Топливный кризис, пронесшийся по Хабаровскому краю и зацепвший ряд соседних субъектов ДФО, поставил в тупик владельцев АЗС, и вызвал недовольство у жителей нескольких районов края, которые больше недели не могли заправить свои автомобили. Выяснилось, причем на практике, что новая схема поставок бензина с нефтеперерабатывающих предприятий может оказаться не только малоэффективной и вызывать увеличение розничной цены, но и стать причиной дефицита топлива в отдаленных и труднодоступных районах. Чем доставлять бензин — автомобильным или железнодорожным транспортом? Как избежать повышения цены за литр на АЗС и не допустить дефицита топлива на северных территориях? Эти и не только вопросы обсудили эксперты в ходе встречи Делового клуба AmurMedia.
В селах Циммермановка, Сусанино, Булава местные АЗС до сих пор обслуживают только спецтранспорт, для населения бензина нет. На прошлой неделе "сухими" стояли заправки в Советской Гавани и Ванинском районе. А основная причина сложившейся ситуации — изменение правил отгрузки горючего для независимых поставщиков. Конечно, после отправки цистерн с топливом в восточные территории, проблема частично решилась, а вопросы, как заявил в ходе онлайн-трансляции модератор Делового клуба, главный редактор, кандидат социологических наук ИА AmurMedia Евгений Никитенко остались. Независимые поставщики, которые самостоятельно бензовозами покупали топливо на Комсомольском НПЗ, теперь вынуждены играть на бирже. С середины января этого года купить бензин для заправки своих АЗС предприниматели могут только на электронной площадке.
Глава Советско-Гаванского муниципального района Юрий Бухряков рассказал, что в населенных пунктах горючее в розницу продают только независимые поставщики, АЗС крупных компаний в районах нет, хотя предложения по строительству заправочных станций крупным игрокам неоднократно поступали:
— Мне неважно, кто будет продавать здесь бензин в розницу. Главное, чтобы он был, и был по приемлемым ценам. Стоимость АИ-92, АИ-95 в муниципальных районах на семь рублей выше, чем в Хабаровске. И если сегодня с рынка выживают независимых поставщиков, которые работают на грани рентабельности, тогда пусть крупные компании обеспечивают здесь свое присутствие, и делают цены такие же, как Хабаровске, — заявил Юрий Бухряков.
Покупая топливо на бирже по договору, предпринимателям приходится ждать поставок по 30-45 дней. Для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу заправочных станций, как отметил владелец АЗС Павел Марченко, независимым трейдерам нужно иметь запас горючего или в противном случае — возможность оперативно купить его у крупных поставщиков, которые само самой накрутят свою маржу на бензин.
— Цена на бирже все время меняется. Так, 12 февраля, топливо на электронной площадке можно было забрать и цистернами, и бензовозам, но стоимость самовывоза была выше на шесть тысяч рублей за тонну. Мне придется дополнительные затраты учитывать при реализации бензина в розницу. А еще горючее надо доставить до заправки. Если посмотреть биржевые торги, которые проходили в конце прошлого года, то разница цены между самовывозом и отправкой цистернами была всего 100 рублей. А с новыми цифрами... Считаю, что расхождение стоимости не должно быть высоким. Сразу же начнутся проверки УФАС, прокуратуры, да меня автомобилисты не поймут: кирпичами закидают, — рассказал владелец АЗС в Советско-Гаванском муниципальном районе Павел Марченко.
Для того, чтобы не допустить ситуацию с топливным вакуумом в будущем, по прозвучащему во время видеоконференции мнению, необходимо, чтобы Хабаровский нефтеперерабатывающий завод начал работать с независимыми поставщиками. В настоящее время предприятие отказывает предпринимателям в услугах самовывоза горючего. В случае форс-мажора на Комсомольском НПЗ, владельцам АЗС отдаленных от краевого центра, придется завозить топливо из Иркутска и Ангарска цистернами по железной дороге.
— Правительство Хабаровского сейчас прорабатывает вопрос о снижении железнодорожных тарифов для провоза нефтепродуктов. Это создаст конкуренцию: поставщики смогут выбирать откуда им выгодней завозить топливо с комсомольского НПЗ или заводов Сибири. Кроме это, необходимо, чтобы Хабаровское нефтеперерабатывающее предприятие возобновило продажу бензина мелким оптом, — заявил заведующий сектором топливной инфраструктуры комитета правительства Хабаровского края по развитию топливно-энергетического комплекса Евгений Николаенко.
Добраться же до северных территорий края можно только по воде или автотранспортом, как, например, в Ульчский или Николаевский-на-Амуре районе.
— У нас в Ульчском районе проблема такая же, как и в Советской Гавани. Крупных компаний таких как Роснефть, ННК — нет. Бензин на заправках реализуется по 60 рублей за литр. При этом полностью ликвидировать дефицит горючего в районе мы сможем только к концу следующей недели. На данный момент нашим коммерсантам удалось купить на бирже 300 тонн горючего, — добавил Денис Куреня, заместитель главы администрации Ульчского муниципального района.
Кроме этого, из-за новых правил с приобретением топлива на бирже, без работы остались десятки человек, бензовозы вынуждены простаивать, так как отгрузка горючего с заводов ведется только в цистерны. И как заявил заведующий сектором по развитию топливно-энергетического комплекса правительства Хабаровского края Евгений Николаенко на разброс цен, когда стоимость бензина на одном и том же заводе в цистерне стоит дешевле, чем в бензовозе, власти региона повлиять сегодня попросту не могут. Как и заставить крупных игроков развивать свои сети автозаправок в отдаленных от Хабаровска населенных пунктах.
— В 2018 году компания "Роснефть" построила свою АЗС в поселке Эльбан. Сейчас решается вопрос о возведении станции в Нанайском районе. Но это территории, которые приближены к крупным населенным пунктам, в отдаленных селах и в поселках потребности в топливе закрывают только независимые операторы, — добавил Евгений Николаенко.
По итогам дискуссии выяснилось, что по большому счету, несмотря на то, что топливом отдаленные районы края обеспечивают "малыши" — небольшие нефтетрейдеры, и выходит, что решение проблемы топливной безопасности региона находится в руках крупных игроков нефтяного бизнеса и отчасти зависит от федеральной власти, как, например в вопросе с ж/д тарифами на перевозку горючего. И пока автобочка бензина будет стоить значительно дороже железнодорожной цистерны, диспаритет цен в Хабаровском крае продолжит сохраняться.
— Расскажи мне кто про это до кризиса, с трудом бы поверил, а теперь ситуация перед глазами: крупные игроки в отдаленные районы заходить не хотят, потому что там на рентабельность выйти ой как сложно, а "малыши" целиком зависящие от них, берущие на себя обязательства по обеспечению всего района бензином, в случае любых кризисов и сбоев поставок остаются крайними. Сменилась схема поставки, что ж думайте как выходить из положения, закупайтесь впрок и надейтесь, что приедет вовремя... неудобно, что нельзя самовывозом забрать топливо, если новая партия, купленная на бирже еще не пришла — опять же твои проблемы, — заявил в заключение мероприятия модератор Делового клуба Евгений Никитенко. — И ведь самое грустное, что не один, и не два представителя отрасли мне говорили, что в таких условиях подумывают о том, чтобы попросту закрыть бизнес. Только вот если они его закроют, то районы останутся без бензина вовсе, потому что иная схема поставок элементарно не предусмотрена. А потому остается надеяться, что либо удастся каким-либо образом договориться если не о возвращении старой схемы поставок, то хотя бы о каких-то объемах предоставляемых нефтезаводами "малышам" для самовывоза. Иначе...Иначе мы попросту не сможем исключить возможности повторения истории с топливным коллапсом, хоть и в меньших масштабах.
Полная версия онлайн-встречи — в видео. Видеозапись прошедших онлайн-мероприятий проекта "Деловой клуб AmurMedia" и текстовые публикации можно найти, перейдя по ссылке.