В интервью ИА AmurMedia директор Центра оказания услуг "Мой бизнес" Антонина Потапова рассказала о государственной поддержке бизнеса и бесплатных сервисах, которыми могут воспользоваться субъекты малого и среднего предпринимательства.
Согласно статистике налоговых органов, на 1 января этого года на территории края зарегистрировано 50 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Во время пандемии коронавируса нового типа многим бизнесменам пришлось приостановить или ограничить свою работу. Государство разработало ряд мер по поддержке МСП. Миссию по поддержке малого и среднего бизнеса в том числе реализует и федеральный проект — Центр оказания услуг "Мой бизнес".
— Вы представляете Центр "Мой бизнес". Чем занимается центр?
— Подобные центры в последние два года открывались во всех субъектах РФ. В Хабаровском крае он был открыт 25 декабря прошлого года. Мы работаем с субъектами малого и среднего предпринимательства, а также с теми, кто только планирует вести предпринимательскую деятельность, с самозанятыми гражданами.
Центр "Мой бизнес" — это поддержка предпринимателей по принципу "одного окна". Это полностью бесплатные для бизнеса консультации различных специалистов и экспертов, правовая и кадровая помощь, помощь в размещении товаров на крупных торговых площадках (маркетплейсах), помощь в организации выставок и ярмарок, разработка медиаплана в рамках популяризации продукции, повышения узнаваемости товаров, услуг, брендов, разработка финансовых моделей для привлечения инвестиций и еще целый ряд мероприятий.
На базе центра также работает "окно МФЦ" для субъектов малого и среднего бизнеса, центр экспорта и фонд поддержки малого бизнеса, который предоставляет микрозаймы на выгодных условиях. Поддержка нужна бизнесу не только в пандемию.
— Какие меры поддержки бизнеса появились именно во время пандемии?
— Много по линии помощи бизнесу было сделано по линии федерального центра. Об этом говорил и президент Владимир Путин. Как отмечал глава государства, меры поддержки применялись для пострадавших отраслей экономики и были направлены прежде всего на представителей малого и среднего бизнеса. Это действительно так. В первую очередь, это так называемые "налоговые каникулы" или налоговые послабления. Наш центр помог предпринимателям в пандемию, это консультированием. На базе центра была создана горячая линия информационной помощи субъектам МСП, мы консультировали предпринимателей по антикризисным мерам, разработанным различными государственными и частными структурами — что было предложено налоговой инспекцией, банками, органами госвласти, давали информацию по изменениям в федеральных мерах поддержки.
Следующее, что было сделано — увеличен бюджет по популяризации продукции малого и среднего бизнеса. Если раньше мы могли помочь в продвижении товаров и услуг 80 компаниям, то с учетом сложной ситуации пандемии на конец этого года число возросло до 200. При этом консультации профильных специалистов не были остановлены, мы просто перевели эту работу в онлайн.
Также провели двухдневный марафон, где обучали, как перевести услуги в онлайн и как найти новые каналы реализации продуктов и услуг, каким образом на базе действующих продуктов создавать продукты, ориентированные на удаленную продажу.
Из финансовых мер: фонд поддержки малого предпринимательства, входящий в структуру "Мой бизнес", разработал кредитный продукт "Антиковид", который предусматривает заём до трех миллионов рублей с процентной ставкой не больше ключевой ставки, чуть больше, чем 4%.
— Есть ли информация о том, сколько за этот непростой год много ли самозанятых вышли из тени, официально оформили свой статус?
— По статистике Федеральной налоговой инспекции, за время с введения этого налогового режима в крае зарегистрировалось более 5200 самозанятых. Самозанятым по линии нашего центра доступны практически все услуги.
— Может ли бизнес рассчитывать на господдержку при поставке товаров на экспорт?
— Безусловно. Существует комплекс мероприятий по поддержке СМП. Это и перевод сайта на иностранные языки, и помощь при участии в выставочно-ярмарочных мероприятиях в России и за рубежом, консультирование и информирование предпринимателей.
— Каким образом федеральный центр оказал поддержку субъектам малого и среднего бизнеса в непростой период с начала весны?
— Федеральный центр содействует развитию малого и среднего предпринимательства, и центр "Мой бизнес" — это один из механизмов поддержки, проводник этой помощи в регионах. Центры были созданы до пандемии и это очень здорово. Мы смогли своевременно оказать поддержку бизнесу, ориентируя в быстро меняющихся и возникавших мерах поддержки.
— Есть ли успешные примеры помощи малому и среднему бизнесу?
— Да, есть целый ряд положительных примеров, когда с помощью поддержки в виде популяризации (дизайнерские услуги, разработка сайта, рекомендации по ведению соцсетей) компании выходили на новый уровень, наращивали дополнительную клиентскую базу и соответственно увеличивали объем прибыли, как с помощью банковских гарантий и льготных займов компаниям удалось выстоять в непростой период с начала этой весны.
К примеру, Гарантийный фонд, который входит в экоситсему "Моего бизнеса", помог предпринимателю из Комсомольска получить выгодный контракт.
Компания ООО "Эверест" из Комсомольска-на-Амуре специализируется на строительных работах. Сейчас в штате 11 инженерно-технических работников и порядка 60-70 рабочих. Фирма кредитуется в Сбербанке. В этом году для выполнения работ по контракту им необходимо было взять кредит на 30 млн рублей. На такую сумму не хватало собственного обеспечения. Бизнесмены направили документы в Фонд. Он выступил поручителем по кредиту. Благодаря его поддержке кредит в необходимом объеме был одобрен.
Еще один из позитивных примеров — опыт комсомольской компании "Инкар", которая занимается заготовкой и продажей натурального замороженного березового сока.
Предприниматели при поддержке центра экспорта приняли участие в двух крупных выставках. В ноябре прошлого года это была международная продовольственная выставка "Петерфуд" в Санкт-Петербурге. В феврале этого года — "Продэкспо" в Москве. У развивающегося бизнеса появились потенциальные партнеры, однако из-за пандемии попытки наладить сотрудничество пока откладываются.
— Ведете ли вы статистику эффективности работы центра?
— Да. Это один индикаторов оценки нашей работы. В этом году мы провели более 100 обучающих мероприятий, более 3,5 тысяч консультаций, отработали более четырех тысяч обращений на горячую линию, предоставили более 100 поручительств. Это только первый год работы. В будущем году планируем сделать работу еще более продуктивной.