Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края исполнилось 10 лет. За это время специалистами много было сделано для того, чтобы сохранить и развить помысел в Хабаровском крае. О том, какие проблемы на сегодняшний день наиболее остро стоят перед рыбопромышленниками, а также о пути их решения и планах на будущее рассказал ИА AmurMedia президент Ассоциации Сергей Рябченко.
— Сергей Михайлович, в последние годы отрасль периодически лихорадит от предложений пересмотреть существующие принципы распределения квот. Появилось требование перевести квоты на аукционы. На сегодняшний день какая работа ведется для обеспечения стабильности работы предприятий?
— Действительно, такие вызовы сегодня существуют. Они появились с публикаций Федеральной антимонопольной службы… мы уже проходили один этап, когда 50% крабовых квот были переданы на аукцион под идеей увеличения числа пользователей. Но такового не случилось. При этом начато было строительство рыболовных судов. Ни я, ни Ассоциация не видели, чтобы список партнеров, предприятий каким-то образом расширялся. По мне, так это больше похоже на монополизацию, в частности, в крабовом бизнесе. Безусловно, мы выступаем сейчас и против новых “инициатив” Русской Рыбопромышленной Компании, предлагающих новое перераспределение долей квот через аукционы. Мы попросили подключиться и врио губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева, он согласился с нашей позицией и подписал письмо на имя премьер-министра России Михаила Мишустина с тем, чтобы не допускать ревизии исторического принципа по распределению водных биологических ресурсов.
— Сейчас очень много говорится о создании комфортной среды для бизнеса, в том числе и для рыбной отрасли. А что можно сказать о борьбе с административными барьерами?
— Сегодня мы ощущаем, что имеющиеся контрольно-надзорные функции избыточны. И с этим нужно что-то делать. Правила рыболовства превратились в трактат. Например, в 1980 году Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна составляли 20-25 листов. Сегодня я даже не знаю, сколько там… И с каждым годом правила меняются! Какие могут быть стратегические планы у предприятий при постоянно меняющейся нормативно-правовой базе? К примеру, Сахалинский залив, есть предприятие, которое базируется на Лонгари. Там построен цех, в который вложено 200 миллионов рублей. И тут меняют Правила рыболовства. До этого было предписано один километр отступать от устьев рек для постановки орудий лова, изменили на два. Берем динамику у науки: последнее десятилетие постоянно идет активное заполнение нерестилищ, даже перезаполнение. Какие были основания менять Правила по Сахалинскому заливу? И вот это предприятие раньше выставляло шесть орудий лова, сейчас выставляет три. Мощности, в которые более 200 миллионов вложили, простаивают. Для чего тогда дальше инвестировать? Я намерен выходить с предложением на науку и Амурское территориальное управление Росрыболовства, чтобы вообще, возможно, по Амурскому лиману применять для стационарных орудий лова правило "прямого угла". А вообще административный барьер во всем! На севере, в частности в Охотском районе, в прошлом году была проблема. Там не успели законодательно согласовать возможность транспортировать в рамках прибрежного рыболовства рыбу на береговые мощности — разделывать, выпотрошить и так далее. Это глупость полная! Пришлось нам активно подключаться к решению этой проблемы.
— Расскажите поподробнее про проблему прибрежного рыболовства.
— Например, завод расположен в устье реки Кухтуй, а ловят на береговой полосе Охотского моря. Оказывается, нельзя привести сюда, в устье реки то, что взято ставновым неводом. А здесь при этом уже лет 50 находится рыбоперерабатывающий цех! Из-за этого потеряли объемы "прибрежки". Пока этот вопрос отрегулировали, путина нерестовой сельди закончилась. Что это, если не барьер? Мы на ДВНПС (Дальневосточный научно-промысловый совет) при рассмотрении изменений в Правила рыболовства обсуждаем каждую букву, чтобы формулировка была понятна и контролерам, и рыбакам. Потом идет межведомственное согласование: там что-то поменяли, переставили... Выходит документ непонятный. Добывать рыбу невозможно. Поэтому мы говорим: прошли межведомственное согласование — пусть посмотрит ДВНПС или рыбацкое сообщество, не поменялись ли сами понятия, не ставят ли барьеры. Тогда уже можно отправлять на регистрацию в Минюст. А у нас каждое принятие нового правила рыболовства чревато тем, что тот или иной субъект лишается возможности лова. Это недопустимо.
— Как с этим справиться?
— Чем меньше мы будем менять законодательство, тем больше мы будем инвестировать в рыбохозяйственный комплекс, предприятия будут иметь перспективу. И я в очередной раз повторю: без Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Хабаровского края мы не можем правильно выстраивать свою политику. Мы должны иметь инструменты и тактику, как эту Стратегию реализовать.
Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края — 10 лет. Фото: Игорь Волков, ИА AmurMedia
— Во время запрета на летней лов кеты активизировались браконьеры. Картина ужасная. Потрошенная рыба на берегу… Вроде популяцию восстанавливаем, а по факту вот такое варварство. Так ли нужен запрет на летний лов кеты?
— Что касается летних лососей на 2021 год, я считаю, что запрет нужен. По-хорошему, запрет нужен и в рамках промышленного и других видов рыболовства. Потому что, когда на воде никого нет, то если вдруг появляется лодка, сразу ясно — это браконьер. А так получается, что промышленность не работает, но работают КМНС, любители, а под них подстраиваются браконьеры — попробуй отличи! Не секрет, что у нас бывают и по три лодки с одними и теме же номерами.
Когда мы получим полные данные по итогам путины тихоокеанских лососей в Хабароваском крае — потом этот вопрос будет обсуждаться на ДВНПС — получим также данные о заполнениях верхних нерестилищ на Амуре, мы будем понимать, что в этом году случилось.
— Справляются ли со своей задачей сегодня рыбинспекторы?
— Надо отметить, что их возможности, к сожалению, не безграничны, тем более, учитывая их малочисленность. Напомню, что при каждом преобразовании их количество сокращалось. Сначала Амуррыбвод — имел штатную численность порядка трех сотен человек инспекторов, затем на себя этот функционал взял Россельхознадзор — сократилась численность вдвое. Потом было организовано территориальное управление Росрыболовства — снова сокращение штата инспекторов. На сегодняшний день, например, в Нанайском районе всего четыре инспектора.
Что касается ограничения промышленного лова осенней кеты, то мое мнение такое, что оно должно быть выше по течению от устья реки Амгунь.Во-первых потому что заходы производителей осенней кеты в реку Амгунь были близки к оптимуму. Второе –материал для закладки икры сегодня перевозится на рыбоводные заводы в ЕАО из бассейна реки Амгунь, с Удинского рыбоводного завода. Не с более близких заводов! Все говорит о том, что для осенней кеты все большую значимость как естественное нерестилище приобретает бассейн реки Амгунь. То же самое — для летних лососей. Горбушу, напомню, в этом году ловили — поймали порядка 40% от прогнозных величин. Порядка 60-70% от оптимума было заполнение на Амгуни. А вот летнюю кету пропускали полностью. И заполнение было порядка 100%. Следующий год у нас не горбушевый — будем поступать, как поступали в 2019 году— на промысел летних лососей в Амуре и лимане не выходили. И, конечно, нужно дождаться рекомендаций науки по этим вопросам.
— Вы все же за прекращение промысла летних лососей для всех?
— Я настаиваю: если прекращать промысел, то всеми видами рыболовства! Тогда удобно работать и органам рыбоохраны, и другим контролирующим органам. А любители и КМНС смогут работать на осенней кете.
— Есть ли опасность, что Амур останется без красной рыбы?
— Мое личное мнение — это чепуха. Ресурс восстановится. Должны сработать два фактора: охрана путей миграции и охрана нерестилищ.Ведь существует теория, что гораздо дешевле потратить деньги на охрану естественных нерестилищ, чем строить и содержать рыбоводные заводы.Хотя и поддержку инициативам рыбоводов тоже нужно оказывать.
— Какие планы у Ассоциации?
— Нашим девизом всегда было и остается "Успех рыбной отрасли — в стабильности". Прежде всего, как я уже говорил, в стабильности законодательства и нормативно-правовой базы. Поэтому мы будем продолжать работу над будущей Стратегией промысла тихоокеанских лососей в Хабаровском крае на 2021 год, мы будем прорабатывать вопрос о возобновлении работы краевого рыбохозяйственного совета, который прописан в Федеральном законе о рыболовстве. Мы будем и дальше продолжать работу в рамках координационного совета рыбохозяйственных ассоциаций Дальнего Востока и отстаивать принципиальные позиции по недопущению изменений исторического принципа по распределению водных биологических ресурсов, а также по отмене лицензирования экспорта живых морересурсов. Мы будем выступать против излишних административных барьеров. Мы будем выступать за поднятие престижа рыбаков, потому что сегодня все еще звучит негатив в их адрес, а также существует некоторое непонимание значимости промышленного рыбохозяйственного комплекса, в частности, Хабаровского края. Конечно, важно правильно расставить приоритеты и традиционного, и любительского рыболовства, но без промышленного рыболовства ничего не получится, ведь оно обеспечивает занятость населения, гарантирует социальное обеспечение гражданам, проживающим в поселках, налоговые поступления в бюджет края, обеспечивает той же самой доступной рыбой. Задач стоит очень много.