Развитие береговой рыбопереработки и сопутствующей инфраструктуры (причальных, складских и холодильных мощностей) даст наибольший социально-экономический эффект для прибрежных регионов Дальнего Востока. Об этом сообщил президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев на совещании по вопросу расширения механизма инвестиционных квот на вылов водных биоресурсов, которое вице-премьер — полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев провел 17 ноября во Владивостоке. По оценке руководителя крупнейшего объединения рыбной отрасли страны, анализ итогов первого этапа программы инвестквот показал, что береговая переработка при кратно меньшем уровне господдержки создает больше рабочих мест (в том числе и в смежных отраслях), генерирует больше налоговых отчислений и сильнее застрахована от ресурсных и рыночных рисков рыболовства, чем немногочисленные проекты строительства крупнотоннажных судов-процессоров, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на информацию сайта ВАРПЭ.
В своем выступлении на совещании 17 ноября президент ВАРПЭ подчеркнул, что рыбная отрасль оказывает существенное влияние на социально-экономическое положение прибрежных регионов РФ. По оценке руководителя крупнейшего объединения рыбопромышленников страны, при формировании концепции второго этапа программы инвестиционных квот — особенно в части распределения лимитов, планируемых к выделению под строительство новых судов и создание береговых рыбоперерабатывающих комплексов — необходимы четко понимать, какой эффект от реализации судовых и береговых инвестиционных проектов получат "рыбацкие" субъекты федерации.
Герман Зверев поделился с правительственным изданием своим видением эффективного использования рыбных богатств России
Как отметил Герман Зверев, первый этап программы инвестквот уже показал на Дальнем Востоке, что предоставление промысловых лимитов под строительство береговых заводов оказалось более эффективным в социально-экономическом аспекте: в регионах ДФО уже построены 11 рыбзаводов, которые за неполные 2 года переработали почти 300 тысяч тонн сырца, при этом создано 2 590 рабочих мест.
"Итоги первого этапа для рыбопромыслового флота подводить пока рано: на рыбопромысловых судах еще предстоит создать к 2025 году 1 835 рабочих мест, но ни одно крупнотоннажное судно из заявленных в рамках инвестквот до сих пор не вышло на промысел на Дальнем Востоке", — констатировал Зверев.
Таким образом, в рамках первого этапа программы береговая переработка получила в шесть раз меньшее промысловых лимитов, чем получат в итоге рыбопромысловые суда, при этом она создала в полтора раза больше рабочих мест, отметил президент ВАРПЭ, напомнив, что в за последние годы на Дальнем Востока сформировалась негативная тенденция — сокращается занятость населения как раз в рыбной отрасли (с 2014 года — с 57 тысяч до 52 тысяч).
"Поэтому мы поддерживаем предложение Росрыболовства на втором этапе выделить 10% ОДУ минтая и сельди на строительство береговых заводов, начиная с 2023 года, а второй этап для судостроения начинать не ранее 2026 года, когда будут построены все заявленные на первом этапе суда. В таком случае береговые комплексы — с холодильниками, с причальной инфраструктурой — создадут к 2025 году 3 840 новых рабочих мест (для сравнения — десять крупнотоннажных рыбопромысловых судов создают 1 120 рабочих мест)", — заявил Герман Зверев.
Президент ВАРПЭ также обратил внимание участников совещания и вице-премьера — полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева на ряд объективных преимуществ, которые дает развитие береговой переработки на Дальнем Востоке для государства в целом и прибрежных регионов в частности.
Береговые заводы — универсальны, то есть способны перерабатывать практически все промысловые виды рыбы, тогда как крупнотоннажные суда-процессоры приспособлены на выпуск продукции только из единичных видов, например, из минтая и сельди. В силу этих обстоятельств береговая рыбопереработка куда лучше защищена от рисков колебания запасов отдельных видов рыбы, а также — от колебаний цен на ту или иную рыбопродукцию (в том числе и вызванных, например, резким увеличением выпуска филе минтая, подо что как раз и "заточены" проекты супертраулеров-процессоров).
"Вклад береговых заводов в бюджетную обеспеченность регионов также существенно выше: фонд оплаты труда создаваемых в ходе второго этапа инвестиционных квот береговых перерабатывающих комплексов составит 5,9 млрд рублей (отчисления в региональные и местные бюджеты и региональные отделения социальных фондов — около 2,5 млрд рублей ежегодно), вклад десяти крупных рыбопромысловых судов — 2,2 млрд рублей (отчисления в региональные и местные бюджеты и региональные отделения социальных фондов — 0,9 млрд. рублей)", — продолжил Зверев.
Президент ВАРПЭ также отметил, что развитие береговых заводов естественным образом генерирует спрос на развитие мало— и среднетоннажного флота, а значит — и на услуги судоремонта на верфях Дальнего Востока. Крупнотоннажные же суда, констатировал докладчик, в ближайшие 10-15 лет смогут ремонтироваться только за рубежом, и, таким образом, способствовать развитию судоремонта в ДФО не будут.
От ИА PrimaMedia напомним, что Всероссийская ассоциация рыбопромышленников в диалоге с органами власти — регуляторами рыбной отрасли последовательно защищает интересы не только непосредственно отраслевых предприятий, но и "рыбацких" регионов РФ. В ходе обсуждения важного для всей отрасли законопроекта "О внесении изменений в главу 25-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающего повышение ставок сборов за вылов водных биоресурсов, ВАРПЭ защищает позицию, согласно которой 15%-ной льготой при уплате ставок должны пользоваться рыболовецкие колхозы и артели, а применение этой льготы для градо— и посёлкообразующих предприятий рыбной отрасли должно быть бессрочным.
Отметим также, что Всероссийская ассоциация рыбопромышленников и ее руководитель Герман Зверев с 2018 года выступают за необходимость повышения ставок сборов за пользование водными биоресурсами, размер которых остается неизменным с 2004 года. Как подчеркивал ранее Герман Зверев, фискальная нагрузка на предприятия отрасли после повышения ставок вырастет на 20%, однако из 14 млрд рублей, которые дополнительно поступят в консолидированный бюджет, 11 млрд поступят в региональные бюджеты и послужат существенной поддержкой для прибрежных регионов.