Патриотическое воспитание молодежи никогда не теряло своей актуальности. Профильные центры нередко идут рука об руку со школой, помогая воспитать из ребят достойных граждан своей страны. Но, при всем мастерстве педагогов, основная роль в том, чтобы заложить в голову ребенка правильный смыслы всегда останется за родителями. Какие задачи сегодня решают центры военно-спортивной подготовки, корр ИА AmurMedia рассказал директор Центра "Взлет" Олег Безгодов.
— Сколько ребят сейчас посещает "Взлет"?
— Из-за лета не так много — ребята в лагеря, в отпуск разъехались. Лето всегда проваливается, с точки зрения посещаемости. Осень, зима, весна — самые наполненные, 90 человек в общем приходят.
— Высокая посещаемость, несмотря на учебу?
— Мы, к счастью, занимаемся после учебного времени, у нас, как правило, занятие проходит с 15.00 до 18.00. Работаем с первосменниками, к тому же у нас нет ни выходных, ни проходных, двери открыты с понедельника по воскресенье.
— Пробовали привлекать подростков на подработку?
— Нет, подработки нет. Пытались работать с администрацией, с центром занятости, формировали трудовые отряды старшеклассников, которые работали на базе центра "Взлет". Но несколько лет назад вынуждены были отказаться от этого, так как являемся некоммерческой организацией и на подобные форматы тоже должно быть софинансирование. Но я так скажу, помыть полы после занятия — это прерогатива наших курсантов, подмести территорию — тоже, где-то что-то покрасить или починить несмотря на то, что у нас есть плотники — опять же задача курсантов. Даже родители приезжают, помогают. У нас большая территория, там около 6 тыс. кв., отдельностоящее здание, которое постоянно требует ремонта, постоянно требует какой-то поддержки. Поэтому да, ребята работают, я этого не стесняюсь, в этом ничего такого нет. Понятно, что они делают легкую работу, но делают же. Я сам воспитан в этой же идеологии, мне уже много лет, и мы в школе всегда проходили такие вещи, это для нас был общественнополезный труд.
— В чем, по вашему мнению, общественная ценность организаций подобных вашей?
— Начну издалека, подобные организации, как у нас, юридически зарегистрированные, имеющие отдельностоящее здание, онятно, оно принадлежит администрации города Хабаровска... Такая организация, как "Взлет", она, по-моему, в городе одна. Большинство военно-патриотических организаций находятся при школах, либо иных учреждениях, а мы — некоммерческая организация, мы такие одни и это наша уникальность. Начинали вообще с парашютных прыжков, плюс у нас есть клуб исторической реконструкции, у нас есть музей живой истории, у нас есть военно-патриотическое направление. Есть вон, ролевики, например, приходят к нам заниматься, да ради бога, занимайтесь, приходят футбольные фристайлы — пожалуйста занимайтесь. Это такие направления, которые не укладываются в государственную политику. Полезность таких организаций, военно-патриотических, некоммерческих, она очевидна.
Я даже не знаю, как коротко сказать для чего нужны военно-патриотические организации. Да для того, чтобы занимать молодёжь, как все родители просят, отрывать их от компьютеров, отрывать от телефонов, дать им обычную, живую практическую деятельность, которой они занимались бы, и ребенок был занят. Процитирую сейчас кого-то из коллег: "самый страшный ребенок — это не занятый ребенок"
— Поэтому вот такие общественные организации, военно-патриотические, добровольческие, экологические, они важны для того, чтобы давать детям за-ня-тость. Мы занимаемся этим круглый год и с понедельника по пятницу. Это первое, а второе — это, естественно, патриотическое воспитание, в широком смысле слова, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое воспитание никто не отменял. И этим заниматься нужно, потому что, я сейчас процитирую других людей: "если этим не займемся мы — этим займутся другие"... а этого бы не хотелось. Поэтому уникальность этих организаций в том, что они всегда на гребне волны, они всегда понимают виденье людей, чаянье народа, тех же самых родителей их детей и т.д. Поэтому, наверное, мы ближе к народу чем государственные структуры. И все-таки у них там вся эта писанина, целые отделы, которые согласовывают, читают и т.д., а мы...мы находимся ближе к людям, получаем рефлексию от них непосредственно.
— Что для вас приоритет — личностное развитие курсантов или же воспитание в них чувства патриотизма?
— Я вам уверенно говорю, уже с моим 20-ти летним стажем работы в этом направлении — это связанные вещи, одно без другого вообще не существует. Когда вы растите человека, как личность, у него растет и осознание того, что он живет в этой стране, что он созидает в этой стране, что он разрушает в этой стране и у него появляются эти чувства, когда он становится патриотом, он понимает что патриотизм это не только "ходить в сапогах и стрелять из пистолета", это еще и научно-технический прогресс, технологии в нашей стране играют огромную роль и он начинает подтягиваться здесь. Абсолютно, это как две ноги, внутреннее развитие и патриотическое самосознание, и вот они шагают вперед-вперед-вперед. Так было и так будет, и это не мы придумали, так оно заложено в природе человека.
— Какова роль родителей в патриотическом воспитании детей? Могут ли секции, кружки и иные структуры дополнительного образования полностью взять эту задачу на себя?
— Нет, не могут, абсолютно, никак. Роль родителей, примерно 80-90% и если родитель не заинтересован в том, чтобы ребенок занимался полезной, интересной, разнообразной деятельностью, то он ходить не будет. Люди ленивые и в детстве 90% детей лучше посидят дома и займутся чем-то бесполезным, чем будут ходить, чем-то заниматься, проливать пот, натирать мозоли. А вот эти 10% — это дети, которые хотят заниматься, я не открою Америку, когда скажу, что да, есть такие ребята, но их немного. У нас иногда приходят курсанты, которые говорят: "Мы собрались в армию, там, через 2-3-4 года, мы бы хотели позаниматься у вас, чтобы у нас уже была какая-то база". Скажу по собственному опыту, что, если родители не хотят, ребенок сам заниматься не будет, к сожалению, увы. Вот эти 90% детей, они еще не самоосознались, не определились. Поэтому они ходят из-под палки, но все равно потом им становится интересно, а вот такой "толчок", или же, "пиночек", должны дать родители. Есть фраза: "не воспитывайте детей, воспитывайте себя", если родители будут стремиться к этому, демонстрировать собственным примером, то и дети сами потянутся, однако родители все равно, должны подтолкнуть детей в этом направлении, пока они маленькие, пока они не понимают, как выбирать свой жизненный путь.