Горячим выдалось обсуждение главного финансового документа Хабаровского края на 2021 год на очерtдном заседании Делового клуба ИА AmurMedia. Экономисты, представители экономического блока правительства края, политики и депутаты резко разошлись в оценке правильного распределения средств бюджета и будущих перспектив, сообщает корр. ИА AmurMedia Ко Виктория.
руководитель ХРО партии "Справедливая Россия"
Автор фото: ИА AmurMedia
- Большинство статей бюджета направлены на социальную сферу. Что касается слабых сторон бюджета или угроз, как я бы сказал, то это, конечно, экономическая нестабильность. Федеральный бюджет, как мы знаем, чувствует себя не очень хорошо, и есть риски, что на нас, на дальневосточниках будут экономить. Мы сейчас находимся в зоне турбулентности, но все равно всегда можно найти возможности, чтобы дополнительно заработать. И экономический блок правительства Хабаровского края должен на этом в первую очередь сконцентрироваться. Как предприниматель могу сказать, что в следующем году большая проблема возникнет из-за отмены режима ЕНВД. Другие режимы налогообложения кратно увеличат нагрузку на малый бизнес. Поэтому хорошо было бы, если правительство и краевая дума поискали бы возможности поддержать малый бизнес в рамках упрощенной системы налогообложения. Может, не весь, а какие-то отдельные отрасли, как это сделали наши коллеги из Удмуртии и Башкирии, где снижают ставки по упрощенке, привлекая таким образом бизнес из других регионов. Скорее всего Минфин скажет, что так могут снизиться доходы бюджета, но бюджет может пострадать намного больше, если предприниматели уйдут в другие регионы с более лояльным налоговым режимом.
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ТОГУ Владимир Норин
Автор фото: Игорь Волков, ИА AmurMedia
У нас на 7 млрд рублей сокращается финансирование здравоохранения. Насколько мне известно, полностью выпадают из финансирования такие программы, как "Кардиология" и "Онкология". У нас на одну треть идет сокращение образования, поддержка бизнеса на текущий год за счет краевого бюджета в общем-то не предусматривается, сокращаются дотации на сельское хозяйство. Но мы говорим о социальной направленности бюджета. Незначительный рост доходов бюджета запланирован только на 2023 год, а 2021 и 2022 годы - это годы обнуления доходной части бюджета, то есть это выход на нулевую точку роста. Да, у нас предусмотрено допфинансирование строительства школ, детских садов, других соцобъектов и транспортной инфраструктуры. Но если брать в совокупности эти два года с учетом взятого курса на сокращение дефицита бюджета, то это не бюджет развития.
Как я понимаю, мы в основном рассчитываем на дотации, субвенции и субсидии из федерального бюджета, но там тоже напряженная обстановка, это еще бабушка надвое сказала. Тогда нужно построить расходную часть бюджета так, чтобы у нас работал малый и средний бизнес, и привлечь инвестиции. В противном случае инвестиции к нам при таком бюджете не пойдут, а малый и средний бизнес уйдет из Хабаровского края. У нас уже есть примеры, когда из Хабаровска бизнес уходит в Хабаровский район и другие районы края, где были более льготные условия. Поэтому мое мнение: бюджет сбалансирован, но он никак не имеет социальной направленности даже при таком высокой доле социальных расходов. При этом за те два года, пока мы будем приводить в порядок бюджет, у нас просто некому будет экономику поднимать. Отток населения усилится. малый и средний бизнес уйдет в другие регионы или умрет. И дальше никакие инструменты не смогут помочь возродить малый бизнес. Необходимо пересмотреть бюджет в сторону стимулирования МСБ, аграрного сектора, иначе не получится к 2023 году выйти на бюджет развития, как запланировано.
заместитель министра экономического развития Хабаровского края
Автор фото: сайт правительства Хабаровского края
- На 2021 год мы заложили рост ВРП по отношению к 2020 году на 4,2%. В нынешних условиях это достаточно амбициозный, не завышенный, но и не безудержный рост, который мы реально можем достичь. Есть достаточно обнадеживающих факторов. Как бы тяжело ни складывалась ситуация, уже сейчас видно, что даже самые пострадавшие отрасли, общепит и розничная торговля, восстановили уровни налоговых платежей за 10 месяцев (нарастающим итогом). Это означает, что сейчас наверняка не будет закрытия предприятий, аналогичного тому, что было в апреле-июле. Выручка в этих отраслях будет расти, соответственно, будет рост налоговых платежей, пусть и не в той динамике, что была до первого квартала 2020 года. Все остальные отрасли, которые не попали в список наиболее пострадавших отраслей, демонстрируют различную динамику развития. Есть тревожные тенденции, есть относительно неплохие показатели, но в целом экономика Хабаровского края прирастает от месяца к месяцу разным темпами. На конец года, полагаем, что хотя бы 101% мы точно покажем. С учетом новых перспектив и новых проектов краевая экономика совершенно точно прирастет. Никаких сомнений у нас нет.
