Если выборы — это бизнес, то с недавних пор выборы в Хабаровском крае — бизнес венчурный, в котором цена риска, вместо десятков и даже сотен миллионов, измеряется в возможном количестве людей на улицах при наиболее неблагоприятном варианте. О том, сколько разноцветных купюр кандидатам в Госдуму и на пост губернатора края придется отсчитать в преддверии сентября, а также чем уникальна предстоящая кампания, корр. ИА AmurMedia обсудил с политологами и политтехнологами.
В сентябре 2021 года в Хабаровском крае пройдут досрочные выборы губернатора, которые обещают быть чуть ли не главным событием избирательного цикла на Дальнем Востоке, и куда менее эпатажные, но все же напряженные выборы депутатов в Госдуму. Между тем, борьба за раскрученных политтехнологов уже началась.
Участники круглого стола ИА PrimaMedia сделали первое предвыборное обещание — скучно не будет ни кандидатам, ни избирателям
— Сама избирательная кампания состоит из блоков. Первый — это исследования. То есть для того, чтобы выяснить, какие у кандидата стартовые позиции, необходимо понять, есть ли антирейтинг, и каковы ожидания избирателей. На втором этапе уже развешиваются лица. Речь идет о баннерах, социальных сетях, телевидении, радио и так далее. Это оплачивается из избирательного фонда. При этом первый, полевой этап проводится систематически. Мы замеряем начальную стадию, смотрим работу по рекламе и еще раз делаем замеры. После этого идут разного рода мобилизационные вещи — некоторые устраивают концерты и так далее. В сумму включается сопровождающая на всех этапах работа штаба и в некоторых случаях, если речь идет о думе, идут дополнительные, неофициальные вложения, — говорит доктор социологических наук Григорий Говорухин.
Это удовольствие, по самым скромным оценкам экспертов, обойдется в 3-4 миллиона рублей, при том, что кандидат "ногами ходит и расклеивает листовки, на своей машине ездит в районы". Но в таком случае, гарантий никто не даст, иначе говоря, ничего личного, просто бизнес. А вот оценивать "потолок" в вопросе растраты избирательных фондов политологи не берутся, лишь отмечают, что речь идет о "космических" сотнях миллионов.
— Если я назову вслух сумму, которая потребуется для обеспечения победы, такой логически просчитанный вариант, то избиратель ужаснется. Нужно понимать, что это дорогое удовольствие. Суммы исчисляются в сотнях миллионов, — заявляет политический консультант Даниил Ермилов.
Все зависит от толщины кошелька и аппетитов политтехнологов, отмечают многие эксперты. "Мои коллеги в Иркутске вообще использовали маленькие аэропланчики, чтобы забрасывать город листовками. Причем делали они это в день голосования, что совершенно незаконно. Поэтому максимальный потолок очень высокий", — рассказывает Григорий Говорухин
Цена мандата
Обе предстоящие кампании имеют принципиальные отличия в подсчете их стоимости. Если речь идет о гонке за мандаты депутатов Госдумы, то здесь даже существуют определенные формулы, по которым можно рассчитать приблизительные суммы. Например, один доллар на одного избирателя. Так, в округе в 50 тысяч человек, придется отдать 50 тысяч долларов, плюс расходы на обеспечение работы штаба.
— На прошлой кампании в думу было так: десятка за десятку. Десять миллионов "зеленых рублей" за место в первой десятке, либо проходное место в региональном списке на одномандатном округе. Делится количество мест и потраченные деньги. Это формула 2016 года. До этого суммы шли по нарастающей — пять, потом десять. Но меньше они точно не станут, — объясняет директор "Экспертно-аналитического центра "ДВ-РЕГИОН", политолог, профессор, кандидат исторических наук Евгений Чадаев.
Заседание Госдумы. Фото: duma.gov.ru
В текущей ситуации, отмечает Даниил Ермилов, "нормальная" кампания обойдется в 100 миллионов. Сумма при этом снижается в случае, если кандидат уже обладает определенной узнаваемостью — он добьется эффекта с наименьшими затратами. При этом, оценить максимальные суммы эксперты не берутся — многое уходит в черную. В тени оказываются деньги, потраченные, например, на вход в кампанию.
