Хабаровский край постепенно встает на рельсы импортозамещения. Крупнейшие промышленные предприятия не только переходят на отечественное оборудование, но и принимают непосредственное участие в формировании инфраструктуры и комфортного делового климата. Среди предприятий, погрузившихся в процесс стал завод "ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток" — один из лидеров по производству минеральной изоляции за Уралом. В интервью руководителю ИА AmurMedia Андрею Швецову директор предприятия Никита Яковлев рассказал, о том, как местным предприятиям удалось затмить зарубежные, чего не хватает краю для налаживания логистики и экспорта и какие планы строит компания в условиях импортозамещения.
— Никита Петрович, расскажите, какую продукцию сегодня выпускает "ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток"? Реализуются ли какие-то инновационные решения?
— Всего в Хабаровске у нас развивается три производственных направления и переработка. Крупнейшее — это производство минеральной изоляции на основе каменной ваты. Она используется в промышленно-гражданском строительстве и производстве сэндвич-панелей. Также занимаемся технической и судостроительной теплоизоляцией. Второе направление — экструзионный пенополистирол. Это еще один вид утеплителя. Вот недавно начали производство пластиковых водосточных систем и запустили завод по вторичной переработке полимеров.
Вместе с тем мы стараемся развивать переработку производственных и строительных отходов. У нас уже есть партнеры, совместно с которыми мы готовы забирать на переработку остатки стройматериалов со строек, в том числе каменную вату. Но нам еще предстоит большая организационная работа. Дело в том, что не все подрядчики хотят сортировать мусор, им проще все вывезти на свалку и забыть. Поэтому будем думать в этом направлении, возможно разработаем для них мотивационные программы.
— Чем "ТехноНИКОЛЬ" отличается от других предприятий в отрасли, и взаимодействуете ли вы с коллегами?
— Потому что такой подход к производству, как у ТехноНИКОЛЬ редко где можно встретить. Прежде всего от других нас отличает система так называемого бережливого производства. У нас даже есть книжка, в которой мы делимся своим опытом и показываем, как нужно выстраивать рабочие процессы. Кроме того, мы плотно сотрудничаем с администрацией и правительством. На Дальнем Востоке действует программа, по которой предприятиям дают советы по увеличению производительности труда, и мы являемся ее партнерами.
— Пандемийные ограничения как-то отразились на работе вашей компании?
— Прежде всего возникли проблемы с логистикой, так как часть сырья к нам поступает из Китая. Все ограничительные мероприятия снизили пропускную способность погранпереходов. Если раньше в день пропускали 50 машин, то во время пандемии их количество снизили до 25. К тому же их стали тщательнее досматривать. Сейчас, к счастью, все это дело вернулось к доковидным показателям. Вообще у нас много совместных проектов с Китаем, которые не удалось реализовать из-за коронавируса, и в целом мы больше ориентируемся на азиатский рынок, нежели на западный. Так что ждем не дождемся, когда китайцы полностью снимут ограничения.
— Но несмотря на закрытие границ, рост прибыли все же был?
— Так как сырье у нас в основном российское, внутренний рынок рос даже в пандемию. Например, в прошлом году мы приросли по производству на 21% по сравнению к 2020 годом. Делать прогнозы сейчас несколько тяжело, но все же мы видим, что правительство поддерживает строительную отрасль, и надеемся, что это даст положительный эффект.
— Повысились ли на этом фоне транспортные расходы?
— На росте издержек прежде всего сказывается обширная география поставок, даже внутри Дальнего Востока. С началом пандемии эта проблема стала еще острее. Например, тариф на автоперевозки в Иркутск в прошлом году составлял 90 тысяч рублей, сейчас это уже 300 тысяч.
С 2020 года, сырье начало расти в цене. На нашем производстве используется три основных вида сырья: кокс, камень и смола. Например, камень у нас частично местный, частично привезенный с западных регионов страны. Здесь накладывается дорогая логистика, так как собственники вагонов поднимают цены из-за растущего спроса.
Но хотелось бы подчеркнуть, что в этом году ТехноНИКОЛЬ не повышала цены на продукцию. Исключением стала точечная корректировка на розничные плиты из-за резкого роста стоимости упаковочных материалов.
Андрей Швецов и Никита Яковлев. Фото: ИА AmurMedia
— Учитывая политическую обстановку, многие склоняются к мнению, что нужно ориентироваться на Китай? Как вы считаете, Китай в случае чего поможет нам в вопросе обеспечения технологиями и стройматериалами?
— Напротив, я считаю, что в отношении продукции с высокой добавленной стоимостью не нужно ориентироваться на зарубежные рынки, даже китайский. Исключения могут составить разве что очень высокотехнологичные элементы, все остальное нужно точно производить здесь. Сейчас для развития наших производителей открываются уникальные возможности, и этим надо обязательно воспользоваться. И мы наглядный пример того, что это реально, и у нас есть силы замещать импортные компоненты.
— Сейчас предприятие реализует какие-либо инвестиционные программы или их пришлось свернуть в текущих условиях?
— На этот год у нас было запланировано порядка 350 млн рублей на инвестиционные программы. Однако в феврале сделали вынужденную паузу, чтобы основательно разобраться в том, на что их лучше распределить. Сейчас все-таки нужно понять, что будет с рынками, в каком направлении будет развиваться строительная отрасль.
