитацию, все бесплатно. Государство нас поддерживает и реагирует на наши просьбы. Сейчас у нас возникла потребность в помещении, я поняла, что нужно проводить встречи с людьми, а места для этого нет. Хабаровский судостроительный завод пообещал безвозмездно предоставить помещение. Проект будет называться "Белые кораблики" (0+).

Ваня. Фото: Фото: Из личного архива Алёны Смоликовой
— Откуда вы берете силы, чтобы в одиночку справиться с трудностями?
— Люблю заниматься землей, ухаживать за двумя котами, готовить. Главное — не хранить эмоции в себе и не бояться признавать свои ошибки. Я люблю общаться с людьми, могу подойти к незнакомому человеку и сделать комплимент. Как я попала на ваше интервью? На вашем сайте AmurMedia (18+) увидела интервью с Миссис Россия. Я удивляюсь, как некоторые люди любят критиковать женщин за удавшуюся личную жизнь. Хочется, чтобы все были добрее. Миллиардеров на всех не хватит, но попытайтесь (смеется). Наталья Оскар молодец, я за нее искренне рада. Я послушала песни и зарядилась энергией. Меня вдохновляют такие люди.

Обладательница титула "Миссис Россия — 2023" рассказала, во сколько ей обошлось участие в конкурсе