По предварительным данным, открывший 20 сентября стрельбу в Пермском университете 18-летний парень законно владел оружием, а о своих действиях он написал в соцсетях. Аудитория посвящённых скулшутингу (вооружённым нападениям на учебные заведения) пабликов в Интернете составляет около миллиона человек, и если не остановить распространение этой информации, подобные трагедии могут повториться, считают опрошенные "Парламентской газетой" эксперты.
Медосмотр — не панацея
По данным Следкома, 20 сентября студент, находясь на территории одного из корпусов Пермского государственного национального исследовательского университета, открыл стрельбу по окружающим. В результате восемь человек погибли, несколько пострадали. Личность подозреваемого установлена, при задержании он был ранен. Следствие собирает характеризующие материалы о нём.
Ряд СМИ опубликовали информацию о том, что 18-летний первокурсник описал готовящееся нападение в соцсетях, в том числе, рассказал, где взял оружие. "Устроивший стрельбу в Пермском университете являлся владельцем зарегистрированного охотничьего оружия — гладкоствольной винтовки "HUGLU" калибра 12/76. Срок действия его разрешения истекал только в мае 2026 года", — сообщил в своём Telegram-канале председатель Комитета по информационной политике, информтехнологиям и связи в Госдуме VII созыва Александр Хинштейн.
Ранее депутат стал инициатором закона, ужесточающего правила медосмотра для получения оружия, однако, как отметил Хинштейн, пермский стрелок оформил разрешение ещё до вступления в силу новых норм. В то же время, парламентарий признал, что проведение медосвидетельствования только в государственных учреждениях и включение в его программу химико-токсикологического исследования и психологического тестирования не является панацеей.
"Сам преступник писал в соцсетях, что выявить его реальные замыслы врачи не смогли и вряд ли смогут, т.к. он научился мастерски их скрывать, — написал Хинштейн. — Это значит, что новой Госдуме предстоит продолжить системную работу над совершенствованием оружейного законодательства".
Колумбайнеров хотят приравнять к террористам
Ряд инициатив, ужесточающих процесс получения и владения оружием, был принят несколько месяцев назад в связи с трагедией в Казани. Там 19-летний подозреваемый расстрелял детей и работников школы, где ранее учился. Огнестрелом он также владел на законных основаниях.
Поправки в законодательство ужесточили ответственность за незаконный оборот оружия и нарушение правил его хранения, в том числе за утерю, а также за переделку стволов. Строже стали наказывать за распространение в Интернете информации об изготовлении взрывчатки, а также за опасное применение пиротехники. Появилось больше поводов изъять огнестрел, например, лицензию могут аннулировать за ношение оружия в пьяном виде.
Возраст приобретения охотничьего и огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны повысили с 18 лет до 21 года. Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Алексей Пушков считает, что эта норма требует доработки. "Закон оставил слишком много исключений. Например, с 18 лет даётся право на получение лицензии на приобретение огнестрельного оружия для занятий спортом. Насколько это оправдано? 18 лет — слишком незрелый возраст", — написал сенатор в своём Telegram-канале.
Читайте также:
В Пермском госуниверситете неизвестный открыл стрельбу, есть погибшие
Стрельба в школе в Казани. 8 погибших, 20 пострадавших
В Хабаровске студент планировал массовое убийство в школе
Годовщина со дня нападения неонациста на здание Управления ФСБ в Хабаровске
В Лиге безопасного Интернета отметили, что новые нормы никак не затронули блогосферу и соцсети, через которые распространяется деструктивный контент. "Нужно признать деструктивное движение колумбайн* террористическим сообществом — это дало бы правоохранительным органам дополнительные возможности по борьбе с такими сообществами и их создателями", — сказала "Парламентской газете" директор организации, член Общественной палаты РФ Екатерина Мизулина.
По оценке Лиги, число подписчиков групп, посвящённых расстрелам в учебных заведениях, составляет порядка одного миллиона подростков и постоянно растёт. "В соцсетях гигантское количество информации о скулшутинге", — констатировала общественница.
В думском Комитете по безопасности и противодействию коррупции призвали обратить пристальное внимание на охрану учебных заведений. После трагедии в Казани существенных изменений в этой сфере не произошло, констатировал зампред Комитета в Госдуме VII созыва Анатолий Выборный.
"Профстандарт "Работник по обеспечению охраны образовательных организаций" принят ещё в 2015 году, но он по-прежнему является факультативным — в школы приходят люди с улицы, не обладающие достаточными навыками действий в различных ситуациях", — отметил Выборный.
Современный специалист по безопасности — не просто охранник, пусть даже имеющий лицензию и вооружённый, считает депутат. Он должен обладать специальными знаниями, в том числе профайлингом, то есть методами оценки и прогнозирования поведения человека на основе внешних признаков.
К обеспечению безопасности учебных заведений нужно подойти комплексно, в том числе обсудить стоимость содержания одного поста охраны в школе или вузе, сказал Анатолий Выборный. На таких постах должны применяться все современные технологии — от использования турникетов и металлоискателей до видеонаблюдения с возможностью распознавания лиц.