Точки роста: Хабаровская агломерация, Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Солнечный районы со своими столпами экономики: заводами "Амурсталь", КнААЗ, АСЗ. Особенными темпами развивается Ванинско-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел, и совершенно четко видно, что кратно превышают запросы стивидоров возможности, которые обеспечивают РЖД. Если бы не было узких мест на этом участке жд магистрали, то объем перевалки был бы кратно выше сегодняшних 30 млн тонн в год: в 3, а то и в 4 раза. Все земельные участки, которые могли быть освоены под расширение портовых мощностей, разобраны, и в ближайшие годы мы будем свидетелями возникновения новых портовых мощностей.
Часто задают вопросы, а какие инвестпроекты для нас приоритетные. Так вот для нас любой инвестпроект важный, нужный. Нет инвестпроекта, который был бы не интересен правительству края. Но большое внимание отдается крупным инвестпроектам. Если собрать все крупные инвестпроекты, то они складываются в величину 2,575 трлн рублей Из них обрабатывающие производства 1,187 трлн рублей, транспорт и логистическая обработка грузов - 1,047 трлн рублей.
депутат Закдумы Хабаровского края от КПРФ, второй секретарь Хабаровского крайкома КПРФ
Автор фото: пресс-служба ХРО КПРФ
- Я голосовал в первом чтении против бюджета и на комитете Закдумы во время обсуждения второго чтения уже после внесения поправок тоже был против. Структура бюджета остается неизменной еще со времен Шпорта. По сути, это были бюджеты проедания, а не развития. поэтому Хабаровский край все больше зарывался в кредиты, в будущем году край собирается еще больше занять у банков. Если не будет точек роста, то за счет чего будем увеличивать налоговую базу? Край привык жить на дотации, а это неправильно. Нужно задумываться о своем производстве и создании рабочих мест. Инвестпроекты - дело хорошее, но далеко не все они являются основными налогоплательщиками у нас в крае. Основными налогоплательщиками являются физлица.
Я согласен с теми, кто говорит о том, что нам надо улучшать инвестпривлекательность края путем снижения налогов. Те меры, которые принимались в этом году, к примеру, снижение налоговой ставки по УСН, недостаточны. Например, не услышаны были аптечные сети, а в конечном счете все расходы бизнеса лягут на потребителя.
На реальный сектор экономики практически ничего не выделяется. У нас нет действующей программы по развитию промышленности Хабаровского края, МСП тоже серьезно не поддерживается, а дотации на сельское хозяйство составляют меньше 1% от расходной части бюджета. И это при том, что своим мясом и молоком край обеспечен только на 10%, и мы помним, что творилось с тем же картофелем, когда исчез китайский.
Мы также уверены, что перечень отраслей, которые пострадали от пандемии, необходимо расширять, так как на самом деле пострадали практически все.
экс-директор Дальневосточного НИИ рынка, доктор экономических наук, профессор
Автор фото: из личного архива Вадима Заусаева
- Бюджет на 2021 год традиционный. Направлен на латание дыр и консервацию всех проблем. Конечно, надо поддерживать социальную направленность, здравоохранение и образование, но необходимо и формировать бюджет развития. Все цифры, которые министерство экономики приводит, я ставлю под большое сомнение, потому что у меня динамика совершенно другая. Возникают вопросы: а что развивать и как? Скажем, традиционные формы поддержки малого и среднего бизнеса - это тоже путь в никуда. Надо искать новые формы и механизмы. Ну например, девелоперское, или юниорское, движение в добывающей промышленности. Это опыт Малмыжа. Только там бизнесмен канадский, а нам нужен свой, российский. При этом эти компании должны быть государственными, краевыми.
Бюджет развития - это 3-4 млрд рублей в год. Откуда их взять? Я думаю, надо начинать с реструктуризации государственного долга. Надо поднимать движение, поднимать общественные организации, уходить от кредитов частных банков в государственное финансирование. Это первое. Второе, надо расширять налогооблагаемую базу, надо уходить от процессинговых схем. Компании сидят в Москве и стригут купоны за счет дальневосточников. Откуда еще брать деньги? Сокращать расходы на содержание краевой думы и правительственный и муниципальный аппараты власти. Потому что идет дублирование функций, идет загрузка чиновников совершенно ненужной работой.
первый зампред Закдумы Хабаровского края, руководитель фракции ЛДПР
Автор фото: ИА AmurMedia
- Коллеги делают одну и ту же ошибку, сравнивая фактические показатели 2020 года с показателями бюджета на 2021 год во втором чтении. В 2020 году, когда мы принимали бюджет, расходная часть составляла почти 108 млрд рублей, а доходная 100 млрд рублей. На 2021 год расходная часть 122 млрд рублей, а доходная - 115 млрд. Мы видим рост за счет федеральных трансфертов. Но нельзя говорить, что это нам какие-то подачки. Ни в коем случае! Идет программное финансирование, в котором участвуют на условиях софинансирования краевым и муниципальным бюджетами.