— Вход в кампанию со стороны некоторых партий мог для кандидата стоить определенных денег, — отмечает Григорий Говорухин. — Это достаточно распространенное явление и речь здесь идет о квотах. Обычно говорят: столько человек должно быть от предпринимательства, столько — от учителей, врачей и так далее. Фактически предприниматели на своих плечах вытаскивают не только себя, но и избирательную кампанию так называемой команды.
По словам руководителя политической экспертной группы, автора Индекса избираемости глав субъектов РФ Константина Калачева, черные расходы в целом довольно условно можно оценить в "два избирательных фонда, но только в чемоданах".
Цена губернаторского кресла
В предстоящих выборах губернатора Хабаровского края куда меньше математики. Просчитать даже приблизительные бюджеты довольно сложно.
— Дело в том, что определяющую роль здесь играют не сколько деньги, сколько личные качества кандидата и общественный настрой. На предыдущих выборах вопрос стоял не сколько за Фургала, сколько против Шпорта. Это и сработало. ЛДПР даже не нужно было вкладывать деньги — антирейтинг противника сделал свое дело, — убежден Евгений Чадаев.
Прогнозы в отношении кампании за кресло главы региона эксперты в целом делают общими штрихами — пока в этом уравнении слишком много неизвестных. Одна константа в суждениях политологов все же появилась после одной встречи в Кремле — речь идет об участии в выборах Михаила Дегтярева. Однако, по словам Константина Калачева, характер затрат врио на избирательную кампанию будет сильно отличаться от конкурентов.
Встреча Владимира Путина с Михаилом Дегтярёвым. Фото: Пресс-служба Кремля
— Все затраты на рекламную кампанию Дегтярева будут бессмысленными, если реально люди не увидят, что, оказывается, с ним жить то лучше, чем с Фургалом. Но это уже совершенно другие деньги. Это не миллионы, это уже миллиарды, и не выборный фонд, а помощь федерального центра краю. Здесь идет речь о социальных программах, благодаря которым жители Хабаровского края почувствуют реальную заботу. Это уже совсем другие деньги. Это не на баннеры, не на плакаты, не на буклеты. Это реальные миллиарды, которые можно было бы использовать для того, чтобы потенциальный избиратель был замотивирован, — заявляет эксперт.
Текущий статус Михаила Дегтярева при этом раздует бюджеты остальных кандидатов — им придется "прокладывать лыжню с нуля".
— У врио сейчас в руках административный ресурс, который он может использовать, чтобы информировать население о том, чем он занимается, формировать отношение к себе. То есть ему проще. Новому кандидату придется заново прокладывать эту лыжню, — убежден Даниил Ермилов.
Стоит ли оно того?
Называя "космические", пусть и в общих чертах, цифры, большинство экспертов добавляют: определяющую роль на Выборах-2021 сыграют далеко не бюджеты.
— Я думаю, в большей мере сыграет опыт 2018 года. Электорат Хабаровского края уважает себя, не любит ложь, заигрывания, он сам по себе. Люди поверили, что
от их голоса зависит многое. Тут никакие уговоры не помогут. Пойдут за теми, кто по нраву. Электорат в крае — уникальный, — зявляет Евгений Чадаев.
Об уникальности ситуации говорит и Константин Колачев:
— На самом деле, Хабаровский край в этом смысле очень интересная территория, потому что тут важно "капитал приобрести и невинность соблюсти". То есть с одной стороны обеспечить победу правильным в кавычках кандидатам, а с другой — не создать "хабаровскую Болотную 2.0", чтобы люди не вышли на улицу протестовать против тех результатов, которые будут объявлены. Вы в этом смысле уникальная территория, где власти поставлены в тупик. Вроде как протест сошел на "нет", все улеглось, и люди больше не выходят, но можно же и самим создать новый триггер для протестов, если объявленные результаты будут расходиться с мнением людей о том, какими они должны быть. Это будет главной проблемой, а отнюдь не бюджет кампании.