В администрации Хабаровска полным ходом идет модернизация общественного транспорта. Так, федеральное Министерство транспорта поддержало инициативу Сергея Кравчука — в сентябре по городу начнут курсировать три новых троллейбуса. Для краевой столицы это — редкая возможность обновить технический парк за государственный счет. Но по-настоящему всколыхнула сеть новость о том, что на части муниципальных маршрутов планируют избавиться от кондукторов. К каким последствиям приведут такие изменения, разбирался корр. ИА AmurMedia.
Автобусы Хабаровска будут работать без кондукторов
Несколько дней назад в сети появилась информация о том, что троллейбус "единичка" и некоторые муниципальные автобусы будут курсировать без кондукторов. Оплатить проезд пассажиры смогут через терминал у водителя, как это уже происходит на 70% троллейбусных и многих автобусных маршрутах.
Мнение общественности разделилось: одни цепляются за старое, считая, что кондукторы в автобусах необходимы, другие отнеслись к инициативе положительно. Еще часть — нейтрально. В опросе, проведенном ИА AmurMedia в Telegram (18+) сторонники сохранения "билетеров" составили весомую долю, но все же остались в меньшинстве.
Часть подписчиков нашего канала сравнила грядущие изменения с тем, как устроена система в столице.
— Терминал на входе через первую дверь— как в Москве и других странах — и все! Можно и без кондукторов! — прокомментировал пост один из читателей.
Нашлись и те, кто отнесся к изменениям нейтрально.
— Какая разница кому платить, — лаконично выразилась другая подписчица ИА AmurMedia.
Один из читателей решил не ограничиваться пространством соцсетей и написал письмо на редакционную почту агентства. Как выяснилось, автобусов без кондукторов хабаровчанин очень ждал.
— Не знаю, как обстоят дела в салонах автобусов в других городах, но в Хабаровске кондукторами работают, нередко, грубияны и невежды помятого вида. Опрятный и вежливый билетер, видимо, если и не "вымер" в краевой столице, как вид, то встречаю я таких редко. Некоторые кондукторы даже не могут толком объяснить, что карта пассажира попала в "стоп-лист". Я уже не говорю, о том, что они не объявляют остановки. И это не память их подводит — им просто плевать на тех, кому они обязаны своей зарплатой, — негодует хабаровчанин Иван Худренко. — Например, я каждый день пользуюсь "первым" маршрутом. Зайдя в салон с душной остановки, мне поднял настроение тот факт, что в салоне работает кондиционер. Но кто мне его угробил? Верно — кондуктор. На мои слова: "У вас так хорошо!" женщина, имеющая весьма смутное представление о вежливости, уставилась на меня в недоумении, скривила лицо и ушла по своим важным делам. И зачем такие персонажи нужны?
Впрочем, нашлись среди наших читателей и защитники кондукторов. Они, в основном, переживают за 85 человек, которые могут остаться без работы. Возможно, большинство переживающих не обратило внимания на то, что большинство сотрудников пообещали перевести на трамвайные маршруты, где кондукторы всегда в дефиците.
Другой потенциальный минус — молчание вместо объявления следующей остановки также давно "купирован". Сейчас в каждом троллейбусе есть табло, на котором высвечиваются названия остановок, зачастую работающее с голосовым ассистентом.
Положительно оценила инициативу и исполнительный директор ассоциации "Независимый союз пассажирских перевозчиков Хабаровска" Елена Шадуя. Она отметила, что на частных маршрутах работа без кондукторов принесла лишь позитив.
— У коммерческих перевозчиков нет дотаций и субсидий. Считаем каждую копейку. Уже несколько лет назад на многих маршрутах мы начали отказываться от услуг кондукторов. Особенно после 2017 года, когда ввели безналичную оплату проезда, которая сейчас уже превалирует над расчетами наличкой, — рассказала Елена Шадуя. — Многие перестроились и перешли на работу без кондукторов, потому что это экономия. Это позволяет больше выручки оставлять на развитие предприятия и зарплату водителя.
Предприниматель уверена: в мире, где все автоматизируется, кондукторы — рудимент.
— Чем больше будет безналичной оплаты проезда, тем меньше будет нагрузки на водителя. Если не надо давать сдачу, то и отвлекаться лишний раз не придется. Карточку приложил и вышел — так гораздо проще, — рассуждает Елена Шадуя. — Если бы это оставалось выгодно, кондукторы в нашей жизни бы остались. Но все оптимизируется: предприниматели избавляются от всего, от чего можно. То, что муниципальные перевозчики тоже к этому пришли… С опозданием, конечно, но все же пришли.
В дополнение эксперт подчеркнула, что отсутствие кондукторов в автобусах существенно снизило конфликты в общественном транспорте.
— Я не слышала жалоб на отсутствие кондукторов. Наоборот, удалось убрать человеческий фактор: хвалить люди склонны куда меньше, чем жаловаться на хамство персонала. Я сама с детства помню, как себя зачастую вели кондукторы. А на их отсутствие жалоб нет, — резюмировала Елена Шадуя.
Что же получается? В "безкондукторном" общественном транспорте в Хабаровске все же больше плюсов. Благодаря экономии, муниципальный транспорт сможет обновляться не только благодаря инициативам мэра города Сергея Кравчука, но и системно. Да и настроение у горожан, вероятно, улучшится.