В процессе планирования также нужно учитывать льготы, предусмотренные государством. И здесь один неоднозначный момент. В 2015 году мы стали одними из первых резидентов ТОСЭР, а в 2016 уже запустили производство. Сейчас, спустя шесть лет к нам пришли из налоговой и сказали, что мы якобы не создавали нового производства и новых рабочих мест. А это значит, что мы не можем рассчитывать на льготные страховые взносы. Я уже обращал внимание вице-премьера Трутнева на эту проблему. Извините, как мы должны планировать инвестиции… Ведь окупаемость с учетом льгот — это одно дело, а без учета — совсем другое. Так что ждем результаты проверок и будем ориентироваться по ситуации.
— Юрий Петрович взял ситуацию на контроль?
— Да, он поручил взять этот вопрос на контроль. После этого у нас была встреча с руководителем налоговой службы в Хабаровском крае Ефремовым, даже появилась обратная связь.
— Серьезная история...
— Доходило до смешного. Что такое рабочее место? Мы считаем, сколько людей приняли, столько мест и создали. А налоговая в трактовке увидела, что рабочее место — это станок, а на нем может посменно работать и три человека. Ну посмотрим, чем все закончится...
Завод "Технониколь Дальний Восток". Фото: ИА AmurMedia
— Не могу не задать вопрос по конкуренции в вашем сегменте. В чем ощутимая разница между иностранным производителем и нашим отечественным в вашем лице?
— Не секрет, что ТехноНИКОЛЬ — один из крупнейших производителей минеральной теплоизоляции. Мы предлагаем рынку продукцию высокого качества. За счет чего нам это удалось? Прежде всего мы не скупимся на современное оборудование и технологии. Второе — производственная философия. В этих отношениях мы сравниваем себя с китайскими, корейскими и японскими производителями. Только качество изделий в Хабаровске на порядок выше. Об этом говорит и география экспорта. Ранее мы поставляли продукцию в Канаду, Новую Зеландию, Китай и Сингапур.
— А как насчет цен?
— Цена, опять же, во многом зависит от логистики. Если бы расходы на нее были поменьше, то мы бы никому из них не уступали. Поэтому, если мы хотим снизить издержки, нужно сфокусироваться на развитии погранпереходов и транспортных цепочек в целом.
Демонстрация продукции "Технониколь Дальний Восток". Фото: ИА AmurMedia
— Насколько я знаю, линии производства у вас частично иностранные? В нынешних санкционных условиях у вас есть проблемы с покупкой и заменой комплектующих?
— Да, у нас действительно европейское оборудование, и поэтому сейчас мы пытаемся перестраиваться, ищем замену. В России есть небольшие производства и каким-то не особо технологичным вещам можно найти замену. Также активно прорабатываем Китай. На текущий момент для 60% комплектующих аналоги уже найдены.
— Предприятие испытывает нехватку кадров? Какие сотрудники наиболее востребованы сегодня в отрасли?
— В целом как таковой проблемы с кадрами у нас нет. Текучка в год порядка 4-5%, но для производственного предприятия такого типа это достаточно хороший показатель. Проблемы есть разве что с такими узкими специальностями, как программист по оборудованию. Ощущение такое, что их в регионе нет вовсе. И сейчас мы будем пробовать самостоятельно обучать студентов. Есть договоренности в этом направлении с местными университетами и с владивостокским ДВФУ.
— У вас учебный центр для проведения подобных мероприятий?
— Есть, и это также одно из преимуществ нашей компании. Мы не просто производим стройматериалы, а предлагаем покупателю готовые решения и подробно рассказываем и показываем, как их правильно применять. Ведь больше всего проблем как раз возникает на этом этапе. Например, к нам поступают претензии, а потом выясняется, что все было неправильно смонтировано. Поэтому мы тесно работаем с подрядчиками и показываем им, как эффективно использовать продукцию. По сути мы стремимся к созданию своего рода экосистемы.
— ТехноНИКОЛЬ подала заявку на реализацию проектов в промышленном парке Большой Камень. Как обстоят дела на этом фронте?
— Пока он находится на стадии проектирования, все-таки его реализация запланирована не на этот год и даже не на следующий. Но мы не собираемся от него отказываться, принимаем непосредственное участие в проектировании, так что работа идет своим чередом.
Производство. Фото: ИА AmurMedia
— Ваша компания входит в перечень системообразующих предприятий в России. Вы уже успели воспользоваться мерами господдержки?
— Для нас самая главная преференция — это поддержка строительной отрасли, потому что именно от нее зависит то, будет расти потребительский рынок или нет. У нас есть производственная база, опыт, и мы готовы постоянно наращивать производство.
— А предусмотрены ли для таких предприятий, как ваше, какие-то льготные тарифы? Может у вас есть конкретные пожелания?
— Так как правительство сейчас работает над проектированием дальневосточного строительного кластера, льготы еще не определены до конца. Но мы считаем, что в первую очередь нужно обратить внимание на снижение тарифов на энергоносители. Также стоит довести до конца газификацию Хабаровского края, это станет серьезным подспорьем для развития строительства, и как следствие производства.
— В завершении беседы хотелось бы узнать о планах на будущее. В каком направлении думаете развивать ТехноНИКОЛЬ в Хабаровске? Стоит ли ожидать расширения производства?
— Конечно планируем. Во-первых, займемся модернизацией линии, выпускающей марку "Базалит". Также есть идея открыть производство субстратов для гидропонной технологии выращивания овощей в теплицах, в которых вместо грунта можно использовать каменную вату. У этого направления мы уже видим спрос и экспортный потенциал. Так что планы есть, регион развивается, и мы будем ему всячески в этом содействовать.