Как утверждают наши собеседники, россияне — одни из главных ценителей цветов на планете. Букет цветов — это и знак симпатии, и способ поднять настроение, и неотъемлемая часть подарка для дамы. За последний год менее внимательными друг к другу жители страны не стали. Но стало ли сложнее собрать нежный подарок? Об этом сотрудники хабаровской студии "Букетная" рассказали руководителю ИА AmurMedia Андрею Швецову.
— Как санкции повлияли на цветочный бизнес в Хабаровске?
— Если вспоминать прошлый год, то 8 марта мы пережили нормально, так как все цветы были заказаны до 24 февраля. А потом произошел резкий скачок доллара до 120 рублей. Было тяжело, особенно, когда появились санкции, зашла речь о запрете ввоза цветов в Россию. Наша страна — один из главных потребителей цветов. Вопрос о том, запретят ли нам покупать цветы на европейских биржах, стоял до 11 июня. И все это время у нас были проблемы со ввозом некоторых товаров, например, кустов, деревьев и, например, горшечных растений.
Из-за санкций, закупать цветы приходится только крупными партиями. Фото: Ольга Цыкарева, ИА AmurMedia
Нам и сейчас сложно ввезти цветы из Голландии, если речь идет о ветках, деревьях или кустарниках. Нам пришлось поменять поставщиков. Например, начали сотрудничать с Израилем. Вся специфика цветочного бизнеса в том, что где бы ты ни брал товар, он все равно прилетает в Амстердам, и только потом улетает транспортной компанией в Россию.
Сейчас мы также везем цветы через Амстердам. Но, если раньше мы могли брать часть коробки цветов — несколько пучков того, несколько пучков другого, — то сейчас можем приобретать только оптовые партии каждого из видов цветов.
— Политика — это одно, работа непосредственно с партнерами — другое. Отношение изменилось?
— Россия — один из главных потребителей цветов на планете. Все понимают ситуацию, в которой мы оказались, продолжают сотрудничество. У всех наших партнеров есть русскоязычные менеджеры. В этом плане все в порядке, все зарабатывают деньги.
— Экономические ограничения стали барьером для роста?
— Когда ввели санкции, мы задумались о том, как нам дальше расти и развиваться. Многие фирмы города закрывали филиалы, был спад по выручке. Но мы решили, что проблемы — не повод закрываться. В первую неделю марта мы начали связываться с российскими поставщиками, искать альтернативы. Но они тоже резко подняли цены, несмотря на то, что себестоимость их продукции была ниже из-за меньших транспортных расходов. Для понимания: транспортные расходы удваивают изначальную стоимость цветка. Если на бирже он стоил 50 рублей, то после доставки в Хабаровск его себестоимость вырастет до 100 рублей.
Чем заняться в Международный женский день, разбирался корр. ИА AmurMedia
Есть еще один нюанс. Когда мы начали закупать цветы у российских производителей, выяснилось, что они хуже по качеству: выращиваются без добавления химикатов, из-за чего срок жизни товара значительно меньше. Да и клиентоориентированность в России практически на нуле.
— Российские поставщики хамят что ли?
— Приведу пример. Разговариваешь с кем-то из поставщиков, договариваешься о доставке партии. Например, в понедельник мы сделали заявку, в среду товар должны были доставить в Москву, а оттуда полететь к нам. Спрашиваем в среду: "Ребята, вы отправили цветы?", а в ответ получаем, что в компании закончились коробки, и решить эту элементарную проблему или хотя бы предупредить партнеры не в состоянии. И мы слушаем претензии о том, что в свой Хабаровск заказали всего три коробки цветов на 100 тысяч рублей. Их можно и в Москве продать, ничего страшного.
Для российских поставщиков Москва всегда будет в приоритете. Фото: Ольга Цыкарева, ИА AmurMedia
— То есть, для россиян Москва всегда в приоритете?
— Да.
— После экспериментов вам удалось использовать кризис как возможность?
— Мы решили брать объемом, расширяться. Приобрели курс по упаковке франшизы, которую сейчас предлагаем в России и за границей. Но в сентябре началась мобилизация, люди начали экономить деньги. И несмотря на это, сейчас мы открываем первую франшизу в Анталье, ее купили девушки из Хабаровска. Они решили на всякий случай расширить бизнес за рубежом, чтобы, в случае необходимости, можно было уехать в другую страну. У них уже есть бизнес в Турции, а теперь заработает еще и цветочный магазин.
— В Хабаровском крае цветы производят?
— У нас есть свои локальные поставщики, которые выращивают в Хабаровске. Но это сезонный товар, его производят только летом, когда тепло. Например, в Приморье выращивают очень много тюльпанов, у них для этого климат подходящий. Также у них есть местные розы и другие цветы, но привезти их сложно. Для нас смысл договариваться есть только насчет тюльпанов, так как там большие суммы и объемы — необходимо заполнять фуры. Несколько хабаровских цветочных закупаются и везут тюльпаны уже за счет поставщика.
