Хабаровская станция по сортировке твердых коммунальных отходов МПС "Южная" простаивает пятый год к ряду. На ее строительство было потрачено около 700 миллионов рублей из бюджета краевой столицы. Чтобы станция заработала на заявленную мощность требуется еще 200 миллионов рублей. Ситуация усугубляется тем, что мусорная площадка была построена по южнокорейской технологии и теперь, в условиях беспрецедентных санкций, могут возникнуть сложности при эксплуатации и ремонте зарубежного оборудования, сообщает корреспондент ИА AmurMedia.
По задумке, построенная в 2017 году станция, может принимать до 600 тысяч кубометров коммунальных отходов. Изначально станция возводилась для нужд АО “Спецавтохозяйство”, однако прямая передача муниципального имущества акционерному обществу требовала длительного времени и больших финансовых затрат. Поэтому станцию делегировали МУПу “Южное”, несмотря на то, что это ведомство изначально относится к отрасли благоустройства.
Чтобы оставить станцию под крылом прежнего хозяина в 2021 году МУП местные власти хотели реорганизовать его в общество с ограниченной ответственности, но городские депутаты данную инициативу не поддержали.
19 июля 2022 года депутаты комитета по городскому хозяйству Хабаровской городской думы рассмотрели вопрос о безвозмездной передаче в собственность правительства края станции по сортировке твердых коммунальных отходов МПС "Южная". Это решение у многих вызвало непонимание, так как на постройку мусорной станции было потрачено 700 миллионов рублей из кармана налогоплательщиков. Однако, как сообщают в мэрии, передача убыточного во всех отношениях предприятия, вовсе, не подарок краю, а вынужденная мера, которая убережет бюджет города от напрасных трат на ее содержание.
Построенная по южнокорейской технологии станция по переработке мусорных отходов так и не заработала. Пока ее обслуживает муниципальное предприятие МУП "Южное", которое в силу изменений российского законодательства, сейчас находится на стадии ликвидации. Это связано с тем, что в России к 2025 году вообще не будет МУПов — все они должны будут реорганизованы в иной юридический статус, например, в ООО или АО.
При этом, городская казна не потратила на содержание простаивающей станции ни копейки — за все платил МУП, а это, на минуточку, около 30 миллионов рублей в год и выше. Но если не передать станцию в ведомство края это бремя после ликвидации муниципального предприятия падет на плечи города.
Так почему перспективная площадка по переработке ТКО превратилась в убыточный балласт? На этот вопрос корреспонденту информагентства ответил начальник городского управления жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда Василий Иванов.
По его словам, запуск станции по переработке мусора совпал с внесением изменений в федеральный закон №89, который четко разделяет нынешние полномочия по сбору, сортировке и утилизации ТКО. И если раньше этим занимались органы самоуправления, то сейчас эти полномочия возложены на субъект. Прежним хозяевам оставили лишь право ведения реестров площадок, хранения мусорных отходов и проведение мер экологическое воспитания населения.
В связи с этим, представители регионального правительства выступили с инициативой о безвозмездной передаче станции под руководство краевых властей.
— После введения изменений в ФЗ № 89, построенная станция под прежним управлением, можно сказать, осталась не у дел. Для нее в комитете по ценам и тарифам удалось получить разрешения лишь на переработку ТКО, — рассказал Василий Иванов.
Собеседник объяснил, что переработка мусора без возможности его вывоза на специализированный полигон, хранения и утилизацию попросту не имеет смысла. Для этого потребуется дорогостоящая покупка парка спецтехники, набор квалифицированного профильного персонала, а также дополнительные траты на аренду и коммунальные услуги.
— На полноценный запуск мусорной площадки примерно потребуется еще 200 миллионов рублей. В отличие от города, правительство края такими возможностями располагает, и сделав единовременное вложение, станция заработает на всю заявленную мощность. Это позволит, как минимум, сократить доставку мусора до полигона, а, в перспективе, приведет к снижению соответствующего тарифа, — резюмирует начальник городского управления ЖКХ.
С мнением собеседника согласен и председатель комитета по городскому хозяйству гордумы Константин Головко. По его словам, в пользу передачи станции краю, есть еще несколько доводов.
— Не стоит забывать, что содержание станции кроме прочих вложений предусматривает внушительные налоговые обязательства. Кроме этого возможен дефицит деталей для ремонта оборудования из-за беспрецедентных санкций. Напомним, промышленные прессы и конвейерные ленты, как и вся прочая техника закупалась в Южной Корее. Капитальный ремонт может и вовсе превысить 80% от стоимости ее закупки, — предостерегает Константин Головко.