Хабаровский край 5 июля. "Этот день в истории"
5 июля 1963 года в паровозное депо станции Хабаровск-2 прибыл первый тепловоз ТЭ3-4760. Это стало отправной точкой в переводе Хабаровского отделения железной дороги на тепловую тягу. В связи с переходом на новый вид тяги были удлинены тяговые плечи, а в 1965 году организован ремонт тепловозов в Хабаровском локомотивном депо. В этом же году тепловозы пошли по кольцу Хабаровск — Бикин — Архара — Хабаровск.
Тепловозы первой серии проработали на полигоне Дальневосточной железной дороги порядка десяти лет. Всего за все время на территории все страны было выпущено 6,8 тысяч локомотивов данной серии. Первые опытные ТЭЗ были сделаны на Харьковском заводе транспортного машиностроения в 1953 году, и уже спустя три года начался их крупносерийный выпуск. Дополнительно их стали производить также в Коломенском Ворошиловградском (Луганский) заводах.
Постепенно знаменитые ТЭЗ уступили место мощным тепловозам серии 2ТЭ10Л в грузовом движении и М62 — в пассажирском. Это произошло в 1974 году. С электрофикацией железнодорожной инфраструктуры тепловозы постепенно стали выводиться из эксплуатации.