Но в этом году даже с тюльпанами из Приморья возникла небольшая проблема. Я начал писать поставщикам из Находки, Артема, Владивостока, а они ответили, что все фуры уже уехали, а доставка обойдется в 40 тысяч рублей. Когда ты везешь 5 тысяч тюльпанов, это дополнительные 10 рублей к стоимости каждого цветка.
- Как насчет перспектив выращивания популярных цветов на территории нашего края? Почему мы не можем избавиться от этих накруток с логистикой?
— Вся эта агрономика — достаточно сложный процесс. Для того, чтобы построить теплицу, нужно покупать большой участок и несколько лет просто готовить землю. Потом строить теплицы, утеплять их. Это очень большие вложения. Для нашего климата это, в любом случае, должны быть теплые теплицы с рефрижераторами. Это очень дорогое оборудование. Один холодильник — это около полумиллиона рублей. Если мы говорим о холодильнике примерно на 100 квадратов, то это уже около миллиона затрат только на оборудование.
Новое инвестиционное предложение подготовило АПИРИ
— Маршрут поставки цветов сильно изменился за последний год?
— У нас проблем с доставкой цветов никогда не было и нет. У фирм, с которыми мы работаем, есть филиалы за границей. Проблемы были только с таможней. Сейчас все фуры с цветами едут через Беларусь. В какой-то момент обсуждали, что и этот путь будет закрыт, но обошлось. Мы рассматривали параллельный импорт через Казахстан. Несмотря на то, что из Амстердама цветы летели бы в Астану, затем в Москву — это не сильно бы сказалось на цене из-за достаточно большого объема. Сложно везти по такому маршруту две коробки цветов. Когда везешь 20 таких коробок (а это около полтонны цветов), разницы почти нет.
— А как насчет партнеров в Азии?
— Очень много цветов выращивают в Японии, но наладить отношения с компаниями на островах тяжело из-за языкового барьера. У них нет русскоговорящих менеджеров как в Голландии. И у них есть для цветов фитосанитарный контроль. Один из наших руководителей учился на “межфаке”, пытался наладить отношения с японцами. Почти получилось. Но дело было перед началом спецоперации. После февраля стало не до этого.
Цветы в Хабаровск закупают на биржах в Амстердаме. Фото: Ольга Цыкарева, ИА AmurMedia
— Что насчет деталей оформления букетов?
— Будем честны, упаковка для букетов производится в Китае. Отношения у наших стран хорошие. Немного выросла цена, но проблем с привозом не возникало ни разу. Наши партнеры — китайцы, переехавшие в Хабаровск. Привозят достаточно большие объемы со своей родины. У них можно приобрести все: от лент до ваты.
Мы пытались работать с Китаем самостоятельно, но нюанс в том, что для того, чтобы было дешевле, нужно брать очень большие объемы. Например, коробки для цветочных композиций даже забрендировать могут бесплатно, но привезти нужно разом партию из пяти тысяч штук. Для хранения всего этого нужен отдельный склад.
Сейчас, когда мы развиваем франшизу, можно задуматься о том, чтобы производить мерч и продавать его своим же точкам. Только тогда это становится рентабельно.
— Во флористике есть мода? Что сейчас в тренде?
— Есть Институт цвета Pantone, они в конце каждого года определяют главный оттенок следующего. В 2023 году цветом назвали мадженту, в 2022 году в моде был нежно-лиловый. Законодатели моды в цветочном бизнесе ориентируются на такие данные. Но мы следим за тем, что популярно в России. Наши вкусы все равно отличаются.
Самый модный цвет 2023 года — маджента. Фото: Ольга Цыкарева, ИА AmurMedia
Мы стараемся каждый год ввозить то, что представляет какую-то новизну для нашей аудитории. Например, сейчас в моде цветочные композиции на кензане — небольшой залитой водой штуке с гвоздями, в которые вставляются цветы. Композиции получаются очень воздушные.
— У хабаровских студий есть собственный стиль?
— Да. Например, есть ребята, которые работали у нас, а потом открыли свою студию или перешли к конкурентам. Например, когда наши сотрудники ушли в в другую компанию, им пришлось переучиваться. Там совсем другой метод сборки букетов.
— Как изменился спрос на цветы?
— Когда началась частичная мобилизация, людям на какое-то время стало не до цветов. Букет — не вещь первой необходимости. Люди начали копить деньги. Но все равно, спрос на цветы по праздникам сохранился. Например, на 14 февраля люди оживились, заказали даже больше букетов, чем в прошлом году. Основные цветочные праздники — 14 февраля, 8 марта, День матери, немного 1 сентября, потому что все идут с букетами...
После объявления частичной мобилизации спрос на цветы значительно сократился. Фото: Ольга Цыкарева, ИА AmurMedia
— Праздников, на которые принято дарить цветы, становится все больше
— Да. Раньше цветы было принято дарить на 8 марта и День рождения. Кроме этого, у нас есть "кормящее" время — сезон пионов. С мая по октябрь в Голландии выращивают много разных пионов, их можно приобрести по доступной цене. Мы берем объемом и стараемся сделать то, что раньше было эксклюзивным, доступным всем. Ведь это классно!