Знаменитая триада Хабаровска: Утес, монументальная стела с графом Муравьевым-Амурским на вершине и памятник Ерофею Хабарову у железнодорожного вокзала — первое, что называет директор Дальневосточного художественного музея Валентина Запорожская, отвечая на вопрос о региональном бренде. Но за удачными фотографиями скрывается совсем иная реальность. Что на самом деле, а не на картинках, должно стать брендом края, директор музея рассказала ИА AmurMedia.
Идея директора музея, которая должна сделать Хабаровский край местом притяжения поистине культурных туристов — масштабные культурологические события. Чтобы край ассоциировался не со стихийными митингами и оттоком населения, а фестивалями, ради которых стоит пролететь несколько часов на самолете через половину, а то и всю страну.
— Раз уж дальневосточный регион исторически оказался приютом для крупных конгломераций представителей различных национальностей, было бы верным дать им возможность чувствовать себя здесь дома в полной мере и привлекать к своей культуре соседей по планете, — продолжает директор ДВХМ.
По аналогии с чайна-тауном в центре Сан-Франциско, директор музея предлагает строить в Хабаровске корейские, японские, таджикские и другие моноэтнические улицы, которые составят общий узор нашего мультикультурного региона.
— Это будет не захват территорий, а отражение разнообразия населения края, которое подкрепит ощущение собственной ценности и у представителей живущих здесь народов, и привлечет интерес приезжих, — уверена Валентина Запорожская.
Набившие оскомину разговоры о туризме в Хабаровском крае объективно остаются "в пользу бедных". Вернее, наоборот. Например, городская экскурсия займет от силы день, а дальше здесь смотреть и делать нечего, кроме как в редкие дни массовых мероприятий, несколько раз в год. А за пределы краевой столицы, считает Валентина Запорожская, и вовсе ехать не стоит.
— Во всяком случае, приезжим туристам, которые уже знают, что такое сервис и инфраструктура. Иначе вместо гордости можно ощутить позор за свою малую родину и отношение к ее ценностям. Да, много говорят о великолепии Шантарского архипелага. Но для того, чтобы оказаться среди голых скал без вменяемого турсервиса, придется заплатить больше, чем за курорт на другом конце континента, и подавляющее большинство даже местных жителей никогда там не побывают, — аргументирует свою позицию директор ДВХМ.
Однако, все эти вопросы решаемы — если от слов все-таки однажды перейти к делам. Директор крупнейшего в восточной половине страны художественного музея с сожалением и откровенной надеждой перечисляет состояние культурных символов Хабаровска и края.
— Утёс и памятник Хабарову находятся в ужасающем состоянии, требуют ремонта, укрепления, немедленного внимания, иначе скоро рухнут. В Сикачи-Алян приезжают смотреть древние петроглифы, а видят первым делом совершенно убогое состояние поселка. Хотя можно сделать очень красиво, удобно для местных жителей и туристов — дороги, кафе, даже местными силами, — считает Валентина Запорожская.
Дальневосточный художественный музей находится на сопке, откуда открывается роскошный вид на Амур. Но река уже много лет не радует директора музея — своей тишиной. За многие годы Валентина Александровна увидела, как изменился Амур и что необходимо исправить.
— Амур одна из крупнейших рек России и безусловно является символом, брендом Хабаровского края. Но уже много лет она производит "мертвое" впечатление. Все лето провела в кабинете с открытым окном, и по несколько дней подряд не видела ни одного судна, тогда как раньше корабли шли постоянно. У нас два крупных судостроительных завода, а река "стоит". На китайской стороне Сунгари намного мельче, но там прохода нет от лодок, катеров, кораблей... Необходимо оживлять Амур, — заключила Валентина Запорожская.
Попытки создания бренда Хабаровского края, который не только представлял бы его вне региона, но и стал символом территории для самих жителей, предпринимались неоднократно. Главной проблемой всегда оставалось отсутствие проработанной идеологии — единой концепции, в рамках которой регион и его развитие выглядели бы органично. Что же должно стать ключевым месседжем или идеей, способной объединить столь обширный регион? Как можно и нужно создавать бренд Хабаровского края? Какое влияние он окажет на благополучие жителей?
Предприниматели, общественные деятели, ученые, журналисты обсуждают, как оздоровить социальное самочувствие земляков через правильно сформулированную идеологию.