Место, куда стремятся попасть хабаровские невесты, любопытные мужчины и дети, давно привлекает жителей и гостей дальневосточной столицы. Как выглядит изнутри единственный хабаровский музей под открытым небом, посмотрел журналист ИА AmurMedia.
Музей истории Амурского моста. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia
Маршрут: музей истории Амурского моста
Сложность: 6+
Время в пути: зависит от района города, из которого добираетесь
Город/Район: Хабаровск
Ориентир: Амурский мост
Наличие туристической инфраструктуры: город
Транспорт: автомобиль, автобус
Затраты: билетна автобус, бензин для автомобиля или такси
Музей истории Амурского моста. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia
Музей под открытым небом – давняя мировая практика, используемая 18 странами, среди которых есть и Россия. Один и таких музеев появился в 2010 году в Хабаровском крае. Инициатором создания этого места стал главный инженер ДВОСТжд Константин Крапивин. Именно он посчитал, что на Дальневосточной железной дороге-филиале ОАО "РЖД" должен быть музей истории Амурского моста. Да-да, именного того, что изображен на купюре номиналом 5000 рублей.
Музей истории Амурского моста. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia
Добраться до музея можно достаточно быстро, если воспользоваться услугами такси или же прокатиться на личном автомобиле. Конечно, еще туда ходят автобусы – выйти нужно на остановке "Детский сад" (Северный микрорайон). Только в таком случае придется еще преодолеть приличное расстояние пешком. Ориентироваться стоит на знаменитое "Воронье гнездо", возвышающееся над Амурским мостом, под которым, собственно, и укрылся музей.
При реконструкции моста у руководства Дальневосточной железной дороги возникла идея создать музей истории моста. Одним из главных экспонатов должна была стать одна из демонтированных ферм "царского" моста. При реконструкции её отбуксировали к площадке на правом берегу Амура, где она простояла до августа 2008 года, когда специалисты Хабаровского мостоотряда ОАО "Дальмостострой" приступили к развороту фермы старого моста на 90 градусов. До этого была возведена подпорная стенка на Амурском берегу, пролетное строение устанавливалось уже на постоянные опоры, расположенные параллельно действующему мостовому переходу. Первоначально планировалось ограничиться только разворотом фермы параллельно нынешнему мосту и обустройством смотровой площадки, но затем было решено развить идею, в перспективе создав на этой площадке полноценную парково-историческую зону отдыха. Летом 2009 года были проведены работы по очистке и покраске фермы, а также подготовка и установка трех будущих экспонатов: паровоза Eа, двухосной платформы 1935 года выпуска и цистерны, построенной ещё в XIX веке. В следующем, 2010 году, экспозиция была существенно расширена: возведено здание ретровокзала, установлены электровоз ВЛ80, выпускавшийся со второй половины прошлого века, грузопассажирский тепловоз М62, крытый вагон старой постройки и автомотриса 1930-х годов. Музей был включён в экскурсионную программу участников и гостей VI Ассамблеи начальников железных дорог, проходившей в начале сентября 2011 года в Хабаровске и Владивостоке. Установленая после реставрации цистерна конца XIX века, которую обнаружили в сентябре 2010 года в лесном массиве Хабаровска, стала самым старым экспонатом музея.
Это место привлекает не только любопытных горожан и туристов, но и местных невест – слишком сильно обуревает их желание сделать фотографию "как у Светки на свадьбе" на фоне уменьшенной копии одного из семи чудес Хабаровского края.
Музей истории Амурского моста. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia
Площадка музея раскинулась на берегу Амура. У входа стоит табличка с названием места, территория огорожена металлическим кованым забором со значками РЖД. За забором – много интересных экспонатов, на которые можно не только смотреть.
Пройти на территорию легко – не нужно бежать в кассу и оплачивать входной билет. Вход в этот музей бесплатный. Наверное, поэтому нет в нем и экскурсовода. Так что, если хотите узнать, на что смотрите или что трогаете, прочитайте надписи на табличках.
