Топливный кризис четко показал одно — Хабаровский край должен разработать дополнительные инструменты топливной безопасности. Как отметил сегодня врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев, "кризис показал нам недоработки ответственных за это направление служб. Выводы сделаны, впредь постараемся избежать подобного". К схожему мнению пришли и эксперты, в ходе онлайн-встречи "Делового клуба" AmurMedia, они подчеркнули, что бороться необходимо не последствиями коллапса, который накрыл АЗС региона, а с допустившими его причинами. Тем более, что и сейчас, спустя несколько дней после восстановления работы ХНПЗ, край до сих пор полностью не оправился от пресловутой "накладки".
Безусловно, виновников и причины топливного кризиса, который почти на три недели вывел из строя многие АЗС Хабаровского края и аукнулся на территории всего Дальнего Востока, должны установить контролирующие органы. В тоже время, речь идет о глобальной системной проблеме в топливной отрасли, которая касается в первую очередь крупных нефтяных корпораций. Ведь как показала практика и печальный опыт хабаровчан, когда у них происходят сбои с производством продукта они тянут за собой более мелкие предприятия и развязывают руки рядовым спекулянтам.
Поэтому, считают эксперты, сегодня перед надзорными органами стоит задача не найти мальчика для битья, а провести тщательную и точечную, а главное объективную проверку, чтобы в будущем подобные коллапсы были априори невозможны.
Кроме этого необходимо дать оценку действиям руководства хабаровского НПЗ, на тот момент, когда маховик топливного кризиса только набирал обороты. Тогда будет ясно кого и за что стоит наказать, потому что, как выяснилось, подорожание бензина и его исчезновение на заправках в основном произошли по вполне объяснимым причинам:
— Вы же понимаете, что в районах, куда крупные корпорации попросту не заходят ввиду низкой экономической отдачи от работы там, работают только независимые нефтетрейдеры? И в условиях полного отсутствия информации о датах новых поставок топлива им пришлось фактически регулировать рынок самостоятельно. Ведь не в Хабаровске мы услышали о том, что на АЗС начали ограничивать налив топлива по 50 литров на руки, а из районов. Потому что не сделай АЗС этого вовремя они бы "обсохли" намного раньше. То же касается и повышения цен... я с этими нефтетрейдерами несколько дней общаюсь без перерыва — не подними они на пару рублей ценник в городах, вынужденно снизив спрос, чтобы автолюбители закупались у крупных компаний, "обсохли" бы еще в явнваре. А персонал, рабочие места, заправку спецтехники в конце концов, кто бы на себя взял? — задавался вопросом в минувший четверг модератор "Делового клуба" кандидат социологических наук, главный редактор ИА AmurMedia Евгений Никитенко. — Да и это, как показывает практика, помогло лишь оттянуть неизбежное. В Совесткой Гавани и Ванино независимые трейдеры уже несколько дней пустые стоят и заливают только скорую, да пожарных. Да и то на остатках топлива. Нового то нет.
Экспертную оценку ситуации дал и представитель правительства Хабаровского края:
— В части повышения стоимости… давайте так. Государством не регулируется стоимость нефтепродуктов, стоимость определяется по результатам биржевых торгов. Сегодня на бирже, в сравнении с декабрем 2020 года, биржевая стоимость бензина возросла на 18-20%. Вот основная причина подорожания стоимости на АЗС, — объяснил в беседе с главным редактором информагентства заведующий сектором топливной инфраструктуры комитета правительства Хабаровского края по ТЭК Евгений Николаенко.
А учитывая, что независимые компании сейчас закупают толпиво на бирже, по биржевым ценам, плюс логистика, плюс им еще нужно заложить операционные расходы, чтобы как-то выжить. Даже на минимальную рентабельность, те у кого кончились старые запасы, приобретенные по низким ценам, вынуждены были поднять стоимость. Поэтому ФАС проведет проверку и даст оценку правомочности, экономической обоснованности увеличения стоимости.
— подчеркнул чиновник.
Экономисты смотрят на происходящее более глобально, видя проблему в несовершенстве самих винтиков топливной отрасли. Ведь очевидно, что сбой только одного завода по переработке нефти не должен был обрушить всю отрасль как карточный домик. Поэтому не стоит делать ставку только на производства крупного предприятия и надеяться на его бесперебойную работу. В целом это суть системной проблемы, не говоря уже о сопутствующих пробелах, которых может быть несколько. Об этом рассказал председатель ученого совета Дальневосточной народной академии наук, доктор экономических наук, профессор Вадим Заусаев во время онлайн-конференции Делового клуба ИА AmurMedia.
Действительно, не стоит забывать, что дефицит топлива — не только следствие глобальных проблем, но и причина появления новых — уже региональных. Топливный кризис коснулся практически всех сфер экономики кроме, разве что, жилищно-хозяйственного сектора. Особенно пострадала таксомоторная отрасль, работники которой простаивали в очередях к бензоколонкам, вместо того, чтобы зарабатывать себе на хлеб.
В разгар кризиса таксисты были вынуждены взвинтить цены на пассажирские перевозки в два раза. После того как топливный коллапс миновал они себе в убыток вернули цены на прежний уровень.
В сухом остатке, компаниям-перевозчикам и обычным гражданам по большому счету все равно, кто будет в ответе за случившийся в регионе бардак на АЗС, люди должны знать, что власти сделали работу над ошибками и усовершенствовали инструменты топливной безопасности, считает председатель Дальневосточной ассоциации такси Александр Садков.
— Надо сделать все необходимое, чтобы топливная лихорадка вновь не накрыла наш край. Мне лично не важно, кто допустил повышение цен на бензин и развязал ситуацию в целом. Но то, что виновник всего этого должен быть наказан это однозначно, — заявил Александр Садков.
И как бы просто это ни звучало, мысль верна на 100% — населению все равно кто виноват в кризисе, главное для нас, чтобы кризиса не было в принципе. В тоже время суровая правда жизни наглядно продемонстрировала, что в топливной стратегии есть целый ряд недоработок, которые приводят к существенным сбоям в отрасли. Например, из-за уже упомянутых выше сбоев в поставках и увеличении цен на бирже, сейчас "сухими" до сих пор стоят заправки в Советской Гавани, Ванино и в населенном пункте Ульчского района. Бензин в эти области привозится цистернами и его хватает лишь для заправки спецтехники и школьных автобусов. Населению на бензоколонках продают лишь по 50 литров в одни руки и не более. Населению, понятное дело, эта картина не нравится, тем более ситуация как-то не вяжется с телевизионными заявлениями о стабильной нефтяной стране с большими запасами природных ресурсов.
Есть мнение, что проблему можно решить хоть и спорным, но безусловно логичным решением: застроить регионы масштабными топливными хранилищами, которые бы выступили в роли палочки-выручалочки во время перебоев с поставкой бензина. Такую мысль озвучил в прошлый четверг в ходе встречи "Делового клуба" кандидат экономических наук, доцент Хабаровского государственного университета экономики и права Владимир Норин.
Строительство хранилищ для горючего не только работало бы, как инструмент топливной безопасности, но и могло бы в итоге поддерживать малых предпринимателей. Ведь при проблемах у крупных производителей, у которых малый бизнес закупает бензин, можно было бы продавать его им напрямую без посредников прям из хранилища
— заявил на онлайн-конференции Владимир Норин.
Тем временем правительство Хабаровского края не торопится давать оценку произошедшему и очень аккуратно делает заявления относительно виновников топливного кризиса. Как бы то ни было проблемы в топливной отрасли очевидны, вопрос как регион будет их решать. Видимо без участия контролирующих органов вырулить не получится. Главное, чтобы надзорные проверки прошли как можно более безболезненно и без перегибов и была дана оценка текущей ситуации, когда рынок, по сути держится лишь на паре крупных компаний, от которых не только напрямую зависят более мелкие, но и все население региона.