Мы анализировали бюджет, он абсолютно сбалансирован, и это бюджет социально ориентированный: 77 млрд рублей уходит на социальную сферу. Я согласен с тем, что надо усиливать работу по привлечению инвесторов. ВРП 104% - это, может быть, и неплохо, но если мы хотим делать какие-то серьезные шаги, то, конечно, желательно было бы, чтобы у нас ВРП увеличивался бы в большем объеме. Я также абсолютно согласен, что реструктуризацию госдолга края нам надо осуществлять, потому что в 3-4 млрд рублей на сегодняшний момент нам обходится обслуживание наших кредитных обязательств перед банками. Закдума выходила на правительство РФ с такой просьбой, получили ответ, что не имеем такую возможность, потому что в федеральном бюджете нет соответствующей статьи. Здесь хотелось бы обратиться к нашим депутатам Госдумы, чтобы у нас такая статья в Бюджетном кодексе появилась.
Еще я хочу сказать, что категорически не согласен с идеей снижения налоговых ставок как инструмента борьбы за налоговое резидентство. Если мы начнем конкурировать между субъектами (по налоговым ставкам), мы дойдем до 0.
Депутат ГД РФ от Хабаровского края
Автор фото: Пресс-служба ЗакДумы Хабаровского края
- Замена коммерческих кредитов на бюджетные возможна, и дело не в том, что нет такой статьи в Бюджетном кодексе, а в том, что такие инструменты действительно работают. Я также здесь соглашусь с одним из участников, что структура бюджета 2014 года так и не поменялась. И тогда, помнится, говорили, что ЕР неправильно работала в Хабаровском крае. А что изменилось сейчас? Все дело в том, что часть базовых принципов не меняется, они потому и называются базовыми, что способствуют укреплению стабильного положения, чтобы не свалиться в крутое пике. Предложение не поддерживать текущий бюджет я не поддерживаю. Не вижу на то оснований, по крайней мере до тех пор пока нет альтернативного бюджета. Чтобы сказать, отчего отрежем, куда прибавим, чтобы наш бюджет стал бюджетом развития. В существующей структуре экономики края думать, что наш бюджет будет бюджетом развития, это просто розовые мечты. Тот пессимистический прогноз, который есть, дает основания для того, чтобы говорить, что мы сохраним социалку и создадим условия для того, чтобы можно было прожить дальнейший год. Действительно мы прирастем пока только федеральными траншами, и в этом никакой заслуги представительного органа нет, а рост федеральной составляющей связан с тем, что под руководством врио губернатора велась системная работа с федеральным центром. Мы могли бы получить эти транши и в предыдущие два года, но на уровне субъекта велась политика, так скажем, не очень понятная. По моим оценкам, только за прошлый год мы недополучили по различным федеральным программам около 10 млрд рублей.
заместитель министра финансов Хабаровского края по бюджетной политике
Автор фото: сайт правительства Хабаровского края
- Текущая ситуация накладывает свой отпечаток на экономику и бюджет, но тем не менее правительство края работает. Мы концептуально подошли к формированию краевого бюджета на 2021 год: чтобы у нас не просело ни одно из ключевых направлений. В целом кардинальных изменений в проекте бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы в принципе нет, так как проект формировался в соответствии с правилами, установленными бюджетным законодательством и необходимостью финансового обеспечения 35 государственных программ края. Мы старались сделать все в первую очередь таким образом, чтобы были обеспечены расходы на оплату труда, социальные выплаты, стипендии, расходы на реализацию национальных и региональных проектов, расходы на дорожную деятельность (в пределах Дорожного фонда края), межбюджетные трансферты. Местные бюджеты обеспечены на 2021 год с ростом в целом по общему объему средств к уровню 2020 года более чем на 1 млрд рублей. На сегодня объем расходов на социально-культурную сферу оставляет около 80 млрд рублей, это 65% от общего объема расходов. Кроме этого, на национальную экономику расходы составят 14,8 млрд рублей (около 12%), на ЖКХ - 8,4 млрд рублей (около 7%).
В целом бюджет сбалансирован напряженно, в качестве источников дефицита бюджета определены кредиты банков, сегодня с этим приходится считаться, это данность. Правительство ставит задачи по наращиванию налогового потенциала, улучшению инвестиционного климата, расширению налоговой базы. В сравнении с бюджетом на 2020 год (во втором чтении) расходы на социальную политику выросли на 10 %, на образование на 4,7%. Есть некоторое снижение расходов на здравоохранение, но это потому, что не все федеральные деньги пришли, пока только 67%. А если сравнить расходы на здравоохранение без федеральных средств и без инвестиций, то в бюджете на 2021 год они составят около 97%. Небольшое снижение есть, но это не считая коронавирусных денег. Социальная политика - 101,9% также без федеральных средств и инвестиций, физкультура и спорт- 103,8%, культура и кинематография - 110,6%.