Музей истории Амурского моста. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia
Первым, что увидите, станет реплика обелиска в память участия войск при постройке Уссурийской железной дороги (оригинал стоит на железнодорожной станции Хабаровск-1, прим. ред.). На памятной табличке написано:
Повелением императора Александра III Уссурийская железная дорога начата постройкой 19 мая 1891 года. 31 августа 1897 года, в царствование императора Николая II, её постройка закончена. Войска Приамурского военного округа, будучи призваны к сооружению этого пути, значительную часть его выполнили своим трудом. Да свидетельствует этот памятник, что воины уссурийские, стоящие грозным оплотом на отдалённом участке империи, умеют служить Отечеству как оружием, так лопатой и топором. Слава русскому солдату!
Музей истории Амурского моста. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia
Зато можно полюбоваться копией первого российского паровоза Черепановых, построенного отцом и сыновьями в 1833 году. Она стоит напротив "Ст. Амуръ". Кстати, этот паровоз справлялся с грузом "более 200 пудов (3,3 тонны) тяжести со скоростью от 12 до 15 вёрст в час (13-16 км/час)".
Музей истории Амурского моста. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia
Помимо него на территории представлены другие паровозы и поезда. В них можно залезть, походить там, потрогать все кнопки и рычаги. Допустим, в кабине тепловоза легко сделать селфи на память, несмотря на то, что она очень маленькая и тесная. Но если вы женщина, но хотите полностью насладиться доступностью экспонатов, то не надевайте юбки или платья – слишком высоко расположены входы в паровозы и вагоны.
"локомобиль" 30-х годов XX века. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia
Есть там и то, на что влезать не надо, а достаточно просто взглянуть. Например, рядом со старым вагоном стоит "локомобиль" 30-х годов XX века — компактная передвижная паросиловая установка, приводившая в действие различные механизмы. Здесь ее поставили рядом с лесопильной рамой Р65-2 из XIX века.
По всей территории музея "разбросаны" непонятные и порой неподписанные детали – насосы, сегменты кольца железобетонной отделки Кузнецовского тоннеля 2009-2011 года. Виднеется среди установок и макет железнодорожной эстакады, подходившей к старому амурскому мосту через протоку Бешеную. На ней как будто движется макет пассажирского паровоза П36 из 1950-х.
Помимо, казалось бы, скучных экспонатов, можно наблюдать беспрерывный поток свадебных кортежей. Невеста за невестой гордо ведут за руку своих женихов к центру музея – пролет старого Амурского моста 1916 года. Неспроста в 1900 году его показали на Всемирной выставке в Париже, где удостоили Большой золотой медали.
Пролет Амурского моста. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia
Мало кто из гуляющих по пролету знает, что металлические крупные части делали в Варшаве, а уже потом, в разобранном состоянии, их пускали по миру: везли в Одессу, потом морем во Владивосток, и дальше поездами в дальневосточную столицу.
Музей истории Амурского моста. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia
Это уникальный, сохраненный целиком образец фермы конструкции профессора Лавра Проскурякова с решеткой и полигональным верхним поясом. Рядом с царским пролетом Амурского моста установлены мостовые конструкции в натуральную величину различных конструктивных решений и исторических периодов: пролетное строение моста 1898 года через реку Кардонка балочной конструкции с ездой поверху; опорная часть пролетного строения образца 1920-х годов; макет "деревянный ряж с ледорезом" образца 1940-х годов. Длина совмещенной части моста составляет 2599 метров.
Говорить об этом экспонате можно многое, но лучше пройтись по нему. Кстати, с него открывается прекрасный вид на современный мост через реку Амур.
Музей истории Амурского моста. Фото: Александра Мельник, корр. ИА AmurMedia
Экскурсии по музею организуются по заявкам. Договориться можно по тел. (4212) 38-11-65.
Текст: Александра Мельник
Фото: Александра Мельник
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: