Даже несерьезное ДТП для обывателя, как правило, вещь неприятная и хлопотная, но только не для автоподставщиков, которые продолжают зарабатывать в Хабаровске, нарочно создавая аварийные ситуации на дороге. Аферисты виртуозно пользуются нюансами ПДД, слепыми зонами и неграмотностью водителей, которые поневоле становятся виновниками дорожного происшествия, а подставщик — потерпевшей стороной. Эксперты и юристы автострахования рассказали корреспонденту ИА AmurMedia, как в 2023 году кидалы за рулем не просто остаются на плаву, но и неплохо зарабатывают.
Отметим, что автоподстава — явление не новое для Хабаровского края, да и России в целом. Ушлые ребята, в зависимости от ожидаемой наживы, до сих пор "работают", как поодиночке так и группами. Как отмечают эксперты, сейчас автоподставщики делают ставку именно на количество умышленных ДТП и соответственно, невысокие, но стабильные барыши. Мало кто отважится "наехать" на внедорожник или авто класса люкс с риском нарваться на серьезных дяденек.
В основном в ловушку кидал попадают водители машин средней ценовой категории. Иными словами, злоумышленники "работают" по принципу: курочка по зернышку клюет. Причем "виновниками" таких ДТП могут стать не только новоиспеченные водители, но и те, кто имеет за плечами солидный стаж вождения. Подобная история недавно и случилась с владельцем недорогой иномарки, который считал, что опыт вождения гарантированно убережет его от козней автоподставщиков. Алексей Кулачков рассказал, что аферист застал его врасплох на улице Серышева, когда он перестраивался с второстепенной дороги на главную. Более того, буквально через пару часов тот же подставщик "поймал" его неподалеку от здания… городского ГИБДД.
— Я уже более 20 лет за рулем, повидал на дороге всякое и никогда не думал, что меня это коснется. Перед маневром убедился в его безопасности, но авто буквально вынырнуло из "слепой зоны", ударив меня в левый бок. Аналогичная ситуация в тот же день произошла с тем же самым авто на повороте возле бывших бань на Воронежской улице, — сетует опытный автолюбитель. — Кадр этот вел себя не то чтобы вызывающе, но уверенно и нагло, мол смотри, бывают же совпадения! В обоих случаях лично я усматриваю очевидную подставу, однако по правилам ПДД, виновником аварий оказался я. Пришлось возмещать ущерб, а потом еще и свою иномарку ремонтировать.
Собеседник подчеркнул, что автомобиль оппонента, судя по многочисленным вмятинам, уже не раз попадал в ДТП, а при разбирательствах в страховой компании стало очевидно, что в подобных заведениях он гость нередкий.
— Этот товарищ разве что за руку со страховщиками не здоровался. И без того было понятно, что он всем давно известен. Идти в суд не было никакого смысла, так как "потерпевший" сработал настолько чисто, что даже записи с уличных видеокамер вряд ли бы помогли отстоять мою правоту, — резюмирует Алексей.
Как отметил инструктор по вождению одной из хабаровских автошкол Евгений, не каждый cможет провернуть дорожную аферу. Для этого необходимо обладать навыками вождения очень высокого уровня. Кроме этого, нужно уметь рассчитать скорость и расстояние от авто жертвы так, чтобы повреждения от удара получил только автомобиль, а водитель не пострадал вовсе. Большую роль играет и отличное знание дорожной карты города со всеми ее особенностями и расположением светофоров.
— Перед тем, как пойти на дело, аферисты следят, чтобы в салоне очередной цели находился только водитель — лишние свидетели в таких делах ни к чему. Кроме этого, злодеи держат нос по ветру и следят за изменением правил ПДД, зачастую пользуются безграмотностью водителей, которые сдавали на права несколько лет назад при старом законодательстве. Незнание обновленных правил дорожного движения играет лишь на руку мошенникам. То же самое касается появления новых дорожных знаков. Известно, что за подобными вещами рядовой водитель следит крайне редко, — объясняет инструктор Евгений.
Как признался Евгений, он, будучи ассом вождения, один раз сам едва не стал жертвой кидал.
— Я выезжал со стороны нашей автошколы на главную дорогу. Автобус меня пропустил, и я начал движение. Вдруг из-за него вылетел ушлый парень на седане и намеренно стукнул мое авто — целился в бок, но въехал в зад. Меня спасло только то, что я успел занять полосу движения, завершив маневр при повороте и, несмотря на хорошую попытку, явный аферист остался с носом, — добавил собеседник.
В свою очередь, директор хабаровского Центра страховой защиты, практикующий юрист Алексей Цветков заявил, что доказать автоподставу действительно очень сложно, даже при наличии видеорегистратора. По словам собеседника, даже небольшое ДТП — невероятный стресс для любого водителя. В то время как автор подставы к столкновению готов заранее. И пока один участник аварии пребывает в шоке, другой этим пользуется. Растерянный "виновник" ДТП зачастую спешит уладить конфликт на месте, даже не задумываясь над тем, что отдает свои кровные, ничего не нарушив. Когда же появляется время обдумать ситуацию, становится ясно, что надо было вызвать инспекторов ГИБДД, настоять на проведении трасологической экспертизы и отнестись к произошедшему более трезво.
— Обычно подставщики резко, а значит неожиданно перестраиваются перед идущим автомобилем или "грамотно" тормозят, чтобы нарочно получить удар в заднюю часть кузова. Как правило, в таких ситуациях априори виноват тот, кто якобы не выдержал безопасную дистанцию, и показания очевидцев здесь вряд ли помогут избежать возмещения ущерба, — объясняет Алексей Цветков.
Чтобы не стать жертвой мошенников, собеседник рекомендует быть внимательным во время вождения, в обязательном порядке перестраховываться при соблюдении безопасной дистанции и знать свои права на дороге.
Вместо эпилога стоит отметить, что страховщики, владея статистикой, прекрасно понимают, что некоторые водители подозрительно чаще других попадают в ДТП в качестве "потерпевших", порой даже по несколько раз в месяц. Но это лишь косвенные свидетельства того, что фигурант протоколов зарабатывает на аварийных ситуациях.
В хабаровской ГИБДД рассказали, что доказать автоподставу действительно крайне сложно и инспекторы лишь фиксируют фактические обстоятельства ДТП, а в его причинах разбираются сотрудники других ведомств. Из этого можно сделать вывод, что если и далее так будет продолжаться, дорожные аферисты не прекратят зарабатывать на горе водителей, находя все новые лазейки в ПДД и способы подставы на дороге.