Все карточки
4 мая

Как георгиевская ленточка стала символом Великой Победы

ИА AmurMedia расскажет, как появилась георгиевская ленточка, какое отношение она имеет к Великой Отечественной войне и почему сегодня она олицетворяет Великую Победу.

1

Что такое георгиевская ленточка?

Это символическая лента, реплика традиционного биколора Георгиевской ленты, используемая в период празднования Дня Победы с целью выражения нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта - всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году.

2

Как она вообще появилась?

История данного биколора насчитывает несколько столетий. Изначально, это был геральдический символ еще Российской империи, появившийся в 1769:

Императрица Екатерина II ввела орден Святого Георгия, как награду для офицеров, вручаемую за личную храбрость на полях сражений. Носить орден полагалось на «ленте шелковой о трех черных и двух желтых полосах». Впоследствии из-за названия самой награды, за лентой закрепилось название «георгиевская».

В 1807 году император Александр I учредил специальную награду уже для нижних чинов Русской Армии. Она выдавалась за личную храбрость, проявленную в бою, и получила название - Знак отличия Военного ордена.

Спустя более чем сто лет, в 1913 году, она была причислена к ордену Св. Георгия и стала вместе с Георгиевским крестом, пожалуй, самой массовой солдатской медалью вручаемой за храбрость.

3

Так значит лента должна быть черно-желтой, а не черно-оранжевой?

Еще с первой половины 18 века черный и желтый цвета стали государственными цветами Российской империи. Однако с точки зрения геральдики и желтый и оранжевый – это варианты отображения золотого, а потому взаимозаменяемы. Поэтому уже во времена появления Ордена с "георгиевской" лентой можно было наблюдать оба варианта сочетаний.

4

Если лента появилась еще в 18-м веке, как же она превратилась в символ победы в Великой Отечественной войне?

После революции имперские награды были упразднены большевиками и использовались разве что в наградных системах белых армий. Вновь история биколора начинается уже в советский период, как раз в годы Великой Отечественной. С осени 1941 года воинским частям, соединениям, кораблям за проявленные мужество и героизм личного состава присваивались звания «гвардейских». В 1942 году, указом Президиума ВС СССР для гвардейцев учредили нагрудный знак «Гвардия», причем у ВМФ он был особенным и представлял собой прямоугольную пластину, обтянутую черно-оранжевой лентой. Кроме того, шелковая муаровая лента с пятью продольными полосками: три черных, две оранжевых, с краями, окаймленными узкими оранжевыми полосками прилагалась к всевозможным советским наградам, в том числе и самой массовой – «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также к ордену Славы всех степеней. Таким образом ленточка, стала прочно ассоциироваться в умах людей с победой в Великой отечественной и личным героизмом участников войны.

5

Но ведь сейчас ленточка стала неотъемлемой частью празднования 9 Мая и носят ее далеко не только военные. Как так вышло?

Популяризировать ленту в широких массах, как символ Победы, начали в 2005 году, когда впервые стартовала акция по раздаче символических ленточек "Георгиевская ленточка". В ее рамках ленточки раздаются совершенно бесплатно, так как мероприятие спонсируется из государственного бюджета и не несет целью извлечение прибыли. Стоит понимать, что данная ленточка ни в коем случае не является геральдическим символом, это символическая реплика традиционного биколора Георгиевской ленты, призванная отдать дань уважения ветеранам и всем тем, кто строил Великую Победу.

6

Есть какие-то правила, как можно носить ленту?

Безусловно. Существует несколько каноничных способов повязать ленту, но в принципе этот момент четко не регламентирован. Зато оговорено, как носить ленточку недопустимо. 

Нельзя:

  • носить ее в испорченном виде
  • на голове (ни повязывать на «хвост», ни закалывать ей прическу нельзя)
  • повязывать ниже пояса
  • крепить к сумке
  • крепить на кузов или антенну автомобиля

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia